Разных много школ у нас
01.02.2012
619
Костя делает первые шаги в мире знаний по системе Занкова
Поступление ребенка в школу ставит родителей перед проблемой тройного выбора. Потому что определиться нужно не только со школой и учителем, но и с учебной программой в 1- 4 классах.
Могут ли современные школьные программы «воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, а самостоятельность как личностную черту»? Попробуем разобраться.
Выбираем ребенку программу
Все программы начальной школы можно условно разделить на две группы.
Первая - традиционные. Наиболее известная из них - «Школа России», в основе которой программа, которая была во всех учреждениях без исключения во времена Союза. В эту же группу можно включить программы «Гармония», «Планета знаний», «Классическая начальная школа», «Начальная школа ХХI века» и «Школа 2100».
А вторая группа - это программы развивающего обучения, среди которых наиболее известны системы Занкова и Эльконина - Давыдова.
Отличие традиционных программ от альтернативных заключается в том, что знания детям даются в готовом виде, ученик выступает в роли «исполнителя», контроль и оценивание осуществляет учитель. Большинству современных родителей такой учебный процесс знаком. Здесь есть свой плюс: четкая и понятная схема освоения знаний. Такие программы не отрицают использование методов проблемного обучения, но все же не они в ее основе.
С системой развивающего обучения все обстоит иначе. Учитель не выдаёт школьникам готовых правил и ответов, а учит приемам и способам самостоятельно открывать знание. Сначала даются известные примеры, а затем задание, в котором освоенный прием не работает. Это создает ситуацию удивления у школьников и желание узнать: а что же делать? Ученики должны самостоятельно сделать теоретические выводы. Усвоенный материал закрепляется практическими заданиями. Почему именно так?
О сути развивающего обучения
Впервые понятие «развивающее обучение» появилось в те годы, когда подготовка учеников начальной школы проводилась по программе, общей для всех школ Советского Союза. Проводимые в то время психологические исследования показали, что приобретенные знания и умения не влияют сколько-нибудь существенно на умственное развитие школьников, что программа недостаточно учитывает возможности развития детей.
- Поэтому в 60-х годах некоторые психологи и педагоги приступили к разработке собственных систем обучения, которые должны были развить у школьников мышление, воображение, память, - рассказывает Жанна Кузнецова, старший научный сотрудник Хабаровского краевого института развития образования, руководитель отдела сопровождения ФГОС. - Такие системы развивающего обучения возникли как альтернативные традиционной программе. В частности, группа исследователей, возглавляемых Занковым, разработала систему обучения младших школьников, направленную на общее психическое развитие детей и способную сформировать у ребят умение учиться.
В начале 90-х годов дидактическая система Занкова стала вводиться как параллельная государственная система начального обучения. В Хабаровском крае она тоже получила распространение практически во всех районах. В некоторых школах и гимназиях существуют как традиционные, так и занковские классы. Работают с методиками Занкова школы № 2 Вяземского, № 4 Николаевска-на-Амуре, № 18, 37 Комсомольска-на-Амуре, школа «Открытие», гимназия № 3 и №80 Хабаровска и другие. Например, тридцатая школа Хабаровска полностью работает по этой системе уже 20 лет. Все учителя прошли обучение и стажировку в Федеральном научно-методическом центре им. Л.В. Занкова в Москве.
О системе Занкова
Многие педагоги края именно за ней видят будущее образования. Обучение по занковской программе называется личностно-ориентированным, то есть оно направлено не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Это самое важное.
- Дидактические принципы системы заключаются в следующем, - рассказывает Валентина Кулаева, заместитель директора школы № 30. - Обучение на высоком уровне сложности, ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп прохождения учебного материала реализуется за счет того, что нет тем повторения. Также важно понимание детьми, а для чего они учатся. Целенаправленная и систематическая работа учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Это значит, что все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии.
Если ребенку трудно учиться и мы действительно хотим ему помочь, то самое главное, с чего мы должны начать и чему постоянно следовать, - это дать ему возможность чувствовать, что он тоже способен, как все остальные, что он тоже может быть успешен. У детей знания формируются в разном темпе, и этот фактор учитывается при оценивании достижений школьников
- Конечно, в первом классе принята безоценочная система, как и везде, - продолжает Кулаева. - Но мы положили детям листы успешности, на которых ребята графически фиксируют свои достижения в изучении той или иной темы. В порядке эксперимента с 1 по 4 класс ввели «Портфолио ученика», где дети собирают все свои работы, тетради и так далее. В принципе, это удобно, родители видят успешность своих детей, да и сам ребенок подмечает свои действия и учится их анализировать.
