Не просто жить, а жить самостоятельно
поиск
2 июля 2025, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Не просто жить, а жить самостоятельно

24.09.2015
Просмотры
411
Не просто жить, а жить самостоятельно
Для обучения ребят в этой школе используют особые методы и приемы
Для педагогов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III, IV вида № 2 это не просто слова, а результат программы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению.
Интернат открылся в Хабаровске почти 50 лет назад (в 1966 году). За годы работы здесь получили образование множество детей со всего
Дальнего Востока. Их приводит сюда беда - учиться в обычной школе таким ребятам сложно, ведь слабовидящие медленнее учатся читать и писать, а слепым детям надо познавать текст при помощи азбуки Брайля.
Но слепота - не приговор, это каждый год доказывают выпускники школы-интерната, которые отправляются во взрослую жизнь. Дети учатся по общеобразовательной программе и получают такое же цензовое образование, как в обычной школе, просто в зависимости от сложности дефекта учеба увеличивается.
Выпускники способны жить в обществе, просто имеют свои особенности. К примеру, многие люди с нарушениями зрения хорошие музыканты, они не могут быть чемпионами по бегу, но зато добиваются успехов в борьбе, дзюдо.
Для того, чтобы освоиться в окружающем мире, им приходится знать больше обычных детей. Для этого в школе созданы условия: сразу в холле вас встречает специальная дорожка, по которой людям с нарушениями зрения легче ориентироваться в пространстве. На каждом этаже школы установлены тактильные схемы и обозначения, звуковые и световые маячки.
- Для учебы создается специальное пространство, - говорит директор школы-интерната Марина Веселовская. - Но не только. Нужна техника, которая помогает осваивать общеобразовательные программы: устройства и приборы для письма по Брайлю, специальная литература, читающие машины, различные тифло-флеш-плейеры, увеличивающие лупы, повышенная освещенность кабинетов и рабочей поверхности, учебные пособия и литература, рабочие тетради.
В прошлом году школа получила 10 млн. рублей на покупку оборудования, которое дублирует задания учителей и помогает детям распознать предметы вокруг. Для учеников этой школы нужны особые методы и приемы обучения. Здесь учатся 12 лет и, кроме базовой программы, изучают курс адаптации к окружающей среде.
- Ученик должен уметь ориентироваться в пространстве, передвигаться по городу самостоятельно, владеть социально-бытовыми умениями и навыками, - говорит Марина Анатольевна. - Социализация детей и адаптация их в самостоятельной жизни - таковы требования специального федерального государственного образовательного стандарта, который вводится во всех школах с 1 сентября 2016 года.
Стандарт дал педагогам представления о том, каким должен быть ученик начальной школы. Изменился учебный план, введены новые уроки. Появились занятия, связанные с проектной деятельностью, развитием исследовательских способностей. Выделяются учебные часы на внеурочную деятельность, часть из них - коррекционно-развивающие занятия, компенсирующие вторичные отклонения. Например, дети с ограничениями по зрению медленней передвигаются, у них нарушена физическая активность, поэтому им нужна адаптивная физическая культура. У детей с длительной депривацией нарушена координация и они занимаются ритмикой. Те, у кого имеются проблемы с сенсорным развитием, учатся обследовать предметы и явления при помощи других органов чувств. Слабовидящие изучают мир, используя остаточное зрение.
Кроме того, расширен спектр кружков, факультативов самой различной направленности: спортивно-оздоровительной, социальной, общекультурной.
Но как бы ни было хорошо детям в интернате, они обособлены от большого мира. А ведь после окончания школы ребенок должен уметь жить в обществе, устроиться на работу и не просто адаптироваться, но и быть полезным. Поэтому в школе налажено партнерство с краевым центром образования, другими школами, детскими садами города.
- С 2014 года мы стали федеральной площадкой по апробации ФГОС для обучения детей с ОВЗ в начальной школе, - говорит Марина Веселовская. - Согласно новому стандарту сегодня не имеет значение, где обучается ребенок, важно, что он имеет особые образовательные потребности, удовлетворить которые необходимо всем педагогам образовательной организации.
То есть любой ребенок имеет право учиться в школе по месту жительства. И для этого каждая школа должна создать условия.
В этом общеобразовательным учреждениям края готовы помочь специализированные школы, у которых есть богатый опыт.
- Мы помогаем школам ответить на вопрос: «Как создавать образовательное пространство для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению?» - объясняет Марина Анатольевна. - Зрительные ограничения накладывают отпечаток на социальные отношения. Поэтому прежде чем создавать специальные условия, педагоги должны понимать этих детей. Тогда создание условий будет обдуманно и целенаправленно.
В школе-интернате разработали различные программы стажировочных курсов для учителей-предметников, руководителей школ, узких специалистов (логопедов, психологов). Здесь проводятся стажировки для учителей Хабаровского района, Комсомольского и Амурского районов, района им. Лазо, Ванинского и Советско-Гаванского районов.
При этом специалисты школы, проанализировав статистику, выявили наиболее проблемные районы, нашли болевые точки в этой теме. Это большая работа, сложный режим работы, но педагоги школы-интерната готовы и хотят помочь, т. к. следуют глубокой уверенности в том, что все дети имеют право на образование.
Марина ЛИТВИНОВА.