Химические вулканы чистого интереса
30.09.2017
598

На уроках Ольги Решетниковой (в центре) не бывает скучно
Учитель химии Ольга Решетникова капает несколько капель спирта на горку оранжевой соли, поджигает. Горка дымит, выбрасывает искры и серо-зеленый пепел.
Ольга Дмитриевна показывает его на одном из первых уроков восьмиклассникам. Поначалу им все это кажется чудом. Потом они узнают, что если к ярко-оранжевому бихромату аммония добавить несколько капель спирта и поджечь, он разлагается на азот, воду и оксид хрома, похожий на зеленый пепел. Они смогут написать эти формулы, узнают про экзотермическое разложение и окислительно-восстановительные реакции. И не скажут, что химия «трудная» или «скучная».
В этом им повезло. Интернет в ответ на вопрос: «Почему химия — трудный предмет?» - выдает массу ссылок. Химия стоит на пятом месте из девяти предметов, которые выпускники могут выбрать по желанию на ЕГЭ.
- Дети считают, что химия трудная, потому что не успевают ее понять, - говорит Ольга Решетникова. - Слишком мало времени сейчас на это дается в школе. В восьмом и девятом классах по два часа в неделю, а десятом-одиннадцатом и вовсе по часу. Можно ли все успеть, да еще показать опыт, поставить эксперимент? Кроме того, для опытов нужны реактивы, которые надо закупать, а не всегда на это хватает средства из школьного бюджета. Для работы лаборатории нужен лаборант, один учитель со всем не справится. К сожалению, во многих школах «оптимизировали» лаборантов, объединив их с лаборантами физических лабораторий либо сократив совсем.
В школе № 27 Комсомольска-на-Амуре с этим все в порядке. Есть квалифицированный лаборант, реактивов хватает. Дети со всего города стремятся попасть в профильные «Роснефть-классы», где математики, физики и химии в четыре раза больше, чем в обычных школах. Добавьте элективные курсы и занятия с преподавателями Комсомольского-на-Амуре технического университета.
Ученики Ольги Решетниковой видят ее часто, и не только на уроках. Ольга Дмитриевна - участник проекта «Одаренный ребенок - одаренный учитель», многие годы руководила научным обществом учащихся «Интеллектуал».
Ее ученики выбирают химию на ЕГЭ и олимпиадах. В этом году на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии победителями стали Алина Сумина, Никита Гребенюк, Лев Жуков и призёром – Яна Попова.
Яна поступила в этом году в ДВГУПС. У нее один из самых высоких проходных баллов в вузе – 240. ЕГЭ по химии она сдавала, как она сама говорит, из чистого интереса, т.к. при поступлении результаты не учитывались. И только из любви к предмету Яна получила 89 баллов.
Ее увлечение наукой началось в восьмом классе, когда она еще училась в другой школе. В десятом классе Яна перешла в школу № 27 и начала учиться у Ольги Дмитриевны. Под ее руководством и в соавторстве с одноклассницей Аней Макуриной они исследовали десять самых известных способов очистки воды от нефти.
- В Интернете мы нашли массу способов очистки, но какой из них лучше, понять было трудно, - говорит Яна. - Вот мы и решили для начала систематизировать все способы, а затем проверить в эксперименте, какой лучше.
Девочки наливали в пробирку воду, добавляли нефть и сыпали стиральный порошок. Или добавляли песок. И так - много раз.
- Мы сделали вывод, что лучше всего воду очищает пенопласт, - говорит Яна. – Он, как губка, впитывает нефть и быстро распределяется по поверхности воды.
Доклад Яны и Ани побывал сразу на двух конференциях - общешкольной и международной в Московском государственном университете нефти и газа имени Губкина. А затем его опубликовали в научном журнале.
В этом году пять учеников Ольги Решетниковой получили на ЕГЭ по химии больше 80 баллов. А Лене Казаковой не хватило всего двух баллов до ста.
За последние несколько лет у Ольги Решетниковой было три стобалльника - Коля Толстой, Гриша Титов, Никита Конышев. Все поступили на профессии, связанные с химией, - в Комсомольский-на-Амуре технический университет, Дальневосточный федеральный университет. Выпускники этого года выбрали для дальнейшей учёбы Санкт-Петербургский университет, Московский медицинский институт, Дальневосточный медицинский университет.
Поступил в КнАГТУ и один самых запоминающихся ее учеников Алеша Пухов. В 2015 году он стал самым титулованным участником регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, победив сразу на трех олимпиадах, - по физике, химии и географии и став призером по астрономии. В прошлом году он снова стал призером на химии. Специально для Алеши Ольга Дмитриевна подбирала задачки. Алеша задавал ей такие вопросы, из-за которых приходилось рыться в книгах.
- Из детей, которые задают вопросы, получаются увлеченные ученики,- говорит Ольга Решетникова. - Любая наука начинается с любопытства.
Но даже если химия не станет вашим любимым предметом, с ней надо подружиться, чтобы чувствовать себя уверенно в современном мире. И все-таки здорово, когда ребенок говорит: « Мне повезло с педагогом, поэтому химия для меня - лёгкий и интересный предмет».
