«Пеликаны» - они уникальные
28.04.2018
521
Наталья Бурая, председатель общественного совета при министерстве образования и науки Хабаровского края:
- Неверно думать, что единственной формой работы общественного совета могут быть только совещания. В многообразии форм имеет место участие в различных мероприятиях, направленных на создание открытого образовательного пространства, формирование новых качеств педагога: системное видение общей картины, понимание ситуации, умение оценить ресурсы и возможности.
Такое мероприятие, как краевой слет лидеров педагогического мастерства и молодых педагогов «Слет Пеликанов», не могло не привлечь внимание общественного совета при министерстве образования и науки Хабаровского края.
В программе слета - разнообразные мероприятия: проектировочные сессии, открытые уроки, дискуссионные площадки, новые форматы образовательных событий, конкурсы профессионального мастерства и, конечно же, общение профессионалов-наставников и молодых педагогов.
«Слет пеликанов» стал открытой площадкой разработки новых эффективных механизмов развития профессиональных сообществ, апробации новых форм непрерывного образования, возможности включения педагогов в разработку региональной политики в области образования, поддержки инициатив и проектов, повышения престижа профессии педагога в профессиональной среде и обществе.
Инна Слободянюк, заведующая методическим кабинетом управления образования г. Свободного Амурской области:
- На слете я уже третий раз. В 2007 году вошла в 15 лучших на конкурсе «Учитель года России», а в следующем году меня пригласили к пеликанам в Хабаровск. Это было настолько интересно и увлекательно, что, когда второй раз поступило предложение, мы приехали целой командой от области.
Мы для себя всегда берем много новых, действительно прорывных идей. Возвращаемся в свой регион и многое внедряем в работу. Разумеется, иногда не в таких масштабах, как в Хабаровском крае, но мы видим, что приемы, методы, вопросы организации - это те действенные инструменты в системе образования, которых нам не хватало.
Приведу примеры того, что уже внедрено и «работает»: модельные семинары, организационно-деятельные игры. Каждый год пополняются инструменты совместного планирования будущего: это не директивы «сверху», которые руководителям в системе образования приходится постоянно писать: различные приемы командообразования, идея педагогического десанта. В этом году для меня стал открытием конкурс «ДРУГ», мы попробуем провести подобный конкурс у нас и, возможно, принять участие в соревновании Хабаровского края. Интересен опыт наставничества и поддержки молодых педагогов, похожий на наш фестиваль «Первые шаги в профессии».
Людмила Воробьева-Исаева, учитель истории и обществознания школы-интерната №1 с. Каргасок Томской области:
- Я приехала сюда вместе с супругом, финалистом конкурса «Учитель года», потому что посмотрела программу - она очень насыщенная и интересная. Я поняла, насколько край заботится о творческом росте своих педагогов. Меня заинтересовала система наставничества Хабаровского края: взаимодействие молодых педагогов и тех, у кого уже есть опыт.
Мне очень понравилось, как командно работают педагоги Хабаровского края над какими-либо проектами, концепциями. И, по факту, мы видим «готовые» продукты, полезные для них и для всего края.
Также бесценно видеть опыт других учителей: прилетели финалисты конкурса «Учитель года», чтобы провести мастер-классы и уроки. Мы увидели передовые и интересные методики и подходы. Это очень помогает в дальнейшей работе! Учитель не может стоять на месте - он учит детей и сам должен уметь учиться у других.
Сейчас система образования очень динамична и требования в ней довольно непростые. С одной стороны, ученик должен сдать ЕГЭ. Но жизнь требует много компетенций: умение выделять главное, найти свое место в обществе. Сложнее всего совместить это в работе. Но выход есть: активная внеурочная работа и развитие профильного обучения.
Алексей Воробьёв-Исаев, учитель истории и обществознания школы-интерната №1 с. Каргасок Томской области:
- Я в Хабаровском крае, как и на слете, впервые. И у меня самые хорошие впечатления от образовательной политики региона. Здесь видна четко выстроенная система, все меры в области образования проводятся комплексно, взаимосвязано. Я увидел, что у педагогов края есть конкретные цели, и они идут в соответствии с ними к видимым результатам.
Также радует, что в этот процесс включено много молодых педагогов. Видно, что существует целое движение, направленное на привлечение и поддержку молодых учителей. На слете я увидел инициативных начинающих педагогов, которые горят своим делом, выдвигают идеи, создают проекты.
