поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

На равных с учеником

24.04.2013
Просмотры
312
На равных с учеником
Евгений Андреев никогда не думал, что станет учителем
Подтянутый и улыбчивый мужчина встречает меня на пороге школы,  и мы быстро идем к его кабинету. По дороге учитель года по безопасности жизнедеятельности Евгений Андреев много и бодро говорит о своих учениках. Мы спускаемся в цоколь, проходим мимо школьного бассейна и наконец добираемся до тира, который Евгений Андреев сам оборудовал три года назад.

Задаю ему первый вопрос... и промахиваюсь. Спрашиваю: неужели с детства хотел быть учителем?

- Я проработал в Вооруженных силах 26 лет. Окончил Курганское высшее военно-политическое авиационное училище, служил политработником в Белоруссии и Германии, а потом на Дальнем Востоке. Когда я завершил службу, встал вопрос: куда пойти дальше? - рассказывает он. - И знакомый в Приморье предложил мне должность учителя ОБЖ.  Тогда - 16 лет назад - мне дали 10-й и 11-й классы, и мне очень повезло с этими детьми: они хорошо поддержали меня. А в Хабаровск я переехал в 2002 году и пошел работать в школу № 80, где преподаю до сих пор.

Какие они, его ученики

- Первое качество, которое я прививаю детям, - честность. Мои ученики знают, что обмануть меня, например, подсунуть на проверку чужую тетрадь вместо своей, - пустое дело, - рассказывает педагог. - Если раньше дети пытались хитрить, то последние пять-шесть лет я этого не вижу: ребята просто привыкли к порядочности и честности. Кроме этого, ученику должны быть присущи качества коллективизма. В коллективе рождаются истины, в нем ребенок находит себя и учится у других.

Школа должна развивать в ребенке критический ум, считает Евгений Анатольевич. Ученик должен научиться способности анализировать и «производить» собственным умом некий интеллектуальный продукт. И если это происходит, то можно считать, что учитель выполнил свой долг.
В своих детях Евгений Андреев воспитывает правильное отношение к здоровью. В курс ОБЖ входит блок «здоровый образ жизни». На одном из занятий учитель сравнил физически развитого спартанца, в совершенстве владеющего всеми видами оружия, с бледными юношами, проводящими время в четырех стенах, и предложил девочкам выбрать предпочтительный вариант. Ответ был очевиден. В какой-то мере так он стимулирует ребят к самосовершенствованию.

Парням Евгений Анатольевич прививает уважение к девушкам.

- Женщина - главная в продолжении нашего рода. Если мы не научим мальчика уважать девочку, это очень плохо, без этого невозможно воспитать мужчину,  - считает он.

Цель предмета ОБЖ еще - готовить ребят к экстремальным ситуациям, считает педагог. Важно не только знать методы помощи или спасения, а уметь предугадывать экстремальные ситуации: не ходить под сосульками, обходить пьяные компании стороной и т.д.

Одним учеником Евгений Андреев особо гордится. Несколько лет назад, - вспоминает он, - из школьного подвала запахло гарью (позже выяснилось, что там горели тряпки и мусор, разбросанные по полу). Десятиклассник Никита Хижняк, почувствовав запах, взял огнетушитель и без помощи взрослых погасил возгорание. Интересно, что перед этим Никита писал доклад о тушении огня в закрытых помещениях. Другие растерялись, а он применил знания на практике.
Педагогу и самому удалось побывать в тех ситуациях, о которых он рассказывает на уроках:

- Когда я проходил школу младших авиационных специалистов, загорелся продовольственный склад в Могилеве. Нас привезли на место, и мы увидели страшную картину: раскаленный сахар тек, будто лава из вулкана. Нам нужно было перекрыть огню путь, чтобы не загорелся весь склад. И мы, молодые парни, вытаскивали еще не занявшиеся мешки. Это был страшный и опасный пожар...

Клуб патриотов

Евгений Анатольевич приглашает меня посмотреть тир. Из кабинета мы проходим в соседнее помещение, по дороге учитель берет пару пневматических винтовок. Вход в школьный полигон огорожен железной решеткой с замком - просто так не пройдешь. Комната похожа на небольшой спортзал - продолговатое  цокольное помещение; прямо передо мной - доски для дартса, посередине - теннисные столы, а в дальнем конце - стрелковая стойка и мишени на расстоянии 10 метров.

- Я основал клуб «Юный стрелок» в 2010 году. Ребята с радостью пошли, и уже через год мои ученики заняли призовые места на городских соревнованиях по стрельбе, - рассказывает он.

- Через стрелковую подготовку, через беседы и обсуждения исторических фильмов и прививается патриотизм. Сейчас много говорят о том, что это качество утеряно, - считает учитель. Для меня патриотизм - это уверенность в том, что Родина должна быть великой. Страна, в которой ты живешь, не меняется. Меняются люди. Надо формировать мировоззрение ребенка. Многие ребята не то, чтобы не любят Россию, а просто не хотят служить в армии. Большинство из них гордится своей страной. Что касается срочной службы - тут сказываются недоработки государственного воспитания. 9 мая мы вспоминаем о ветеранах и георгиевских ленточках. А на следующий день мы уже и не думаем о своей стране. Поэтому у меня родилась идея создать военно-спортивный стрелковый клуб, - говорит Евгений Андреев.

И важно, что Евгений Андреев не просто рассказывает на уроках о любви к Родине, важности службы,  - его дети пошли по стопам отца - они офицеры. Один - запаса, другой - действующий.

  Рядом с нами стоит стенд, посвященный одному из воспитанников клуба. Грамоты и дипломы Саши Карабаева - ученика средней школы - занимают всю площадь. Этот парень во многом помогает педагогу.

Кроме стрелкового клуба, учитель придумал и курирует еще два проекта вместе со своими помощниками - военно-спортивный летний лагерь «Ратник» и «Подвижные перемены» в своей школе. Смысл второго проекта в следующем: на «большой перемене» младшие классы под руководством старших школьников играют в спортивном зале.

- В прошлом году мы с Сашей Карабаевым выступали в конкурсе «Формула успеха». Ему как руководителю «Подвижных перемен» дали первое место за этот проект. А я как куратор детского объединения получил третье место, - рассказывает Евгений Андреев.
- В школе я чувствую себя на своем месте и еще много сил для работы. Когда человек хочет быть молодым, он должен общаться с молодыми. Потому что задор юности ничем не купишь и не приобретешь никаким опытом. Когда ребята оканчивают школу, я смотрю на своих воспитанников, оцениваю проделанную работу и получаю от этого моральное удовлетворение, - рассказывает учитель.

- Я пытаюсь ставить ученика на равных с собой. Дети помладше на продленке бегут ко мне, они очень рады видеть своего учителя. А взрослые ребята скрывают свои эмоции, - говорит Евгений Андреев. - Но многие ученики подходят и подают мне руку. Рукопожатие - мужской ритуал, и они чувствуют, что не каждый преподаватель может поздороваться с ребенком, как со взрослым. И как для педагога для меня это очень важно.

Алексей ПЕТРУК. Фото Вячеслава РЕУТОВА.