Новый учебный год: ждём перемен

20.08.2014 | Классная работа | 12м. 59 c. | 293
Новый учебный год: ждём перемен
Алла Кузнецова ставит серьезные задачи системе образования

Традиционно в преддверии нового учебного педагоги собираются, чтобы дать оценку деятельности системы образования, обсудить задачи ее дальнейшего развития. Первого сентября новый учебный год начнут более 300 тысяч обучающихся и воспитанников в 991 образовательной организации края. И, конечно, главные задачи не меняются: доступность, качество и эффективность образования.

Об итогах прошлого учебного года и задачах будущего на пленарном заседании августовской научно-практической педагогической конференции рассказала министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова. Предлагаем выдержки из ее доклада, касающиеся дошкольного и школьного образования.

Дошкольное образование

Для дошкольного образования приоритетом развития остается доступность. По Указу президента России до 2016 года дети с 3-7 лет должны быть обеспечены местами в детских садах. И для этого сделано уже много. За три года реализации программы по государственной поддержке развития муниципальных систем дошкольного образования охват детей увеличен до 72,2% (что выше среднего показателя по России за 2013 и 1991 год - 63%).

До окончания 2014 года необходимо закончить строительство еще 6 садов, завершить текущие и капитальные ремонты для открытия 555 мест, начать и продолжить строительство 9 садов. Только в 2014 году расходы на реализацию мероприятий по доступности дошкольного образования составили 1 млрд. 105 млн. рублей.

Но останавливаться на достигнутом нельзя. Благодаря мерам по развитию демографии численность детей, которым сейчас 1-2 года, больше, чем уходящих в первый класс. Учитывая, что 2015 год - решающий по выполнению Указа президента России, необходимо в каждом муниципальном образовании проанализировать демографическую ситуацию, откорректировать программы с целью решения проблемы доступности дошкольного образования для детей раннего возраста, а также создать необходимые условия для получения образования дошкольникам с ограниченными возможностями развития.

Для родителей малышей доступность - это не просто наличие места в детском саду, но и близость его к дому или к месту работы. А обеспечить такую доступность только за счет строительства и невозможно, и экономически неэффективно.

Необходимо шире развивать вариативные формы дошкольного образования - индивидуального предпринимательства, семейных групп, лекотек, центров дополнительного образования для дошкольников, консультативных пунктов и др.

Так, в Хабаровске оказывается ежегодная грантовая поддержка индивидуальных предпринимателей, в Вяземском районе организованы семейные группы, в районе им. Лазо - группы по развитию дошкольников на базе различных организаций в сельских поселениях, где детские сады отсутствуют.

Также возможно финансирование услуг по присмотру из средств муниципального бюджета в том же размере, что и для муниципальных детских садов. Это приведет к снижению родительской платы. Есть практика передачи вновь построенных детских садов или выкупленных для этой цели помещений негосударственному сектору при соблюдении нормативного финансирования.

Понятие КАЧЕСТВА дошкольного образования приобрело новый смысл с переходом на новый стандарт. Главная установка стандарта - поддерживать разнообразие детства, развивать индивидуальность каждого ребенка.

Необходимо сломать стереотипы и привыкнуть к тому, что не детский сад готовит ребенка к школе - там дети должны играть, а школа готовится к обучению детей с разными образовательными потребностями. И это одна из задач уже школьного стандарта общего образования.

Школа и новые стандарты

В наступающем учебном году закончит начальную школу первое поколение, полностью обучавшееся по новым стандартам. Мониторинг обученности этих детей по итогам 3-го класса продемонстрировал полярность результатов: с одной стороны, высокую долю детей с повышенным и высоким уровнем подготовки по русскому языку (54,2%) и математике (62%), но и большой процент обучающихся с низким уровнем знаний (13,2% и 26,6%).

Поэтому каждой школе необходимо внимательно проанализировать эти результаты и спланировать меры, гарантирующие достижение требований стандарта начального образования в новом учебном году всеми четвероклассниками.

