Научиться слышать сердцем
24.04.2012
713
Надежда Учускина, учитель-дефектолог, проводит занятие для малышей
Если ребенок не слышит и не говорит, это совсем не значит, что он никогда не сможет получить профессию и найти хорошую работу, создать семью, воспитать детей, покорить Москву, объехать весь мир, писать стихи, заниматься спортом и талантливо рисовать…
Вот уже 75 лет это доказывает краевая государственная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат первого вида (для детей с нарушением слуха).
За этой большой датой стоят новые образовательные и коррекционные технологии, талантливые педагоги, которые обучаются и стажируются в лучших центрах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Загреба. И, конечно, те, кому стандартный набор из пяти человеческих чувств достался почему-то неполным…
Все средства хороши
- С проблемами слуха может столкнуться каждая семья, - рассказывает директор учреждения Светлана Сиприкова. - К сожалению, в последнее время подобное встречается достаточно часто: и экология в регионе оставляет желать лучшего, и родители не всегда внимательны к речевому развитию своего ребенка. А нарушение речи может быть прямым следствием нарушения слуха. Самое главное для нас, педагогов: чем раньше обнаружен дефект и начата реабилитационная работа, тем больше шансов на успешное обучение, адаптацию и социализацию ребенка.
Школа-интернат для неслышащих детей - краевое образовательное учреждение, в структуре своей оно комплексное. В его составе - дошкольное отделение, школа-интернат, центр реабилитации слуха и речи СУВАГ. В идеале, если ребенок с нарушенным слухом в 2,5 года поступает в это учреждение, его шансы на успешную реабилитацию, обучение, воспитание намного выше.
Этому способствует и специальная (коррекционная) образовательная программа в начальной школе, общеобразовательная программа в основной и средней школе. С самого первого дня поступления в образовательное учреждение ребенок с нарушением слуха (глухой, слабослышащий, позднооглохший) попадает в развивающую среду.
- Сразу хочу сказать, что термин «глухонемой» сейчас некорректен. Люди с нарушением слуха, особенно взрослые, обижаются, когда их так называют, - говорит Татьяна Зотова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. - Система работы, методы и средства, которые используют наши педагоги в коррекционно-образовательном процессе, таковы, что к окончанию школы наши выпускники в состоянии пользоваться устной речью так, что их понимают окружающие.
Но наша задача - не только развить у неслышащих коммуникативные навыки, но и привести в норму так называемую «внутреннюю» речь - мышление, которое так необходимо для усвоения учебного материала. Верботональный метод, который лежит в основе слухоречевой реабилитации, как нельзя лучше способствует всестороннему развитию глухого, возвращает его в полноценную среду.
- Городским родителям сейчас проще выявить проблему, - добавляет Светлана Сиприкова, директор. - В родильных домах проводят раннюю диагностику, скриннинги для младенцев. Уже начиная с первого месяца можно определить, есть ли у ребенка проблемы со слухом.
Сейчас в школе-интернате обучаются дети с разной степенью нарушения слуха: около 18 процентов - слабослышащие дети, 54 процента с хорошими остатками слуха (тугоухие), 28 процентов детей - глухие. А вместе с дошколятами учатся 179 ребят. И у всех есть хороший шанс научиться говорить, получить образование.
Как почувствовать слово
В школе-интернате малышам дошкольного отделения уделяется особое внимание. Именно дошкольников легче всего научить говорить, с ними можно успеть до школы освоить много звуков, слов, первых предложений, получить первоначальные представления об окружающем, первые ответы на свои «почему».
Сначала детей вводят в мир звуков, учат различать, когда есть звук, а когда его нет.
Делается это с помощью специальной стационарной звукоусиливающей аппаратуры «Верботон» и с помощью индивидуальных слуховых аппаратов.
- Слуховым ощущениям начинаем обучать малышей средствами и формами игры. Для совсем маленьких - с вибротактильных ощущений, для этого используют специальный вибростол, - комментирует Татьяна Ивановна. - В чем заключается суть верботонального метода? Это использование остаточных слуховых возможностей ребенка в комплексе с использованием сохранных анализаторов: зрения, тактильных и телесных ощущений. В микрофон подаются звуки окружающего мира: звук самолета, машины, звучание фортепиано, разные голоса... А ребенок, положив руки на вибростол или даже сидя на нем, всем телом ощущает вибрацию каждого звука, учатся их различать. Сначала это неречевые звуки, потом первые речевые: просто вокалы, слоги, первые короткие слова - мама, папа. Порой педагогу самому трудно удержаться от слез, когда видит, что мама, услышав эти первые слова, начинает вытирать глаза.