Дети в занковских классах не сравниваются друг с другом. У педагога нет цели «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, все задания в программе рассчитаны на разный уровень развития детей. У ребенка есть право выбора: один может для самостоятельной работы взять задание посложнее и, решив его, продвинуться в своем личном успехе, а другой взять тот вариант, который именно ему по силам, решить это задание и закрепиться в своем личном успехе. А завтра этот школьник сможет выполнить уже задание немного труднее.
Об учениках
В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, который действует во всех наших школах, так определен «портрет» выпускника начальной школы: это любознательный и доброжелательный ребенок, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение и так далее.
По сути, это та самая характеристика младшего школьника, которую еще 50 лет назад дал в своей программе Леонид Занков.
Что представляют собой сегодня дети-занковцы? Это творческие, открытые, нестандартно мыслящие ребята, достаточно креативные, умеющие учиться и знающие, зачем они учатся, что им даёт образование, вообще всех занковцев отличает высокая мотивация в обучении. У них всегда много вопросов к учителю. И это очень хорошо, потому что тот, кто ни о чем не спрашивает, тот ничему и не научится.
Об учителях
- Конечно, чтобы воспитать такого ученика, требуется большая работа педагогов, - говорит Жанна Кузнецова. - Система Занкова работает только тогда, когда учитель соблюдает принципы и свойства системы обучения, без этого хороших результатов добиться невозможно. Программа сложна, она предполагает достаточно серьезную подготовку и достаточно серьезную компетенцию педагога.
Чтобы суметь работать по системе Занкова, учителю необходимо пересмотреть все свои взгляды на процесс преподавания, а многим педагогам это нелегко сделать, ведь их столько лет учили совсем другому. Кроме этого, приходится отказываться от авторитарных педагогических методов, в частности, отучаться от императивного отношения к детям.
Развитие ребенка предполагает сотрудничество, именно такой характер должна носить помощь взрослых - не прямая подсказка, а организация совместного поиска решения.
Дети не способны глубоко усвоить теоретические знания, преподнесенные им в готовом виде, но могут прийти к ним через собственную активность. Поэтому от учителя-занковца требуется творческая подготовка к урокам, которые кардинально отличаются от уроков по другим системам и учебным комплектам: это уроки-рассуждения, уроки-исследования, где ребятам можно спорить, высказывать свои взгляды.
- Разумеется, придерживаясь демократичного стиля общения с учениками, учитель не должен терять своей руководящей роли, - поясняет Валентина Васильевна. - Но в то же время педагогу необходимо быть предельно внимательным к каждому ребенку, он должен уметь правильно реагировать на ошибки или на проступки ученика, не допуская при этом грубости, принуждения, манипулирования, запугивания и других подобных проявлений педагогической бестактности.
Можно процитировать известного педагога-новатора Шалву Амонашвили, здесь для нашего учителя «…очень важно, чтобы каждый ребенок поверил в свои силы, радовался каждому школьному дню, каждой встрече с педагогом, каждому звонку на урок».
О родителях
Обучение по Занковской системе обещает ученикам и их родителям яркую, насыщенную, интенсивную жизнь. Это же не только занятия в классе, это и различные мероприятия, конкурсы, коллективная работа детей в дни тематических декад, олимпиады и праздники.
Поскольку быстрое накопление знаний, приобретаемых при незначительных собственных усилиях, не очень-то плодотворно, то легкой и беззаботной жизни однозначно не предвидится. Сложности, слезы и «ночные уроки всей семьей», может, у кого-то и будут, они всегда были, причем в любой программе. Но все предполагаемые трудности рассчитаны на их преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем.
- Если ученик не может выполнить домашнее задание, - говорит Жанна Борисовна, - то учитель-занковец принимает это как сигнал, что ребенок не усвоил какой-то прием, действие, алгоритм. Тогда упущенные моменты прорабатываются заново. Родители же должны просто контролировать выполнение домашних заданий, а не делать его за ребенка, не решать задачи, не писать сочинения и прочее - это недопустимо. Ведь тогда педагог не сможет узнать, что у вашего ребенка получается, а что нет, а значит, не сможет ему помочь.