Этот слет - и живой обмен опытом, и рождение новых вещей. Это одна из ступенек, которая позволяет педагогам края повышать свое профессиональное мастерство и находить вдохновение на учительском поприще.
На слете я вел урок по обществознанию в рамках педагогического десанта. Также выступал перед учителями края с мастер-классом по решению интеллектуальных задач. Их можно использовать абсолютно на всех предметах. Смысл интеллектуальных задач не только в том, чтобы научить конкретным логическим цепочкам. Они развивают нестандартное мышление, интеллект, да и вообще это интересно. Ведь сегодня перед образованием ставится задача не просто научить ребенка конкретным действиям, но и дать ему инструментарий для дальнейшего самообучения и быстрой ориентации в новых ситуациях.
И надо понимать, что все дети разные, и нужно воспринимать их разными, такими, какие они есть. И вне зависимости от условий надо работать со всеми.
Светлана Королькова, учитель географии школы п. Маяк Новосибирской области:
- Программа слета очень насыщенна. Мы не только наблюдали за работой поистине талантливых педагогов, но и были вовлечены в активную деятельность: мне доверили провести ток-шоу для молодых управленцев, которое завершилось дискуссией с залом по актуальным вопросам образования. Мой метапредметный мастер-класс был посвящен приемам работы с текстом. Это особенно важно в век информационных технологий, когда ученики привыкают к беглому просмотровому чтению. Важно научить детей при беглом чтении выхватывать в тексте главное, заострять на этом внимание и резюмировать прочитанное.
Я убеждена, что людей, прибывших на слет, объединяет именно это - любовь. Это основа всего и лучшая мотивация к самосовершенствованию, ведь чем лучше станет учитель, тем больший ценный вклад он сможет внести в жизни своих учеников.
Иван Филатов, учитель истории и обществознания, директор школы № 15 г. Казани Республики Татарстан:
- Я стал лауреатом конкурса «Учитель года» в 2016 году. В чем секрет моей победы? Наверное, прежде всего быть собой и показывать то, что ты действительно умеешь. И, конечно, любой успех - это поддержка команды.
Я уверен, что быть учителем престижно, ты всегда востребован, это стабильная и интересная работа, пусть и нелегкая. Могу честно сказать, что мужчины в школе не просто важны, они необходимы. К сожалению, сейчас мужчине-учителю сложнее стало быть для подростков авторитетом, так как очень много неполных семей. Но какие бы не наступили времена, залог успеха в школе один: детей надо любить.
Здесь, в Хабаровском крае, много педагогов, которые делают невероятные открытия, их опыт интересен! Я себя ощутил частью этого единого педагогического порыва и провел урок в замечательной школе села Ильинка.
В рамках мероприятия состоялось замечательное общение: о профессиональных стандартах, о проблемах педагогического образования, о долгосрочном планировании в отрасли, обсуждали вопросы привлечения, закрепления и адаптации в профессии молодых педагогов, меры поддержки учителей.
Своим коллегам в Татарстане я расскажу о реализации в системе образования Хабаровского края проекта «Педкластер27».
Анжелика Мусатова, заведующая информационно-методическим центром управления образования администрации Советско-Гаванского района Хабаровского края:
- Наш район отдален от центра, и, хоть сейчас проводится множество видеоконференций, вебинаров, это не сравнится с живым общением. Когда мы собираемся вместе, рождаются совместные идеи, необычные и масштабные проекты.
Со слета всегда возвращаешься в свой район с мыслями: обязательно это сделаем и вот такое непременно проведем. Слет дает старт нашим проектам, реализации идей.
На слете я в пятый раз, со мной приехала муниципальная команда. После второго слета мы обнаружили, что в нашем районе нет учительского клуба, и загорелись желанием создать его, и сейчас у нас действует клуб «Парус».
Мои коллеги по клубу готовят педагогов на краевой объединенный конкурс «Учитель года Хабаровского края». Я дважды участвовала в конкурсе и знаю, как важны поддержка и помощь тех, кто уже проходил через это. В 2017 году наш учитель истории Ляшко С. О. (школа № 16 рабочего поселка Заветы Ильича) стал абсолютным победителем этого конкурса и обладателем почетного Хрустального пеликана.
Мы понимаем, что нужно работать в команде, если мы хотим достичь хороших результатов.