Это первая, так называемая вибротактильная, фаза развития. Она дает ребенку представление о том, что вокруг не тишина, а есть звуки, и они неодинаковые… Верботональный метод, который используется в слухоречевой диагностике и реабилитации детей, предполагает индивидуальное развитие каждого ребенка.
- Трудно сейчас наше образовательное учреждение представить без медико-диагностического реабилитационного центра СУВАГ, - продолжает Татьяна Зотова, которая является его координатором.
Центр СУВАГ оснащен современной аппаратурой, которая позволяет дать точную картину состояния слуха ребенка и определить ему необходимый уровень учебно-коррекционной помощи. В группу диагностов входят специалисты различных медицинских профилей: ЛОР врач-сурдолог, психоневролог, физиотерапевт, логопед, педиатр.
Все учителя-дефектологи отдела индивидуальной реабилитации имеют высшее специальное образование. Несколько специалистов центра имеют международные сертификаты поликлиники СУВАГ города Загреба (Хорватия).
В центре СУВАГ работает технический отдел, который поддерживает в рабочем состоянии звукоусиливающую аппаратуру и индивидуальные слуховые аппараты.
Восприятие звуковой информации детьми с нарушением слуха отлично от нормального. Минуя нарушенные слуховые пути, учитель-дефектолог отдела индивидуальной реабилитации с помощью специальной звукоусиливающей аппаратуры и подбора акустических частот учит слушать (не слышать - это большая и принципиальная разница) и воспринимать звуки непосредственно мозгом.
Кохлеарное имплантирование («искусственная улитка») - новая технология в слухопротезировании детей с нарушением слуха - получило распространение в дошкольном отделении школы-интерната. Пока эту операцию по вживлению электродов в пораженную улитку делают в Санкт-Петербурге в НИИ уха, горла, носа в Москве. Долгое время для неоднократной настройки речевого процессора родители детей с кохлеарным имплантом ездили только туда. Но сейчас настройку процессора можно делать у хабаровских специалистов.
А после школы - большая жизнь
Помимо привычных предметов у неслышащих школьников есть и специальные, которые в обычном школьном расписании не найдешь: стимуляция речи движением, музыкальная стимуляция, предметно-практическое обучение, социально-бытовая ориентировка. Они помогают ребенку адаптироваться и интегрировать в мир слышащих людей. Как вести себя в обществе, в быту, как сделать покупки в магазине, попросить помощи у прохожего, чтобы сориентироваться на улице...
Ребята выезжают на экскурсии - у школы есть свой автобус, в плавательный бассейн, на спортивные соревнования, в музеи, театры, в детский оздоровительный лагерь.
Дети могут сдавать по желанию ЕГЭ, чтобы поступать в техникумы, колледжи и вузы. Например, в прошлом году ученица школы-интерната О. Соловьева после прохождения государственной итоговой аттестации в школе-интернате в дополнительные сроки успешно сдала ЕГЭ и теперь обучается в промышленно-экономическом техникуме.
Есть чем заняться малышам после уроков и специальных занятий. В школе работают секции баскетбола, легкой атлетики, творческие кружки. Кстати, многие ребята успешно занимаются плаванием.
- В прошлом году воспитанники заняли 3-е место по пауэрлифтингу, 2-е место по волейболу в краевых соревнованиях, - говорит Светлана Сиприкова. - Неоднократно мы становились лучшими в легкоатлетической эстафете на приз мэра по улицам города. Ежегодно ребята принимают участие в фестивале детей-инвалидов в спортивном лагере «Юность». С 2005 года в школе-интернате работает студия «Вдохновение». Ее посещают дети с 1 по 12 класс. Участники студии учатся хореографии и основам театрального искусства. Руководит студией талантливый специалист высшей квалификационной категории Р. Машкина, настоящий подвижник, которая до прихода в школу-интернат совершенно не имела опыта работы с неслышащими детьми.