Марина ЛИТВИНОВА.
Ольга Дмитриевна показывает его на одном из первых уроков восьмиклассникам. Поначалу им все это кажется чудом. Потом они узнают, что если к ярко-оранжевому бихромату аммония добавить несколько капель спирта и поджечь, он разлагается на азот, воду и оксид хрома, похожий на зеленый пепел. Они смогут написать эти формулы, узнают про экзотермическое разложение и окислительно-восстановительные реакции. И не скажут, что химия «трудная» или «скучная».
В этом им повезло. Интернет в ответ на вопрос: «Почему химия — трудный предмет?» - выдает массу ссылок. Химия стоит на пятом месте из девяти предметов, которые выпускники могут выбрать по желанию на ЕГЭ.
- Дети считают, что химия трудная, потому что не успевают ее понять, - говорит Ольга Решетникова. - Слишком мало времени сейчас на это дается в школе. В восьмом и девятом классах по два часа в неделю, а десятом-одиннадцатом и вовсе по часу. Можно ли все успеть, да еще показать опыт, поставить эксперимент? Кроме того, для опытов нужны реактивы, которые надо закупать, а не всегда на это хватает средства из школьного бюджета. Для работы лаборатории нужен лаборант, один учитель со всем не справится. К сожалению, во многих школах «оптимизировали» лаборантов, объединив их с лаборантами физических лабораторий либо сократив совсем.
В школе № 27 Комсомольска-на-Амуре с этим все в порядке. Есть квалифицированный лаборант, реактивов хватает. Дети со всего города стремятся попасть в профильные «Роснефть-классы», где математики, физики и химии в четыре раза больше, чем в обычных школах. Добавьте элективные курсы и занятия с преподавателями Комсомольского-на-Амуре технического университета.
Ученики Ольги Решетниковой видят ее часто, и не только на уроках. Ольга Дмитриевна - участник проекта «Одаренный ребенок - одаренный учитель», многие годы руководила научным обществом учащихся «Интеллектуал».
Ее ученики выбирают химию на ЕГЭ и олимпиадах. В этом году на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии победителями стали Алина Сумина, Никита Гребенюк, Лев Жуков и призёром – Яна Попова.
Яна поступила в этом году в ДВГУПС. У нее один из самых высоких проходных баллов в вузе – 240. ЕГЭ по химии она сдавала, как она сама говорит, из чистого интереса, т.к. при поступлении результаты не учитывались. И только из любви к предмету Яна получила 89 баллов.
Ее увлечение наукой началось в восьмом классе, когда она еще училась в другой школе. В десятом классе Яна перешла в школу № 27 и начала учиться у Ольги Дмитриевны. Под ее руководством и в соавторстве с одноклассницей Аней Макуриной они исследовали десять самых известных способов очистки воды от нефти.
- В Интернете мы нашли массу способов очистки, но какой из них лучше, понять было трудно, - говорит Яна. - Вот мы и решили для начала систематизировать все способы, а затем проверить в эксперименте, какой лучше.
Девочки наливали в пробирку воду, добавляли нефть и сыпали стиральный порошок. Или добавляли песок. И так - много раз.
- Мы сделали вывод, что лучше всего воду очищает пенопласт, - говорит Яна. – Он, как губка, впитывает нефть и быстро распределяется по поверхности воды.
Доклад Яны и Ани побывал сразу на двух конференциях - общешкольной и международной в Московском государственном университете нефти и газа имени Губкина. А затем его опубликовали в научном журнале.
В этом году пять учеников Ольги Решетниковой получили на ЕГЭ по химии больше 80 баллов. А Лене Казаковой не хватило всего двух баллов до ста.
За последние несколько лет у Ольги Решетниковой было три стобалльника - Коля Толстой, Гриша Титов, Никита Конышев. Все поступили на профессии, связанные с химией, - в Комсомольский-на-Амуре технический университет, Дальневосточный федеральный университет. Выпускники этого года выбрали для дальнейшей учёбы Санкт-Петербургский университет, Московский медицинский институт, Дальневосточный медицинский университет.
Поступил в КнАГТУ и один самых запоминающихся ее учеников Алеша Пухов. В 2015 году он стал самым титулованным участником регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, победив сразу на трех олимпиадах, - по физике, химии и географии и став призером по астрономии. В прошлом году он снова стал призером на химии. Специально для Алеши Ольга Дмитриевна подбирала задачки. Алеша задавал ей такие вопросы, из-за которых приходилось рыться в книгах.
- Из детей, которые задают вопросы, получаются увлеченные ученики,- говорит Ольга Решетникова. - Любая наука начинается с любопытства.
Но даже если химия не станет вашим любимым предметом, с ней надо подружиться, чтобы чувствовать себя уверенно в современном мире. И все-таки здорово, когда ребенок говорит: « Мне повезло с педагогом, поэтому химия для меня - лёгкий и интересный предмет».
Марина ЛИТВИНОВА.