Наталья Чухряева, учитель русского языка и литературы Краснояровской школы Амурской области:
- Я работаю педагогом уже 33 года, и, конечно, бывают периоды, когда устаешь, выгораешь, опускаются руки. Но такие мероприятия, как «Слет пеликанов», всегда дают вдохновение и желание продолжать развиваться. На слете я второй раз.
В этом году очень насыщенная программа. Для себя я уже отметила практики наставничества и думаю, что смогу использовать это в своей школе. Очень емкими и информативными, а главное, практическими, получились мастер-классы коллег. Интересно было самой проводить урок в новой школе, ведь у каждого учителя есть желание поделиться своими находками, интересными решениями, методами. Я давала час общения с элементами тренинга в седьмом классе в школе села Осиновая Речка. Хочу приехать на очередной слет через два года и со своими коллегами принять участие в конкурсе «ДРУГ».
Евгений Симаков, учитель ИЗО школы № 6 г. Амурска Хабаровского края:
- Я был на всех слетах, кроме одного, являюсь представителем совета клуба пеликанов.
Отмечаю, что слет меняется с каждым годом. Если раньше здесь были только педагоги с большим стажем, то сегодня всё больше молодых учителей. Это здорово, потому что новые люди предлагают необычные идеи, и мы, как более опытные коллеги, можем им помочь в реализации идей, создаем совместные проекты.
С этого слета я увезу идею наставничества. Наша школа сотрудничает с Амурским гуманитарно-педагогическим государственным университетом. И почему бы мне не взять под своё крыло несколько старшекурсников для сопровождения в профессию: пригласить к себе в школу, показать уроки, познакомить с методической работой, с учениками. И продолжать поддерживать их, когда они уже пойдут работать в школу.
Каждый слет на встречах с министром в рамках неформального общения мы узнаем, что ждет нас в ближайшие годы. Педагогу нужно развиваться каждый день, чтобы быть «в тренде», а еще лучше - на шаг впереди. Педагогу нужно быть универсальным человеком и делать многое, выходящее за рамки обязанностей, которые были вменены ещё вчера. Но главное в этом процессе - понимание личной ответственности.
К примеру, я работаю с ребятами, которые не говорят по-русски или не могут посещать школу из-за физических ограничений. И это проблемы не только детей, но и мои личные. И на мне лежит ответственность принятия эффективных решений.
Более того, на слете я нашел единомышленников для реализации идей краевого проекта «Образование для будущего для детей с ОВЗ».
- Неверно думать, что единственной формой работы общественного совета могут быть только совещания. В многообразии форм имеет место участие в различных мероприятиях, направленных на создание открытого образовательного пространства, формирование новых качеств педагога: системное видение общей картины, понимание ситуации, умение оценить ресурсы и возможности.
Такое мероприятие, как краевой слет лидеров педагогического мастерства и молодых педагогов «Слет Пеликанов», не могло не привлечь внимание общественного совета при министерстве образования и науки Хабаровского края.
В программе слета - разнообразные мероприятия: проектировочные сессии, открытые уроки, дискуссионные площадки, новые форматы образовательных событий, конкурсы профессионального мастерства и, конечно же, общение профессионалов-наставников и молодых педагогов.
«Слет пеликанов» стал открытой площадкой разработки новых эффективных механизмов развития профессиональных сообществ, апробации новых форм непрерывного образования, возможности включения педагогов в разработку региональной политики в области образования, поддержки инициатив и проектов, повышения престижа профессии педагога в профессиональной среде и обществе.
Инна Слободянюк, заведующая методическим кабинетом управления образования г. Свободного Амурской области:
- На слете я уже третий раз. В 2007 году вошла в 15 лучших на конкурсе «Учитель года России», а в следующем году меня пригласили к пеликанам в Хабаровск. Это было настолько интересно и увлекательно, что, когда второй раз поступило предложение, мы приехали целой командой от области.
Мы для себя всегда берем много новых, действительно прорывных идей. Возвращаемся в свой регион и многое внедряем в работу. Разумеется, иногда не в таких масштабах, как в Хабаровском крае, но мы видим, что приемы, методы, вопросы организации - это те действенные инструменты в системе образования, которых нам не хватало.
Приведу примеры того, что уже внедрено и «работает»: модельные семинары, организационно-деятельные игры. Каждый год пополняются инструменты совместного планирования будущего: это не директивы «сверху», которые руководителям в системе образования приходится постоянно писать: различные приемы командообразования, идея педагогического десанта. В этом году для меня стал открытием конкурс «ДРУГ», мы попробуем провести подобный конкурс у нас и, возможно, принять участие в соревновании Хабаровского края. Интересен опыт наставничества и поддержки молодых педагогов, похожий на наш фестиваль «Первые шаги в профессии».