Папам и мамам необходимо находиться в постоянном контакте с учителем, посещать собрания, быть в курсе учебной жизни своего ребенка.
- С системой Занкова связан большой потенциал воспитательной работы, и немалая роль в расширении кругозора школьника отводится его родителям, - поддерживает Валентина Васильевна. - Это и совместное чтение, просмотр фильмов, походы по интересным местам, посещение музеев, театров, да и просто в дружеском разговоре. Участие в жизни ребенка заключается в обсуждении, без всякой назидательности, его школьных дел, в рассказах о своих профессиональных делах, о жизни семьи, об отношениях с окружающими.
Кроме этого, родители наших учеников - активные помощники и в праздниках. На всех праздничных представлениях в 1 и 2 классах - артисты не кто иной, как родители. А дети - равноправные участники. А в 3-4 классах уже наоборот - дети готовят свои выступления, а родители - зрители. Такое всестороннее участие в жизни сближает детей и их родителей».
О подготовке дошкольника
Для того чтобы ребенок смог обучаться по системе Занкова, никакой специальной дошкольной подготовки не нужно.
- Не надо в обязательном порядке учить детей читать, писать, считать, - говорит Жанна Борисовна, - это задача начальной школы. Родителям необходимо настроить ребенка на обучение, готовить его к тому, что он отойдет от игры и начнет учиться в школе. Настроить дошкольника на то, что он получит новый социальный статус - статус ученика, который обязывает не просто ходить в школу и получать отметки.
- Ребенок должен уметь слышать учителя и понимать то, что от него требуется, - дополняет Валентина Васильевна. - Сегодня большая проблема заключается в том, что дети не слышат инструкцию.
Далее, должна быть развита мелкая моторика рук. Здесь не нужно специально учить писать, здесь необходимо с ребенком лепить, рисовать, вырезать, склеивать. Кроме этого, дошкольник должен знать основные понятия окружающего мира, должен уметь ориентироваться в пространстве. Также обязательно проверить фонематический слух ребенка, получить консультацию логопеда. Вот это главное.
Основные отдаленные результаты действия системы Занкова - это высокая социализация детей, высокие показатели по участникам и победителям в олимпиадах, количеству медалистов и поступающих в вузы, высокие адаптационные возможности, и что не менее важно: ребята делают выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями.
И это неудивительно, ведь система Занкова пропагандирует такую педагогику, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя.
Могут ли современные школьные программы «воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, а самостоятельность как личностную черту»? Попробуем разобраться.
Выбираем ребенку программу
Все программы начальной школы можно условно разделить на две группы.
Первая - традиционные. Наиболее известная из них - «Школа России», в основе которой программа, которая была во всех учреждениях без исключения во времена Союза. В эту же группу можно включить программы «Гармония», «Планета знаний», «Классическая начальная школа», «Начальная школа ХХI века» и «Школа 2100».
А вторая группа - это программы развивающего обучения, среди которых наиболее известны системы Занкова и Эльконина - Давыдова.
Отличие традиционных программ от альтернативных заключается в том, что знания детям даются в готовом виде, ученик выступает в роли «исполнителя», контроль и оценивание осуществляет учитель. Большинству современных родителей такой учебный процесс знаком. Здесь есть свой плюс: четкая и понятная схема освоения знаний. Такие программы не отрицают использование методов проблемного обучения, но все же не они в ее основе.
С системой развивающего обучения все обстоит иначе. Учитель не выдаёт школьникам готовых правил и ответов, а учит приемам и способам самостоятельно открывать знание. Сначала даются известные примеры, а затем задание, в котором освоенный прием не работает. Это создает ситуацию удивления у школьников и желание узнать: а что же делать? Ученики должны самостоятельно сделать теоретические выводы. Усвоенный материал закрепляется практическими заданиями. Почему именно так?
О сути развивающего обучения
Впервые понятие «развивающее обучение» появилось в те годы, когда подготовка учеников начальной школы проводилась по программе, общей для всех школ Советского Союза. Проводимые в то время психологические исследования показали, что приобретенные знания и умения не влияют сколько-нибудь существенно на умственное развитие школьников, что программа недостаточно учитывает возможности развития детей.