Но, несмотря на многочисленные успехи, проблема у ребят общая: учреждения профессионального образования края пока не готовы к тому, чтобы они в них учились. Без специальной помощи сурдопереводчика выпускникам школы-интерната нелегко воспринимать содержание лекций, практических занятий. Положенные им в помощь 40 часов сурдоперевода явно недостаточны для усвоения программного материала профессионального училища, колледжа или вуза. У школы-интерната есть большой положительный опыт сотрудничества с ПУ №6, куда ребята в течение последних лет поступают, учатся и получают строительные специальности - отделочников, каменщиков, плиточников, маляров. Учатся выпускники и в Благовещенском педагогическом колледже на отделении народно-прикладного искусства, в Благовещенском медицинском колледже по специальности «лаборант», «техник-зубопротезист». Осваивают ребята слесарное и сварочное дело.
Сегодня материально-техническая база школы и центра СУВАГ с каждым годом значительно улучшается благодаря государственному проекту модернизации образования. В 2011 году за активную образовательно-коррекционную деятельность школа-интернат получила от губернатора Хабаровского края сертификат на два миллиона рублей для закупки школьного оборудования. Обновятся учебные кабинеты, кабинеты технологии и труда.
- Мы сами решили, что нам нужно больше всего, - говорит директор. - К юбилею учреждения от министерства образования и науки Хабаровского края вместе с благодарственным письмом получили в подарок сенсорную комнату. Надеемся, что к 1 сентября мы сможем получить все оборудование. Школа значительно преобразилась. Новые станки в кабинетах труда, 9 интерактивных досок. Конечно, в планах - использование денег и на повышение квалификации педагогов. Мечтаем и о создании попечительского совета.
Гордость любой школы
Выпускники школы-интерната разные. Но все они - одаренные, так считают педагоги. Сегодня это искусные портные, талантливые оформители, успешные строители и экономисты… И, конечно, счастливые мужья, жены и родители.
Надежда Кочеткова закончила ПТУ № 1 с дипломом отличника, освоила технологию изготовления меховых изделий. Вот что она написала в своем письме педагогам школы-интерната: «Особенно благодарю своих классных руководителей. У меня их было два: Евгения Ильинична Мефодьева и Светлана Анатольевна Сиприкова. Кроме знаний по математике они нам давали знания жизни». Надежда не только прекрасно кроит и шьет, она создает свои модели, у нее обширный список постоянных клиентов.
Александр Бакшаев - актер рекламного агентства, фотомодель. Он закончил школу в 2001 году. Свою карьеру выпускник начинал с участия в конкурсе «Супермодель Дальний Восток-2006», который организовало модельное агентство «Best». Затем он продолжил образование в межрегиональном Центре реабилитации лиц с проблемами слуха в Санкт-Петербурге по специальности «юриспруденция». В агентство попал случайно - увидел «бегущую строку» по телевидению. Там же он окончил курсы демонстратора верхней одежды. Сейчас Александр заканчивает Московский государственный специальный институт искусств, учится актерскому мастерству.
Марина Бондаренко закончила Московский государственный университет имени Баумана и Российский государственный социальный университет в Москве. Муж у Марины - инженер-программист, тоже глухой, выпускник «Бауманки», работает в Национальном институте авиационных технологий.
С фотографий улыбаются Дмитрий и Наталья Сусловы (брат и сестра). Наташа получила диплом портного, работает в элитном ателье в центре Хабаровска. Шьет исключительно эксклюзивные вещи. Например, для одного из дизайнеров этого ателье сшила сложную коллекцию для конкурса «Золотое лекало». Ее коллекция заняла одно из первых мест.
А вот на фото улыбается эффектная блондинка Марина Клюшина. Она закончила Хабаровское медицинское училище, работает в хабаровской поликлинике № 20 зубным техником. Это один из лучших мастеров своего дела в городе.
Гордятся в школе Ириной Малявко и Евгением Визгерт. Они получили высшее образование в Биробиджане, оба экономисты… Привет передает теперь уже петербурженка Екатерина Тимшина. Рассказывают о своей жизни после школы Алена Бехли и Алексей Аверьяненко.
И это неправда, что воспитанники школы не отличаются от здоровых сверстников. Они другие не потому, что им недоступно одно из пяти чувств восприятия, как обычным людям, а потому, что целеустремленнее, мужественнее, из-за того, что каждый их шаг по жизни - преодоление, борьба. И все 75 лет деятельности образовательного учреждения детей здесь учат не сдаваться, не пасовать перед трудностями.
