Стажировочные площадки дают уроки демократии

17.12.2015 | Классная работа | 3м. 41 c. | 10
Стажировочные площадки дают уроки демократии
Экологическая акция в МБОУ «Экономическая гимназия», г. Хабаровск

Хабаровский край отмечен как один из лучших регионов по распространению моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования, в том числе по моделям государственно-общественного управления образованием (ГОУО). Создана федеральная стажировочная площадка на базе Хабаровского краевого института развития образования (ХК ИРО). В ее составе - 29 образовательных организаций края.
Представляем вам несколько стажировочных площадок, которые успешно распространяют различный опыт моделей ГОУО.
Как школьники меняют мир
В 2011 году школа № 23 г. Комсомольска-на-Амуре стала федеральной стажировочной базовой площадкой по распространению модели государственно-общественного управления образованием. Она получила свое развитие как «Школа «Успешных учеников».
Около 240 педагогов и управленцев образовательных организаций Хабаровского края и 800 представителей других регионов России - Республик Саха (Якутии) и Бурятии, ЕАО, Сахалинской, Свердловской, Ленинградской областей, Камчатского и Приморского краев - теперь знают, как осуществляется управление школой на примере модели ГОУО школы № 23.
- Все праздники у нас отмечаются добрыми делами, - рассказывает директор Любовь Паздникова. - К рождественскому балу прошла благотворительная ярмарка в помощь ученику, который пострадал в автомобильной аварии. Перед сретенским балом проводится сбор вещей для Дома ребенка, которые торжественно дарят во время бала.
Еще одно направление работы посвящено 70-летию Победы. Каждый кадетский класс строит макет трех битв Великой Отечественной войны. Ребятам пришлось изучить много нового исторического материала, продумать технические нюансы, чтобы достойно решить эту задачу. Зато спроси сегодня у любого ученика о той или иной битве - расскажет удивительные подробности.
Несмотря на то, что школа № 23 - это школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, тягу к науке здесь только поддерживают и поощряют. Школа техники будущего «МирИнТех» собирает любознательных ребят, которые открывают мир нанотехнологий, снимают фильмы, знакомятся с научными разработками студентов Комсомольского-на-Амуре технического университета, на станках вытачивают детали, конструируют на 3D-принтере собственные изделия.
В детской организации «Спектр плюс» вырезают из огромных кусков поролона облачение для персонажей школьных постановок, дорисовывают последние штрихи кукольным масленицам, берут видео-интервью для школьной телепередачи, готовят творческие отчеты.
И всегда рядом - педагоги, родители, члены управляющего совета школы. Рядом с ними ребята не боятся проявлять инициативу, их не пугает новизна задач и обширность планов. Им интересно менять мир, активно включаясь в самые разные сферы жизни.
Распространяем модель ГОУО: управляющий совет
- Гимназия восточных языков № 4 г. Хабаровска видит свою важнейшую роль в том, чтобы быть институтом гражданского общества, - отмечает директор гимназии Ирина Горлова. - Управляющий совет привлекает общественность к управлению образовательной организацией, обеспечивает механизм повышения качества образования, гарантирует соблюдение прав человека, организует опыт демократического поведения всех участников образовательных отношений.
С 2012 года гимназия - федеральная базовая площадка по теме «Государственно-общественное управление как фактор повышения качества образования - модель «Управляющий совет».
На базе гимназии прошли стажировку более 1485 руководителей и педагогов образовательных организаций Хабаровского края, Краснодарского края, Саратовской, Курской областей, Республики Саха (Якутия). Методическая команда разработала образовательную программу повышения квалификации руководителей образовательных организаций края и других регионов РФ. Во время стажировки слушателям предоставляется возможность познакомиться с моделью государственно-общественного управления гимназии, рассмотреть роль управляющего совета, слушателям предлагается разработать свою модель ГОУО.
Опыт гимназии в области государственно-общественного управления отмечен на различных конкурсах. Он принес победу на Всероссийском конкурсе «Лучший попечительский совет образовательного учреждения» и был представлен на городской научно-практической конференции «Слагаемые успеха», по итогам которой гимназия заняла второе место.
«Вместе в будущее»
Именно так пять лет назад в экономической гимназии г. Хабаровска назвали модель государственно-общественного управления образованием. Она представлена некоммерческой организацией «Хабаровский городской фонд поддержки экономической гимназии».
- Члены фонда работают над совершенствованием форм общественного участия в управлении гимназией, проводят в жизнь лучшие родительские инициативы, - рассказывает директор гимназии Кристина Бакалэ.
Основными направлениями работы стали: разработка стратегии гимназии, инновационная деятельность, профильное образование, развитие одаренных детей и другие.
Фонд поддерживает детскую инициативу и помогает реализации проектов, акций. Опыт в управлении гимназией позволил старшеклассникам войти в состав Молодежной общественной палаты при Хабаровской городской думе. Ученик 11-го класса Александр Гроссман - член краевого научного общества обучающихся, ученица 10-го класса Светлана Попова - председатель городского научного общества обучающихся.
Профили экономической направленности реализуются совместно с социальными партнерами: Хабаровской государственной академией экономики и права, Тихоокеанским государственным университетом, Банковской школой, ОАПО «ОТП Банком», Сбербанком и др. Проводятся мероприятия в научно-исследовательской и практической деятельности; ученики и преподаватели участвуют в совместных конференциях, программах, проектах, работе «Дебат клуба», Бизнес инкубатора ТОГУ, Ассамблее по предпринимательству.
Поём, танцуем, играем, управляем
Одна из задач управляющего совета средней школы № 18 г. Комсомольска-на-Амуре - организация внеурочной деятельности, которая дает ученикам и их родителям возможность выбора самых разных развивающих занятий. Благодаря управляющему совету взаимодействие школы и родителей стало более конструктивным, повышается открытость школы, расширяется социальное партнерство.
- Управляющий совет становится независимым экспертом, он принимает участие в анкетировании родителей и школьников, - говорит заместитель директора по научно-методической работе Елена Донских. - Члены совета определяют основные направления, отбирают программы и формы их реализации, составляют карты сетевого взаимодействия с предприятиями и организациями города. При этом разрабатываются и корректируются основные образовательные программы, составляются индивидуальные учебные планы обучающихся.
Этап непосредственной реализации программ невозможен без участия членов управляющего совета. Здесь они становятся экспертами и разработчиками.
В школе № 18 проходят «Малые олимпийские игры» и «Ярмарка талантов». На концертной площадке выступают хоровые, танцевальные, театральные коллективы, кружки художественной декламации, агитбригады и т. д. В выставочном центре дети становятся экскурсоводами, критиками, экспертами. На проектной площадке проходит защита исследовательских работ, стендовых докладов. На турнирной площадке каждый может принять участие в сеансе одновременной игры в шашки, шахматы и выиграть главный приз - набор шахмат, которые созданы детьми. Интересна экспериментальная площадка, где ребята на глазах у зрителей собирают движущиеся модели, ставят опыты по естествознанию, химии, показывают мастер-классы по флористике и пр.
Школа общественных управляющих
Одним из структурных составляющих органов ГОУО в детском саду комбинированного вида № 35 г. Комсомольска-на-Амуре стали творческие мастерские, которые работают по нескольким направлениям: здоровьеформирующие, игровые, проектные технологии.
- Это первый этап включения родителей или законных представителей, общественности в управление детским садом, - говорит заведующая детским садом Татьяна Дудко. - Его можно считать школой общественных управляющих.
Творческие мастерские - это объединение педагогов и родителей, общественности, в котором повышается их педагогическая компетенция при участии в управлении детским садом.
Благодаря мастерским растет интерес родителей к жизни детского сада, повышается их активность, развиваются механизмы управления и новые формы общественного участия в образовательной деятельности. В итоге формируется общественная команда, которая успешно пропагандирует инновационный опыт среди населения.
Путёвка в жизнь
В коррекционной школе-интернате № 4 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями реализуется модель «Социальная интеграция воспитанников в общество».
- Наша школа занимается социализацией детей-сирот, которые имеют интеллектуальные нарушения в развитии, - говорит директор Ирина Жабицкая. - Значительную роль в этом играет система социально-трудовой подготовки и профориентации детей, которая выработана при участии попечительского и управляющего советов школы-интерната.
Трудовое обучение детей начинается с подготовительного периода и со временем преобразуется в допрофессиональный профильный или полипрофильный труд. С 7-го класса ребята изучают вторую специальность, близкую к основному профилю трудового обучения.
В школе-интернате создан центр трудового воспитания, где члены органов ГОУО участвуют в различных формах трудового воспитания, таких как моделирование ситуаций, ролевые игры, мастерские, ярмарки, трудовые десанты, летний труд и др.
Для учеников проводятся экскурсии на предприятия, которые организуются попечителями, членами управляющего совета. Активно работает служба постинтернатного сопровождения.
Школа-интернат активно работает с 19 организациями - социальными партнерами. Среди них - Хабаровский пограничный институт ФСБ России, Дальневосточный юридический институт МВД России, Дом ветеранов железнодорожного района, воинская часть № 34/59, компания «Авторадио», отдел опеки и попечительства мэрии г. Хабаровска, Хабаровская епархия Русской православной церкви и др.
Совместные усилия участников образовательных отношений направлены на обучение по профессиям «столяр строительный», «швея», на закрепление навыков самообслуживания и домашнего труда.
- Совместная деятельность с органами ГОУО помогает создать условия для социализации воспитанников, - говорит Ирина Жабицкая. - Это обоюдный процесс, в результате которого, с одной стороны, общественность включается в систему образовательных отношений, а с другой - в этой системе отношений представители общественности выступают как активные действующие субъекты.
Марина ЛИТВИНОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