Людмила Воробьева-Исаева, учитель истории и обществознания школы-интерната №1 с. Каргасок Томской области:
- Я приехала сюда вместе с супругом, финалистом конкурса «Учитель года», потому что посмотрела программу - она очень насыщенная и интересная. Я поняла, насколько край заботится о творческом росте своих педагогов. Меня заинтересовала система наставничества Хабаровского края: взаимодействие молодых педагогов и тех, у кого уже есть опыт.
Мне очень понравилось, как командно работают педагоги Хабаровского края над какими-либо проектами, концепциями. И, по факту, мы видим «готовые» продукты, полезные для них и для всего края.
Также бесценно видеть опыт других учителей: прилетели финалисты конкурса «Учитель года», чтобы провести мастер-классы и уроки. Мы увидели передовые и интересные методики и подходы. Это очень помогает в дальнейшей работе! Учитель не может стоять на месте - он учит детей и сам должен уметь учиться у других.
Сейчас система образования очень динамична и требования в ней довольно непростые. С одной стороны, ученик должен сдать ЕГЭ. Но жизнь требует много компетенций: умение выделять главное, найти свое место в обществе. Сложнее всего совместить это в работе. Но выход есть: активная внеурочная работа и развитие профильного обучения.
Алексей Воробьёв-Исаев, учитель истории и обществознания школы-интерната №1 с. Каргасок Томской области:
- Я в Хабаровском крае, как и на слете, впервые. И у меня самые хорошие впечатления от образовательной политики региона. Здесь видна четко выстроенная система, все меры в области образования проводятся комплексно, взаимосвязано. Я увидел, что у педагогов края есть конкретные цели, и они идут в соответствии с ними к видимым результатам.
Также радует, что в этот процесс включено много молодых педагогов. Видно, что существует целое движение, направленное на привлечение и поддержку молодых учителей. На слете я увидел инициативных начинающих педагогов, которые горят своим делом, выдвигают идеи, создают проекты.
Этот слет - и живой обмен опытом, и рождение новых вещей. Это одна из ступенек, которая позволяет педагогам края повышать свое профессиональное мастерство и находить вдохновение на учительском поприще.
На слете я вел урок по обществознанию в рамках педагогического десанта. Также выступал перед учителями края с мастер-классом по решению интеллектуальных задач. Их можно использовать абсолютно на всех предметах. Смысл интеллектуальных задач не только в том, чтобы научить конкретным логическим цепочкам. Они развивают нестандартное мышление, интеллект, да и вообще это интересно. Ведь сегодня перед образованием ставится задача не просто научить ребенка конкретным действиям, но и дать ему инструментарий для дальнейшего самообучения и быстрой ориентации в новых ситуациях.
И надо понимать, что все дети разные, и нужно воспринимать их разными, такими, какие они есть. И вне зависимости от условий надо работать со всеми.
Светлана Королькова, учитель географии школы п. Маяк Новосибирской области:
- Программа слета очень насыщенна. Мы не только наблюдали за работой поистине талантливых педагогов, но и были вовлечены в активную деятельность: мне доверили провести ток-шоу для молодых управленцев, которое завершилось дискуссией с залом по актуальным вопросам образования. Мой метапредметный мастер-класс был посвящен приемам работы с текстом. Это особенно важно в век информационных технологий, когда ученики привыкают к беглому просмотровому чтению. Важно научить детей при беглом чтении выхватывать в тексте главное, заострять на этом внимание и резюмировать прочитанное.
Я убеждена, что людей, прибывших на слет, объединяет именно это - любовь. Это основа всего и лучшая мотивация к самосовершенствованию, ведь чем лучше станет учитель, тем больший ценный вклад он сможет внести в жизни своих учеников.
Иван Филатов, учитель истории и обществознания, директор школы № 15 г. Казани Республики Татарстан:
- Я стал лауреатом конкурса «Учитель года» в 2016 году. В чем секрет моей победы? Наверное, прежде всего быть собой и показывать то, что ты действительно умеешь. И, конечно, любой успех - это поддержка команды.
Я уверен, что быть учителем престижно, ты всегда востребован, это стабильная и интересная работа, пусть и нелегкая. Могу честно сказать, что мужчины в школе не просто важны, они необходимы. К сожалению, сейчас мужчине-учителю сложнее стало быть для подростков авторитетом, так как очень много неполных семей. Но какие бы не наступили времена, залог успеха в школе один: детей надо любить.