Вот уже 75 лет это доказывает краевая государственная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат первого вида (для детей с нарушением слуха).
За этой большой датой стоят новые образовательные и коррекционные технологии, талантливые педагоги, которые обучаются и стажируются в лучших центрах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Загреба. И, конечно, те, кому стандартный набор из пяти человеческих чувств достался почему-то неполным…
Все средства хороши
- С проблемами слуха может столкнуться каждая семья, - рассказывает директор учреждения Светлана Сиприкова. - К сожалению, в последнее время подобное встречается достаточно часто: и экология в регионе оставляет желать лучшего, и родители не всегда внимательны к речевому развитию своего ребенка. А нарушение речи может быть прямым следствием нарушения слуха. Самое главное для нас, педагогов: чем раньше обнаружен дефект и начата реабилитационная работа, тем больше шансов на успешное обучение, адаптацию и социализацию ребенка.
Школа-интернат для неслышащих детей - краевое образовательное учреждение, в структуре своей оно комплексное. В его составе - дошкольное отделение, школа-интернат, центр реабилитации слуха и речи СУВАГ. В идеале, если ребенок с нарушенным слухом в 2,5 года поступает в это учреждение, его шансы на успешную реабилитацию, обучение, воспитание намного выше.
Этому способствует и специальная (коррекционная) образовательная программа в начальной школе, общеобразовательная программа в основной и средней школе. С самого первого дня поступления в образовательное учреждение ребенок с нарушением слуха (глухой, слабослышащий, позднооглохший) попадает в развивающую среду.
- Сразу хочу сказать, что термин «глухонемой» сейчас некорректен. Люди с нарушением слуха, особенно взрослые, обижаются, когда их так называют, - говорит Татьяна Зотова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. - Система работы, методы и средства, которые используют наши педагоги в коррекционно-образовательном процессе, таковы, что к окончанию школы наши выпускники в состоянии пользоваться устной речью так, что их понимают окружающие.
Но наша задача - не только развить у неслышащих коммуникативные навыки, но и привести в норму так называемую «внутреннюю» речь - мышление, которое так необходимо для усвоения учебного материала. Верботональный метод, который лежит в основе слухоречевой реабилитации, как нельзя лучше способствует всестороннему развитию глухого, возвращает его в полноценную среду.
- Городским родителям сейчас проще выявить проблему, - добавляет Светлана Сиприкова, директор. - В родильных домах проводят раннюю диагностику, скриннинги для младенцев. Уже начиная с первого месяца можно определить, есть ли у ребенка проблемы со слухом.
Сейчас в школе-интернате обучаются дети с разной степенью нарушения слуха: около 18 процентов - слабослышащие дети, 54 процента с хорошими остатками слуха (тугоухие), 28 процентов детей - глухие. А вместе с дошколятами учатся 179 ребят. И у всех есть хороший шанс научиться говорить, получить образование.
Как почувствовать слово
В школе-интернате малышам дошкольного отделения уделяется особое внимание. Именно дошкольников легче всего научить говорить, с ними можно успеть до школы освоить много звуков, слов, первых предложений, получить первоначальные представления об окружающем, первые ответы на свои «почему».
Сначала детей вводят в мир звуков, учат различать, когда есть звук, а когда его нет.
Делается это с помощью специальной стационарной звукоусиливающей аппаратуры «Верботон» и с помощью индивидуальных слуховых аппаратов.
- Слуховым ощущениям начинаем обучать малышей средствами и формами игры. Для совсем маленьких - с вибротактильных ощущений, для этого используют специальный вибростол, - комментирует Татьяна Ивановна. - В чем заключается суть верботонального метода? Это использование остаточных слуховых возможностей ребенка в комплексе с использованием сохранных анализаторов: зрения, тактильных и телесных ощущений. В микрофон подаются звуки окружающего мира: звук самолета, машины, звучание фортепиано, разные голоса... А ребенок, положив руки на вибростол или даже сидя на нем, всем телом ощущает вибрацию каждого звука, учатся их различать. Сначала это неречевые звуки, потом первые речевые: просто вокалы, слоги, первые короткие слова - мама, папа. Порой педагогу самому трудно удержаться от слез, когда видит, что мама, услышав эти первые слова, начинает вытирать глаза.