Этот учебный год будет также решающим в подготовке школ к переходу на новый стандарт основного общего образования. Благодаря проекту модернизации общего образования доля детей, обучающихся в современных условиях, составила 83% (в 2011 г.  - 31%).

Улучшились и другие показатели условий обучения. Общий объем финансирования мероприятий по модернизации общего образования (приобретение учебного и спортивного оборудования, школьных автобусов, комплектование школьных библиотек, ремонт школ, повышение квалификации педагогов) за три года составил 1 млрд. 400 млн. рублей.

Качественные условия созданы, пора отвечать за качество результата. В условиях прежнего стандарта мы видели определенный уровень достижений. В прошедшем году аттестаты с отличием получили 354 девятиклассника - 3,1%. Их них каждый третий - призер или победитель муниципальной и краевой олимпиады школьников. Наивысшие первичные баллы (аналогично ста баллам ЕГЭ) получили 372 чел. - в 12 раз больше, чем выпускники 11-х классов.

В то же время получили двойки 155 (то есть 1,5%) 9-классников.

При переходе на новый стандарт основного общего образования меняются критерии качества. Так, задачей становится формирование новой модели профориентации учащихся, подготовка их к осознанному выбору дальнейшей профессии, в том числе и после окончания 9 классов.

Важным результатом образования становится развитие готовности работать не только по найму, но и быть предпринимателем. По данным мониторингов, более 90% школьников сегодня планируют работать в бюджетной сфере. А ведь в современном мире малый и средний бизнес становится основой стабильного гражданского общества, ядром формирующегося среднего класса, и именно от его развития зависит благосостояние граждан и экономический рост страны. Поэтому начинать изучение основ предпринимательства и экономических знаний нужно уже с основной школы, там более, что интересные наработки в этом направлении в лучших школах края уже имеются.

Не стоит забывать, что от выбора профиля в старшей школе зависит не только поступление в вуз, но и дальнейшее трудоустройство, а значит, обеспеченность экономики кадрами. Мы выясняли, существует ли соответствие между основными направлениями экономического развития края и набором профилей в школах края. Набор профилей достаточно велик (31 направление). Но если рассмотреть такие развивающиеся отрасли, как лесопромышленный комплекс - профилей нет, нефтеперерабатывающая промышленность - химико-биологический профиль в 11 школах 5 территорий края; агротехнологический профиль, ориентированный на сельское хозяйство, не заявлен ни в одной школе. Наряду с этим имеется продуктивный опыт объединения усилий школы, учреждений профессионального образования и предприятий в г. Комсомольске-на-Амуре.

Все более актуальна потребность экономики в инженерных кадрах. Однако школ, где реализуется физико-математический профиль, очень мало. Результаты итоговой аттестации по математике и физике в 9-х и 11-х классах свидетельствуют об отсутствии целенаправленной работы по развитию интереса к этим наукам.

Краевым советом по вопросам физико-математического образования под руководством директора Хабаровского отделения института прикладной математики Дальневосточного отделения Российской академии наук Виктора Алексеевича Быковского разработан план по развитию физико-математического образования в Хабаровском крае до 2020 года. Следует организовать в методических объединениях учителей изучение и реализацию этого документа.

Надо обратить внимание и на задачи в области филологического образования. Результативность наших выпускников 11-х классов по русскому языку ежегодно растет. Среднекраевой балл ЕГЭ по русскому языку выше, чем в России. Но введение в новом учебного году сочинения как условия допуска к ЕГЭ требует уже сейчас пересмотреть технологии филологического образования в старшей школе.

О ЕГЭ

В условиях беспрецедентных мер по информационной безопасности ЕГЭ в 2014 году среднекраевые тестовые баллы оказались выше среднероссийских по 9 предметам из 11-ти (в 2013 году - по 3 предметам).

Популярность предметов, выбираемых для сдачи в форме ЕГЭ, осталась на уровне прошлого года и сопоставима с общероссийской. Возросла доля выбора физики и информатики, однако не преодолена тенденция преимущественного выбора предметов гуманитарного цикла.
Не смогли сдать два обязательных экзамена и не получили аттестат всего 18 участников ЕГЭ в крае (в прошлом году 143), это в 3 раза меньше, чем по России.