Здесь, в Хабаровском крае, много педагогов, которые делают невероятные открытия, их опыт интересен! Я себя ощутил частью этого единого педагогического порыва и провел урок в замечательной школе села Ильинка.
В рамках мероприятия состоялось замечательное общение: о профессиональных стандартах, о проблемах педагогического образования, о долгосрочном планировании в отрасли, обсуждали вопросы привлечения, закрепления и адаптации в профессии молодых педагогов, меры поддержки учителей.
Своим коллегам в Татарстане я расскажу о реализации в системе образования Хабаровского края проекта «Педкластер27».
Анжелика Мусатова, заведующая информационно-методическим центром управления образования администрации Советско-Гаванского района Хабаровского края:
- Наш район отдален от центра, и, хоть сейчас проводится множество видеоконференций, вебинаров, это не сравнится с живым общением. Когда мы собираемся вместе, рождаются совместные идеи, необычные и масштабные проекты.
Со слета всегда возвращаешься в свой район с мыслями: обязательно это сделаем и вот такое непременно проведем. Слет дает старт нашим проектам, реализации идей.
На слете я в пятый раз, со мной приехала муниципальная команда. После второго слета мы обнаружили, что в нашем районе нет учительского клуба, и загорелись желанием создать его, и сейчас у нас действует клуб «Парус».
Мои коллеги по клубу готовят педагогов на краевой объединенный конкурс «Учитель года Хабаровского края». Я дважды участвовала в конкурсе и знаю, как важны поддержка и помощь тех, кто уже проходил через это. В 2017 году наш учитель истории Ляшко С. О. (школа № 16 рабочего поселка Заветы Ильича) стал абсолютным победителем этого конкурса и обладателем почетного Хрустального пеликана.
Мы понимаем, что нужно работать в команде, если мы хотим достичь хороших результатов.
Наталья Чухряева, учитель русского языка и литературы Краснояровской школы Амурской области:
- Я работаю педагогом уже 33 года, и, конечно, бывают периоды, когда устаешь, выгораешь, опускаются руки. Но такие мероприятия, как «Слет пеликанов», всегда дают вдохновение и желание продолжать развиваться. На слете я второй раз.
В этом году очень насыщенная программа. Для себя я уже отметила практики наставничества и думаю, что смогу использовать это в своей школе. Очень емкими и информативными, а главное, практическими, получились мастер-классы коллег. Интересно было самой проводить урок в новой школе, ведь у каждого учителя есть желание поделиться своими находками, интересными решениями, методами. Я давала час общения с элементами тренинга в седьмом классе в школе села Осиновая Речка. Хочу приехать на очередной слет через два года и со своими коллегами принять участие в конкурсе «ДРУГ».
Евгений Симаков, учитель ИЗО школы № 6 г. Амурска Хабаровского края:
- Я был на всех слетах, кроме одного, являюсь представителем совета клуба пеликанов.
Отмечаю, что слет меняется с каждым годом. Если раньше здесь были только педагоги с большим стажем, то сегодня всё больше молодых учителей. Это здорово, потому что новые люди предлагают необычные идеи, и мы, как более опытные коллеги, можем им помочь в реализации идей, создаем совместные проекты.
С этого слета я увезу идею наставничества. Наша школа сотрудничает с Амурским гуманитарно-педагогическим государственным университетом. И почему бы мне не взять под своё крыло несколько старшекурсников для сопровождения в профессию: пригласить к себе в школу, показать уроки, познакомить с методической работой, с учениками. И продолжать поддерживать их, когда они уже пойдут работать в школу.
Каждый слет на встречах с министром в рамках неформального общения мы узнаем, что ждет нас в ближайшие годы. Педагогу нужно развиваться каждый день, чтобы быть «в тренде», а еще лучше - на шаг впереди. Педагогу нужно быть универсальным человеком и делать многое, выходящее за рамки обязанностей, которые были вменены ещё вчера. Но главное в этом процессе - понимание личной ответственности.
К примеру, я работаю с ребятами, которые не говорят по-русски или не могут посещать школу из-за физических ограничений. И это проблемы не только детей, но и мои личные. И на мне лежит ответственность принятия эффективных решений.
Более того, на слете я нашел единомышленников для реализации идей краевого проекта «Образование для будущего для детей с ОВЗ».