Это первая, так называемая вибротактильная, фаза развития. Она дает ребенку представление о том, что вокруг не тишина, а есть звуки, и они неодинаковые… Верботональный метод, который используется в слухоречевой диагностике и реабилитации детей, предполагает индивидуальное развитие каждого ребенка.
- Трудно сейчас наше образовательное учреждение представить без медико-диагностического реабилитационного центра СУВАГ, - продолжает Татьяна Зотова, которая является его координатором.
Центр СУВАГ оснащен современной аппаратурой, которая позволяет дать точную картину состояния слуха ребенка и определить ему необходимый уровень учебно-коррекционной помощи. В группу диагностов входят специалисты различных медицинских профилей: ЛОР врач-сурдолог, психоневролог, физиотерапевт, логопед, педиатр.
Все учителя-дефектологи отдела индивидуальной реабилитации имеют высшее специальное образование. Несколько специалистов центра имеют международные сертификаты поликлиники СУВАГ города Загреба (Хорватия).
В центре СУВАГ работает технический отдел, который поддерживает в рабочем состоянии звукоусиливающую аппаратуру и индивидуальные слуховые аппараты.
Восприятие звуковой информации детьми с нарушением слуха отлично от нормального. Минуя нарушенные слуховые пути, учитель-дефектолог отдела индивидуальной реабилитации с помощью специальной звукоусиливающей аппаратуры и подбора акустических частот учит слушать (не слышать - это большая и принципиальная разница) и воспринимать звуки непосредственно мозгом.
Кохлеарное имплантирование («искусственная улитка») - новая технология в слухопротезировании детей с нарушением слуха - получило распространение в дошкольном отделении школы-интерната. Пока эту операцию по вживлению электродов в пораженную улитку делают в Санкт-Петербурге в НИИ уха, горла, носа в Москве. Долгое время для неоднократной настройки речевого процессора родители детей с кохлеарным имплантом ездили только туда. Но сейчас настройку процессора можно делать у хабаровских специалистов.
А после школы - большая жизнь
Помимо привычных предметов у неслышащих школьников есть и специальные, которые в обычном школьном расписании не найдешь: стимуляция речи движением, музыкальная стимуляция, предметно-практическое обучение, социально-бытовая ориентировка. Они помогают ребенку адаптироваться и интегрировать в мир слышащих людей. Как вести себя в обществе, в быту, как сделать покупки в магазине, попросить помощи у прохожего, чтобы сориентироваться на улице...
Ребята выезжают на экскурсии - у школы есть свой автобус, в плавательный бассейн, на спортивные соревнования, в музеи, театры, в детский оздоровительный лагерь.
Дети могут сдавать по желанию ЕГЭ, чтобы поступать в техникумы, колледжи и вузы. Например, в прошлом году ученица школы-интерната О. Соловьева после прохождения государственной итоговой аттестации в школе-интернате в дополнительные сроки успешно сдала ЕГЭ и теперь обучается в промышленно-экономическом техникуме.
Есть чем заняться малышам после уроков и специальных занятий. В школе работают секции баскетбола, легкой атлетики, творческие кружки. Кстати, многие ребята успешно занимаются плаванием.
- В прошлом году воспитанники заняли 3-е место по пауэрлифтингу, 2-е место по волейболу в краевых соревнованиях, - говорит Светлана Сиприкова. - Неоднократно мы становились лучшими в легкоатлетической эстафете на приз мэра по улицам города. Ежегодно ребята принимают участие в фестивале детей-инвалидов в спортивном лагере «Юность». С 2005 года в школе-интернате работает студия «Вдохновение». Ее посещают дети с 1 по 12 класс. Участники студии учатся хореографии и основам театрального искусства. Руководит студией талантливый специалист высшей квалификационной категории Р. Машкина, настоящий подвижник, которая до прихода в школу-интернат совершенно не имела опыта работы с неслышащими детьми.