- Поэтому в 60-х годах некоторые психологи и педагоги приступили к разработке собственных систем обучения, которые должны были развить у школьников мышление, воображение, память, - рассказывает Жанна Кузнецова, старший научный сотрудник Хабаровского краевого института развития образования, руководитель отдела сопровождения ФГОС. - Такие системы развивающего обучения возникли как альтернативные традиционной программе. В частности, группа исследователей, возглавляемых Занковым, разработала систему обучения младших школьников, направленную на общее психическое развитие детей и способную сформировать у ребят умение учиться.
В начале 90-х годов дидактическая система Занкова стала вводиться как параллельная государственная система начального обучения. В Хабаровском крае она тоже получила распространение практически во всех районах. В некоторых школах и гимназиях существуют как традиционные, так и занковские классы. Работают с методиками Занкова школы № 2 Вяземского, № 4 Николаевска-на-Амуре, № 18, 37 Комсомольска-на-Амуре, школа «Открытие», гимназия № 3 и №80 Хабаровска и другие. Например, тридцатая школа Хабаровска полностью работает по этой системе уже 20 лет. Все учителя прошли обучение и стажировку в Федеральном научно-методическом центре им. Л.В. Занкова в Москве.
О системе Занкова
Многие педагоги края именно за ней видят будущее образования. Обучение по занковской программе называется личностно-ориентированным, то есть оно направлено не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Это самое важное.
- Дидактические принципы системы заключаются в следующем, - рассказывает Валентина Кулаева, заместитель директора школы № 30. - Обучение на высоком уровне сложности, ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп прохождения учебного материала реализуется за счет того, что нет тем повторения. Также важно понимание детьми, а для чего они учатся. Целенаправленная и систематическая работа учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Это значит, что все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии.
Если ребенку трудно учиться и мы действительно хотим ему помочь, то самое главное, с чего мы должны начать и чему постоянно следовать, - это дать ему возможность чувствовать, что он тоже способен, как все остальные, что он тоже может быть успешен. У детей знания формируются в разном темпе, и этот фактор учитывается при оценивании достижений школьников
- Конечно, в первом классе принята безоценочная система, как и везде, - продолжает Кулаева. - Но мы положили детям листы успешности, на которых ребята графически фиксируют свои достижения в изучении той или иной темы. В порядке эксперимента с 1 по 4 класс ввели «Портфолио ученика», где дети собирают все свои работы, тетради и так далее. В принципе, это удобно, родители видят успешность своих детей, да и сам ребенок подмечает свои действия и учится их анализировать.
Дети в занковских классах не сравниваются друг с другом. У педагога нет цели «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, все задания в программе рассчитаны на разный уровень развития детей. У ребенка есть право выбора: один может для самостоятельной работы взять задание посложнее и, решив его, продвинуться в своем личном успехе, а другой взять тот вариант, который именно ему по силам, решить это задание и закрепиться в своем личном успехе. А завтра этот школьник сможет выполнить уже задание немного труднее.
Об учениках
В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, который действует во всех наших школах, так определен «портрет» выпускника начальной школы: это любознательный и доброжелательный ребенок, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение и так далее.
По сути, это та самая характеристика младшего школьника, которую еще 50 лет назад дал в своей программе Леонид Занков.
Что представляют собой сегодня дети-занковцы? Это творческие, открытые, нестандартно мыслящие ребята, достаточно креативные, умеющие учиться и знающие, зачем они учатся, что им даёт образование, вообще всех занковцев отличает высокая мотивация в обучении. У них всегда много вопросов к учителю. И это очень хорошо, потому что тот, кто ни о чем не спрашивает, тот ничему и не научится.
Об учителях
- Конечно, чтобы воспитать такого ученика, требуется большая работа педагогов, - говорит Жанна Кузнецова. - Система Занкова работает только тогда, когда учитель соблюдает принципы и свойства системы обучения, без этого хороших результатов добиться невозможно. Программа сложна, она предполагает достаточно серьезную подготовку и достаточно серьезную компетенцию педагога.
Чтобы суметь работать по системе Занкова, учителю необходимо пересмотреть все свои взгляды на процесс преподавания, а многим педагогам это нелегко сделать, ведь их столько лет учили совсем другому. Кроме этого, приходится отказываться от авторитарных педагогических методов, в частности, отучаться от императивного отношения к детям.
Развитие ребенка предполагает сотрудничество, именно такой характер должна носить помощь взрослых - не прямая подсказка, а организация совместного поиска решения.