Доля высокобалльных работ (от 80 баллов и выше) составила 18,5%, тогда как по России - 15,5%.

Наивысшие 100 баллов получил 31 человек, что составило 0,5% от участников ЕГЭ - это совпадает с долей стобалльников по Российской Федерации. Если количество 100-балльных работ в целом по России сократилось в 2,6 раза, то в крае - только в 1,5 раза.

Анализ итогов ЕГЭ показал, что у нас есть еще ресурсы для повышения качества образования. Во-первых, необходима более серьезная и неформальная работа по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. Формализм в этой работе прямо отражается на результатах итоговой аттестации.

Во-вторых, нужны новые решения для работы как с отстающими детьми, так и со стабильно некачественно работающими педагогами и школами, постоянно демонстрирующими низкие результаты. Проще говоря, нужно работать не только с лидерами, но и с аутсайдерами, поскольку разрыв между ними растет.

Школы в сложных социальных условиях

Критерий «доступность» для основной и старшей школы уже не означает физическую доступность как близость к месту жительства. Речь идет о доступности качественного образования.

Показатель, который характеризует этот критерий, - это соотношение результатов ЕГЭ по русскому и математике в 10% лучших и 10% худших школ. По показателям дорожной карты на уровне России к 2018 году он должен снизиться до 1,58 (в 2014 - 1,74). В Хабаровском крае этот показатель в 2014 году - 1,74.

Выявлены главные причины низких результатов детей: малокомплектность школы, низкий уровень профессионализма педагогов, сложные социальные условия семей обучающихся, большая доля мигрантов и т. д. Для выравнивания возможностей обучающихся в получении качественного образования в новом учебном году стартует краевой проект «Школа, работающая в сложных социальных условиях». Цель проекта - помочь каждой школе составить «историю болезни» и определить тактику преодоления отставания.

Показателями качества образования являются не только учебные достижения детей, но и развитие их личности. Задача усиления воспитательной составляющей в содержании образования реализуется, в том числе за счет развития системы дополнительного образования и ее интеграции с общим.

Дополнительное образование

В последние годы в крае сохраняется общая тенденция к увеличению охвата детей дополнительным образованием - в настоящее время в крае уже выполнены показатели, которые, согласно Указу президента, необходимо достичь к 2018 году: 77% детей занимаются в учреждениях дополнительного образования, культуры и спорта.

Несмотря на то, что самыми востребованными остаются кружки и секции, в которых реализуются программы спортивной и художественной направленностей, в крае активно развивается техническое направление дополнительного образования - уже более 700 детских объединений этого профиля.

В настоящее время проходит общественное обсуждение федеральная концепция развития дополнительного образования, которая предусматривает дальнейшее развитие его форм, содержания, материальной базы. В 2015 году край примет участие в конкурсе на право стать пилотной площадкой для реализации этой концепции.

Здоровье школьников

Еще один ресурс повышения качества образования - снижение сменности обучения. Исследования медиков, физиологов, неврологов подтверждают, что учиться во вторую смену намного сложнее.

Указом президента России от 2 мая 2014 г. № 294 утвержден показатель «доля школьников, занимающихся в одну смену» как показатель эффективности деятельности органов исполнительной власти. Поэтому необходимо в ближайшее время разработать комплексы мероприятий по переводу учащихся на обучение в одну смену с использованием различных форм организации учебного процесса, а также ресурсов не только объектов образования, но и культуры и спорта.

Важнейшим показателем качества школьного образования является формирование навыков здорового образа жизни. Условия созданы - реализуется 3 часа физкультуры, закуплено спортивное оборудование, строятся спортивные залы. Следующий шаг - внедрение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Уже определены пилотные школы, в которых начнется апробация организационных механизмов подготовки и сдачи норм ГТО. А со следующего учебного года к реализации комплекса приступят все образовательные учреждения.

К сожалению, доля детей, у которых изначально ограничены возможности здоровья, не уменьшается. В крае созданы условия для обучения как в специальных коррекционных школах, так и инклюзивно. Лучшие специальные коррекционные учреждения становятся методическими центрами для педагогов всего края, работающими с такими детьми в условиях общеобразовательных школ.

Так, школы-интернаты № 2 и № 5 стали базовыми площадками для педагогов общеобразовательных школ края по работе с детьми с нарушением зрения и тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Организовано 6 федеральных стажировочных площадок по внедрению образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья с 1 сентября 2014 г. Для организации их деятельности приобретено специальное оборудование на 44 миллиона рублей за счет федерального бюджета.

Есть в крае и уникальный опыт работы с детьми с девиантным поведением - Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, на базе которого повышают квалификацию педагоги-реабилитологи всего края. Проект данного учреждения в очередной раз стал победителем 6-го Байкальского образовательного форума в этом году.

О педагогах

Очевидно, что на практике задачи повышения качества и доступности решают педагогические коллективы, и качество образования напрямую зависит от кадрового потенциала учреждений. Предпринимаемые правительством края меры по профессиональному развитию и социальной поддержке работников образования обеспечили стабильный рост доли педагогов с высшим образованием, с высшей квалификационной категорией, готовых к реализации новых стандартов. Доля педагогов со стажем работы до 5 лет достигла 13,3%.

В крае выполнены все целевые показатели по росту заработной платы работников образования в соответствии с «майскими» Указами президента.

В то же время основными проблемами кадрового обеспечения в крае остаются: дополнительная кадровая потребность по отдельным специальностям, низкий темп ротации кадров, сохранение доли педагогов, демонстрирующих низкие результаты труда.

В наступающем учебном году мы приступаем к реализации федеральной программы повышения профессионального уровня педработников школ. Программа предусматривает: внедрение профессионального стандарта педагога; модернизацию педагогического образования; переход к эффективному контракту; повышение престижа профессии.

Все эти направления взаимосвязаны, потому что без специальной подготовки учитель не достигнет тех требований профессионального стандарта, которые должны быть отражены и в эффективном контракте. Обращаю внимание, что правила и процедуры аттестации педкадров также приведены в соответствие новым требованиям к деятельности педагога. В связи с этим необходимо внести изменения в муниципальные программы работы с кадрами образования.

Напоминаю, что прямая ответственность за качество педагогического состава лежит на руководителе образовательной организации. Никакие меры социальной поддержки не помогут, если директор не создаст условий, при которых новые требования будут расцениваться педагогом как новые горизонты развития, а не как новые санкции. Отток кадров из профессии - прямое следствие неэффективной управленческой деятельности директора.

Поэтому сегодня насущной потребностью является внедрение эффективного контракта с руководителями образовательных организаций и с педагогами, увязка результатов выполнения муниципальных и государственных заданий с результатами работы каждого специалиста в школе. К настоящему моменту эффективные контракты подписали 73,4% руководителей и 46,2% работников образования.

До конца 2014 года на эффективный контракт следует перевести 100% руководителей и работников образования. При этом хотелось бы предостеречь от формализма в содержании контрактов, ведь эффективным инструментом стимулирования качества они станут только в случае грамотной проработки критериев оценки деятельности работника.

Эффективность школ

Задача повышения эффективности образовательных организаций остается актуальной в новом учебном году. В крае по-прежнему низкую загруженность имеет почти четверть школ, стоимость обучения одного ученика в которых в 4-5 раз превышает среднекраевую. Не исчерпаны также ресурсы в части оптимизации соотношения административно-управленческого и педагогического персонала, интенсивности труда педагогов, расширения спектра дополнительных образовательных услуг.

Образование, как все отрасли социальной сферы, по определению является затратным. Однако образование может не только тратить и экономить, но и разрабатывать.Сегодня педагогические коллективы уже понимают значимость инновационной деятельности как экономического ресурса развития.

Только в 2014 году под инновационные проекты в отрасль удалось привлечь 942 миллиона рублей из федерального бюджета при краевом софинансировании 349 млн. руб.: на строительство и ремонт детских садов, ремонт спортзалов и приобретение спортивного инвентаря, специального оборудования для обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья и на повышение квалификации педагогов.

В то же время из краевого бюджета под муниципальные проекты и проекты отдельных организаций и физических лиц (по поддержке одаренных детей, развитию дошкольного образования, программы летнего отдыха и другое) только в 2014 году выделены гранты на 1,5 млн. рублей и субсидии 35 млн.

Уже есть примеры привлечения средств под собственный проект. Так, в этом году учитель русского языка и литературы лицея «Ступени» Вера Владимировна Мягкова получила от Общероссийской «Ассоциации учителей литературы и русского языка» 900 тысяч рублей на реализацию проекта «Межрегиональный читательский марафон «портрет поколения нулевых» в современной отечественной литературе».

Важной задачей для нас является привлечение в отрасль внебюджетных средств за счет расширения спектра образовательных услуг.

За последние 3 года из внебюджетных источников получено 4 млрд. 300 млн. рублей. Эти средства были направлены на оплату труда педагогов, приобретение оборудования, питание ребят в школах и детских садах.

Планируем, что до конца 2014 года внебюджетные доходы от образовательной деятельности снизят нагрузку на консолидированный бюджет на 1 млрд. 700 млн. рублей.

Подводя итоги сказанному, еще раз подчеркну ключевые точки развития системы в новом учебном году:

- целенаправленное внедрение и отработка качества реализации нового поколения образовательных стандартов на всех уровнях образования;

- уменьшение разрыва в качестве подготовки учеников школ повышенного статуса и малокомплектных школ;

- поддержка школ, работающих в сложных социальных условиях;

- разработка адресных управленческих решений для школ, демонстрирующих стабильно низкие результаты;

- развитие системы профессиональной ориентации под задачи социально-экономического развития края;

- расширение числа программ дополнительного образования по направлениям, привлекательным для подростков.

Общий интерес к проблемам образования в России определяется ростом его значения для социально-экономического развития страны. Изменений в системе ждут дети, родители, учителя, государство. Первые хотят, чтобы учиться было интересно. Вторые - чтобы первые смогли найти себя во взрослой жизни. Учителя стремятся к самореализации, которая бы достойно оплачивалась. Государство заинтересовано в том, чтобы система образования работала на опережение и уже сегодня готовила тех, кто завтра выведет страну на новый уровень развития. И в наших силах сделать так, чтобы все эти ожидания оправдались. Это главное, для чего мы с вами работаем.

Записала Мария ИВАНОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

13.06.2024 12:44
Водитель Тугнуйского угольного разреза Алексей Халмакшинов стал Героем труда России

13.06.2024 10:46
Дмитрию Демешину можно написать в любую соцсеть

12.06.2024 12:52
Займы без отказа

12.06.2024 08:31
Поздравление с Днём России врио губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина

11.06.2024 18:07
Как ТОРы помогают нацпроектам

11.06.2024 16:13
Дмитрий Демешин и Игорь Баринов подписали соглашение

11.06.2024 09:43
Полоса латунная: как применяется

11.06.2024 09:00
Филармония «гуляет» от Мухена до Китая

11.06.2024 08:31
Холодно ли рыбам

11.06.2024 08:23
Женские консультации обновляются в Хабаровске

11.06.2024 08:21
Почему еда не пригорает

10.06.2024 15:48
В правительстве региона новые кадровые решения



05.10.2021 00:00
Будущее человечества - в руках учителя
Учитель - уникальная профессия, немыслимая без творческого поиска, добрых эмоций, такта, и чаще всего в нее приходят на всю жизнь.

05.10.2021 00:00
Миссия педагога: учить, вдохновлять, стремиться
Учитель истории и обществознания школы № 1 города Советская Гавань Людмила Ласунина в 2021 году вошла в число лучших педагогов, учащиеся которых достигли высоких успехов по предмету.