Но, несмотря на многочисленные успехи, проблема у ребят общая: учреждения профессионального образования края пока не готовы к тому, чтобы они в них учились. Без специальной помощи сурдопереводчика выпускникам школы-интерната нелегко воспринимать содержание лекций, практических занятий. Положенные им в помощь 40 часов сурдоперевода явно недостаточны для усвоения программного материала профессионального училища, колледжа или вуза. У школы-интерната есть большой положительный опыт сотрудничества с ПУ №6, куда ребята в течение последних лет поступают, учатся и получают строительные специальности - отделочников, каменщиков, плиточников, маляров. Учатся выпускники и в Благовещенском педагогическом колледже на отделении народно-прикладного искусства, в Благовещенском медицинском колледже по специальности «лаборант», «техник-зубопротезист». Осваивают ребята слесарное и сварочное дело.
Сегодня материально-техническая база школы и центра СУВАГ с каждым годом значительно улучшается благодаря государственному проекту модернизации образования. В 2011 году за активную образовательно-коррекционную деятельность школа-интернат получила от губернатора Хабаровского края сертификат на два миллиона рублей для закупки школьного оборудования. Обновятся учебные кабинеты, кабинеты технологии и труда.
- Мы сами решили, что нам нужно больше всего, - говорит директор. - К юбилею учреждения от министерства образования и науки Хабаровского края вместе с благодарственным письмом получили в подарок сенсорную комнату. Надеемся, что к 1 сентября мы сможем получить все оборудование. Школа значительно преобразилась. Новые станки в кабинетах труда, 9 интерактивных досок. Конечно, в планах - использование денег и на повышение квалификации педагогов. Мечтаем и о создании попечительского совета.
Гордость любой школы
Выпускники школы-интерната разные. Но все они - одаренные, так считают педагоги. Сегодня это искусные портные, талантливые оформители, успешные строители и экономисты… И, конечно, счастливые мужья, жены и родители.
Надежда Кочеткова закончила ПТУ № 1 с дипломом отличника, освоила технологию изготовления меховых изделий. Вот что она написала в своем письме педагогам школы-интерната: «Особенно благодарю своих классных руководителей. У меня их было два: Евгения Ильинична Мефодьева и Светлана Анатольевна Сиприкова. Кроме знаний по математике они нам давали знания жизни». Надежда не только прекрасно кроит и шьет, она создает свои модели, у нее обширный список постоянных клиентов.
Александр Бакшаев - актер рекламного агентства, фотомодель. Он закончил школу в 2001 году. Свою карьеру выпускник начинал с участия в конкурсе «Супермодель Дальний Восток-2006», который организовало модельное агентство «Best». Затем он продолжил образование в межрегиональном Центре реабилитации лиц с проблемами слуха в Санкт-Петербурге по специальности «юриспруденция». В агентство попал случайно - увидел «бегущую строку» по телевидению. Там же он окончил курсы демонстратора верхней одежды. Сейчас Александр заканчивает Московский государственный специальный институт искусств, учится актерскому мастерству.
Марина Бондаренко закончила Московский государственный университет имени Баумана и Российский государственный социальный университет в Москве. Муж у Марины - инженер-программист, тоже глухой, выпускник «Бауманки», работает в Национальном институте авиационных технологий.
С фотографий улыбаются Дмитрий и Наталья Сусловы (брат и сестра). Наташа получила диплом портного, работает в элитном ателье в центре Хабаровска. Шьет исключительно эксклюзивные вещи. Например, для одного из дизайнеров этого ателье сшила сложную коллекцию для конкурса «Золотое лекало». Ее коллекция заняла одно из первых мест.
А вот на фото улыбается эффектная блондинка Марина Клюшина. Она закончила Хабаровское медицинское училище, работает в хабаровской поликлинике № 20 зубным техником. Это один из лучших мастеров своего дела в городе.
Гордятся в школе Ириной Малявко и Евгением Визгерт. Они получили высшее образование в Биробиджане, оба экономисты… Привет передает теперь уже петербурженка Екатерина Тимшина. Рассказывают о своей жизни после школы Алена Бехли и Алексей Аверьяненко.
И это неправда, что воспитанники школы не отличаются от здоровых сверстников. Они другие не потому, что им недоступно одно из пяти чувств восприятия, как обычным людям, а потому, что целеустремленнее, мужественнее, из-за того, что каждый их шаг по жизни - преодоление, борьба. И все 75 лет деятельности образовательного учреждения детей здесь учат не сдаваться, не пасовать перед трудностями.