поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

С Пушкиным на одном языке

15.06.2017
Просмотры
317
С Пушкиным на одном языке
Маргарита Воротникова, Светлана Лосева и Вероника Качулина (слева направо) сразу после победы
В этом году финал Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку проходил в Смоленске. На него от Хабаровского края поехали две девушки - десятиклассница Вероника Качулина и одиннадцатиклассница Маргарита Воротникова. И обе стали призерами.
Для чего олимпиадникам знать, чем отличается «буряк» от «свеклы»? Что такое олимпиадное мышление? Существует ли врожденная грамотность?
Об этом рассказывает методист краевого центра образования, кандидат филологических наук Светлана Лосева, которая помогала школьницам готовиться к финалу ВсеРоса и побывала вместе с ними в Смоленске.
- Светлана Владимировна, можно ли без подготовки поехать на олимпиаду и там победить? Если ученик просто хорошо учится в школе, справится ли он самостоятельно с заданиями ВсеРоса?
- Думаю, что нет. Только хороших знаний, но в пределах школьной программы, недостаточно. К примеру, в школе диалектологию (разные диалекты русского языка) изучают только на лексическом уровне языка. Это когда одно и то же понятие в разных местностях называют разными словами («кочет» и «петух», «буряк» и «свекла»), а в олимпиадных заданиях была не «школьная» диалектология, но типы диалектизмов, например, неправильная постановка ударения, своеобразное произношение некоторых согласных, вокализм, т. е. интересное произношение гласных в безударной позиции. Лично я изучала их на третьем курсе университета, поэтому дети работали с вузовскими лекциями. А ведь среди них были девятиклассники, которые еще не закончили курса русского языка. Так что это действительно испытание для одаренных детей.
- Похожи ли задания олимпиады на ЕГЭ?
- Нет, они совершенно разные. На ЕГЭ все работают по алгоритму. Для победы же на олимпиаде нужно особое мышление. Я встречала детей, у которых есть пробелы в школьных знаниях, но они видят языковые процессы, умеют выстраивать гипотезы, поэтому важно увидеть таких детей как можно раньше. Когда они начинают пробовать себя в первых олимпиадах, надо, чтобы рядом был учитель, который объяснит, в каком направлении двигаться дальше. Причем работать нужно командой. Участницу-хабаровчанку я готовила по современному русскому языку, по истории языка - доцент кафедры русского языка и издательского дела ПИ ТОГУ, кандидат филологических наук Юлия Захарова, по диалектологии - доцент кафедры русского языка и издательского дела ПИ ТОГУ, кандидат филологических наук Ольга Горелова, по стилистике - доцент кафедры русского и иностранного языков ДВИУ, филиал РАНХиГС при президенте РФ, кандидат филологических наук Елена Крадожен-Мазурова.
- Русский язык - живой, и он постоянно развивается. Должны ли олимпиадники знать обо всех изменениях, владеть сленгом, разбираться в «олбанском» языке Интернета?
- Дети сегодня не знают, что такое «тулуп», «тарантас». Хотя читают классику. Это говорит о том, что язык стремительно меняется. Принято говорить, что современный русский язык начался от Пушкина. Но это ведь на самом деле не так. Только два поколения (мы и наши отцы) говорят на современном русском языке.
Поэтому лингвист изучает его во всех проявлениях. Есть чистый язык, есть живой. Здесь нужно разводить задачи - научить говорить и писать правильно (для этого есть школьный курс русского языка) и дать широкие лингвистические знания во всех возможных применениях языка - сленг, отступления от норм ударения. Задача лингвиста - видеть язык во всех его проявлениях и тонкую грань между «правильно» и «неправильно».
- Есть такое понятие «врожденная грамотность»? Бывает ли так, что человек не знает правил, но пишет по интуиции правильно?
- Если человек не знает правил, рано или поздно интуиция даст сбой. Стопроцентная грамотность гарантируется только осознанным знанием, почему так пишется или говорится, поэтому надо тренироваться и обязательно обращаться к словарям.
- Кстати, какими словарями пользуются олимпиадники?
- У лингвиста их несколько: орфоэпический (нормы произношения), грамматический, исторический. Словарей должно быть много, и среди них обязательно современные.
- А как Интернет? Стоит ли верить Википедии?
- Нет, не стоит. Лучше сверяться с такими компетентными сайтами, как «словари.ру», «грамота.ру».
- Расскажите, как проходил заключительный этап ВсеРоса.
- Когда мы приехали в Смоленск, я слышала, что нас назвали сильной командой. Это было очень приятно, тем более, что мы это звание потом подтвердили. Очень слаженно работала комиссия на показе работ. Маргарите удалось добавить балл своей работе, благодаря этому она обогнала четырех человек в рейтинговом списке. В целом, обе наши девочки показали себя достойно, и это помогло им победить.
Марина ЛИТВИНОВА.