Дети не способны глубоко усвоить теоретические знания, преподнесенные им в готовом виде, но могут прийти к ним через собственную активность. Поэтому от учителя-занковца требуется творческая подготовка к урокам, которые кардинально отличаются от уроков по другим системам и учебным комплектам: это уроки-рассуждения, уроки-исследования, где ребятам можно спорить, высказывать свои взгляды.
- Разумеется, придерживаясь демократичного стиля общения с учениками, учитель не должен терять своей руководящей роли, - поясняет Валентина Васильевна. - Но в то же время педагогу необходимо быть предельно внимательным к каждому ребенку, он должен уметь правильно реагировать на ошибки или на проступки ученика, не допуская при этом грубости, принуждения, манипулирования, запугивания и других подобных проявлений педагогической бестактности.
Можно процитировать известного педагога-новатора Шалву Амонашвили, здесь для нашего учителя «…очень важно, чтобы каждый ребенок поверил в свои силы, радовался каждому школьному дню, каждой встрече с педагогом, каждому звонку на урок».
О родителях
Обучение по Занковской системе обещает ученикам и их родителям яркую, насыщенную, интенсивную жизнь. Это же не только занятия в классе, это и различные мероприятия, конкурсы, коллективная работа детей в дни тематических декад, олимпиады и праздники.
Поскольку быстрое накопление знаний, приобретаемых при незначительных собственных усилиях, не очень-то плодотворно, то легкой и беззаботной жизни однозначно не предвидится. Сложности, слезы и «ночные уроки всей семьей», может, у кого-то и будут, они всегда были, причем в любой программе. Но все предполагаемые трудности рассчитаны на их преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем.
- Если ученик не может выполнить домашнее задание, - говорит Жанна Борисовна, - то учитель-занковец принимает это как сигнал, что ребенок не усвоил какой-то прием, действие, алгоритм. Тогда упущенные моменты прорабатываются заново. Родители же должны просто контролировать выполнение домашних заданий, а не делать его за ребенка, не решать задачи, не писать сочинения и прочее - это недопустимо. Ведь тогда педагог не сможет узнать, что у вашего ребенка получается, а что нет, а значит, не сможет ему помочь.
Папам и мамам необходимо находиться в постоянном контакте с учителем, посещать собрания, быть в курсе учебной жизни своего ребенка.
- С системой Занкова связан большой потенциал воспитательной работы, и немалая роль в расширении кругозора школьника отводится его родителям, - поддерживает Валентина Васильевна. - Это и совместное чтение, просмотр фильмов, походы по интересным местам, посещение музеев, театров, да и просто в дружеском разговоре. Участие в жизни ребенка заключается в обсуждении, без всякой назидательности, его школьных дел, в рассказах о своих профессиональных делах, о жизни семьи, об отношениях с окружающими.
Кроме этого, родители наших учеников - активные помощники и в праздниках. На всех праздничных представлениях в 1 и 2 классах - артисты не кто иной, как родители. А дети - равноправные участники. А в 3-4 классах уже наоборот - дети готовят свои выступления, а родители - зрители. Такое всестороннее участие в жизни сближает детей и их родителей».
О подготовке дошкольника
Для того чтобы ребенок смог обучаться по системе Занкова, никакой специальной дошкольной подготовки не нужно.
- Не надо в обязательном порядке учить детей читать, писать, считать, - говорит Жанна Борисовна, - это задача начальной школы. Родителям необходимо настроить ребенка на обучение, готовить его к тому, что он отойдет от игры и начнет учиться в школе. Настроить дошкольника на то, что он получит новый социальный статус - статус ученика, который обязывает не просто ходить в школу и получать отметки.
- Ребенок должен уметь слышать учителя и понимать то, что от него требуется, - дополняет Валентина Васильевна. - Сегодня большая проблема заключается в том, что дети не слышат инструкцию.
Далее, должна быть развита мелкая моторика рук. Здесь не нужно специально учить писать, здесь необходимо с ребенком лепить, рисовать, вырезать, склеивать. Кроме этого, дошкольник должен знать основные понятия окружающего мира, должен уметь ориентироваться в пространстве. Также обязательно проверить фонематический слух ребенка, получить консультацию логопеда. Вот это главное.
Основные отдаленные результаты действия системы Занкова - это высокая социализация детей, высокие показатели по участникам и победителям в олимпиадах, количеству медалистов и поступающих в вузы, высокие адаптационные возможности, и что не менее важно: ребята делают выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями.
И это неудивительно, ведь система Занкова пропагандирует такую педагогику, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя.