Новый закон об образовании расставит всё по местам
22.08.2011
584
Августовская конференция: возможность и пообщаться, и принять серьезные решения
Вчера в Хабаровске стартовала краевая августовская научно-практическая конференция «Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации». А сегодня в конференции принимает участие Андрей Фурсенко, министр образования и науки Российской Федерации, он расскажет о перспективах развития отрасли, об изменениях в законодательстве, посетит ряд учреждений образования Хабаровского края.
Цель нынешней августовской конференции - учет мнения общественности по доработанному проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Также педагоги и руководители районных управлений образования высказывают свои предложения, обсуждают острые вопросы, касающиеся законодательства в образовании, обсуждают итоги прошедшего учебного года.
Уже сейчас в отрасли начались изменения: с нового учебного года страна переходит на федеральные государственные образовательные стандарты начального образования, в учреждениях меняется система финансирования, вводятся новые требования не только к условиям образования, но и к качеству обучения. Все это требует готовности школ всего края к модернизации отрасли. И традиционно именно на краевой августовской конференции педагоги и менеджеры образования получают информацию о том, какие цели и задачи стоят перед ними в этом году.
Люди говорят
Елена Лагошина, начальник управления правовой, кадровой, организационно-территориальной работы и межведомственного взаимодействия министерства образования Хабаровского края:
- Новый закон об образовании упорядочит систему образования, систему подготовки кадров, он сокращает ненужные главы прошлого документа. Обозначены новые уровни образования. Появилась новая форма рассмотрения споров внутри учреждений, некая конфликтная комиссия, работающая со сторонами до судебного рассмотрения споров, ведь понятное дело, что случаются конфликты и в школах, и в вузах, и поэтому каждый может высказать свое мнение. Также возник новый пункт - возмещение ущерба от некачественного образования, такого раньше никогда не было. Надо определить, как это будет реализовываться на практике.
Самое главное, что в новом законе система образования будет структурирована.
Алла Кузнецова, ректор Хабаровского краевого института развития образования:
- Мы в течение всего года следим за изменениями в законе об образовании, объясняем, зачем он появился, какие идеи в нем заложены.
Если прежний закон 1992 года описывал образование в рыночном обществе, то нынешний закон описывает образование как пространство для бесконечного развития, саморазвития, самоопределения человека. Говорят, на камне у входа в компанию «Айдем» есть надпись, что образование не имеет точки насыщения. Вот образование в нашей стране приобретает такой облик, и закон должен ему соответствовать. Образование - это благо, на которое имеет право каждый человек, и в то же время образование - это неотчуждаемая услуга для блага других лиц. Закон нормирует отношения людей в системе образования, а не только учреждений, поэтому он становится самым гуманным законом. А учитель должен понять, что все, к чему мы последние годы призывали, уговаривали, обсуждали, становится нормой, обязательной для исполнения, закрепленной законом.
Татьяна Пушкарёва, начальник управления образования Солнечного муниципального района:
- В этом году начало учебного года будет непростое: все первоклассники будут заниматься по новым программам - ведь в стране внедряются федеральные государственные образовательные стандарты. Мы оборудовали компьютерами кабинеты для начальной школы, поработали с родителями будущих первачков, разработали внеурочные занятия для малышей, причем постарались подойти к этому нестандартно. В районе уделяем особое внимание здоровью ребят - к сожалению, тенденция такова, что дома этому внимания не уделяют, и задача школы как можно больше работать с ребятами по оздоровлению, для детей с ослабленным здоровьем разработали специальные программы: уроки будут интересными и полезными. Еще то, чем мы гордимся в районе - школьная мебель в школах заменена на сто процентов.
Ирина Горлова, директор гимназии № 4, Хабаровск:
- Реформы образования идут давно, мне кажется, они и не прекращалась. Без перемен, пожалуй, ничего невозможно, как бы нам тяжело ни было, но нужно меняться самим и менять подходы в работе. Образование готовит будущее, а будущее не может без образования. Новое оборудование в школах - это не просто признак престижа школы, оно позволяет преподавать по-другому, сделать не всегда интересный всем ребятам учебный материал любопытным, необычным, запоминающимся. За последние годы изменился подход к курсам повышения квалификации педагогов - это видно, преподаватели идут туда и возвращаются с горящими глазами. Сейчас, с одной стороны, жестче стали относиться к директорам школ, с другой стороны, дали больше свободы. Это правильно, ведь именно директор может сделать свою школу успешной и не важно, в каком районе города или края она находится.
Сергей Довгаленко, директор школы пос. Известковый Амурского района:
- Закон, конечно, надо менять, действующий сейчас уже устарел, время идет - все меняется. Но проблема в районах все-таки в том, что нам сложно самим понять закон, грамотно его трактовать, доносить до педагогов. Всегда с нетерпением жду августовского педсовета, потому как здесь всегда заряжаешься не только энергией на весь учебный год, но и понимаешь то, с чем нужно работать, к чему стремиться.