19.09.2021 20:54
Волонтеры считают: выборы прошли чисто
Студенты Герман Столяров и Арина Головина говорят, что решили принять участие в выборах в качестве общественных наблюдателей, потому что это показалось им интересным для дальнейшего развития, убедиться в честности выборов, добросовестности их проведения.

19.09.2021 17:55
В лидерах по голосованию северные районы Хабаровского края
По состоянию на 15 часов 19 сентября в краевой столице проголосовало более 35 % избирателей.

19.09.2021 13:03
Павел Минакир: "Просто красивых плакатов с красивыми словами недостаточно"
Научный руководитель Института экономических исследований ДВО РАН, член президиума Дальневосточного отделения РАН Павел Минакир ходит на выборы каждый раз, как они проводятся, за исключением тех моментов, когда его нет в Хабаровске.

19.09.2021 10:17
Заключительный день голосования стартовал без происшествий
Стартовал третий, заключительный день голосования по выборам  губернатора Хабаровского края и депутатов в краевую думу.

18.09.2021 21:47
Завершился второй день выборов
Сегодня в 20-00 по местному времени избирательные участки Хабаровского края завершили второй день голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года.



21.05.2021 00:00
Профессионализм - залог успеха
История краевого конкурса «Учитель года Хабаровского края» - это почти три десятилетия

21.05.2021 00:00
Учитель - главная профессия будущего
Сергей Иванченко, председатель Совета ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО, ректор Тихоокеанского государственного университета, доктор технических наук, профессор


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?