Цель нынешней августовской конференции - учет мнения общественности по доработанному проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Также педагоги и руководители районных управлений образования высказывают свои предложения, обсуждают острые вопросы, касающиеся законодательства в образовании, обсуждают итоги прошедшего учебного года.
Уже сейчас в отрасли начались изменения: с нового учебного года страна переходит на федеральные государственные образовательные стандарты начального образования, в учреждениях меняется система финансирования, вводятся новые требования не только к условиям образования, но и к качеству обучения. Все это требует готовности школ всего края к модернизации отрасли. И традиционно именно на краевой августовской конференции педагоги и менеджеры образования получают информацию о том, какие цели и задачи стоят перед ними в этом году.
Люди говорят
Елена Лагошина, начальник управления правовой, кадровой, организационно-территориальной работы и межведомственного взаимодействия министерства образования Хабаровского края:
- Новый закон об образовании упорядочит систему образования, систему подготовки кадров, он сокращает ненужные главы прошлого документа. Обозначены новые уровни образования. Появилась новая форма рассмотрения споров внутри учреждений, некая конфликтная комиссия, работающая со сторонами до судебного рассмотрения споров, ведь понятное дело, что случаются конфликты и в школах, и в вузах, и поэтому каждый может высказать свое мнение. Также возник новый пункт - возмещение ущерба от некачественного образования, такого раньше никогда не было. Надо определить, как это будет реализовываться на практике.
Самое главное, что в новом законе система образования будет структурирована.
Алла Кузнецова, ректор Хабаровского краевого института развития образования:
- Мы в течение всего года следим за изменениями в законе об образовании, объясняем, зачем он появился, какие идеи в нем заложены.
Если прежний закон 1992 года описывал образование в рыночном обществе, то нынешний закон описывает образование как пространство для бесконечного развития, саморазвития, самоопределения человека. Говорят, на камне у входа в компанию «Айдем» есть надпись, что образование не имеет точки насыщения. Вот образование в нашей стране приобретает такой облик, и закон должен ему соответствовать. Образование - это благо, на которое имеет право каждый человек, и в то же время образование - это неотчуждаемая услуга для блага других лиц. Закон нормирует отношения людей в системе образования, а не только учреждений, поэтому он становится самым гуманным законом. А учитель должен понять, что все, к чему мы последние годы призывали, уговаривали, обсуждали, становится нормой, обязательной для исполнения, закрепленной законом.
Татьяна Пушкарёва, начальник управления образования Солнечного муниципального района:
- В этом году начало учебного года будет непростое: все первоклассники будут заниматься по новым программам - ведь в стране внедряются федеральные государственные образовательные стандарты. Мы оборудовали компьютерами кабинеты для начальной школы, поработали с родителями будущих первачков, разработали внеурочные занятия для малышей, причем постарались подойти к этому нестандартно. В районе уделяем особое внимание здоровью ребят - к сожалению, тенденция такова, что дома этому внимания не уделяют, и задача школы как можно больше работать с ребятами по оздоровлению, для детей с ослабленным здоровьем разработали специальные программы: уроки будут интересными и полезными. Еще то, чем мы гордимся в районе - школьная мебель в школах заменена на сто процентов.
Ирина Горлова, директор гимназии № 4, Хабаровск:
- Реформы образования идут давно, мне кажется, они и не прекращалась. Без перемен, пожалуй, ничего невозможно, как бы нам тяжело ни было, но нужно меняться самим и менять подходы в работе. Образование готовит будущее, а будущее не может без образования. Новое оборудование в школах - это не просто признак престижа школы, оно позволяет преподавать по-другому, сделать не всегда интересный всем ребятам учебный материал любопытным, необычным, запоминающимся. За последние годы изменился подход к курсам повышения квалификации педагогов - это видно, преподаватели идут туда и возвращаются с горящими глазами. Сейчас, с одной стороны, жестче стали относиться к директорам школ, с другой стороны, дали больше свободы. Это правильно, ведь именно директор может сделать свою школу успешной и не важно, в каком районе города или края она находится.
Сергей Довгаленко, директор школы пос. Известковый Амурского района:
- Закон, конечно, надо менять, действующий сейчас уже устарел, время идет - все меняется. Но проблема в районах все-таки в том, что нам сложно самим понять закон, грамотно его трактовать, доносить до педагогов. Всегда с нетерпением жду августовского педсовета, потому как здесь всегда заряжаешься не только энергией на весь учебный год, но и понимаешь то, с чем нужно работать, к чему стремиться.