«Учитель года»: стимул для профессионального роста
28.04.2011
709
Конкурс профессионального педагогического мастерства «Учитель года Хабаровского края» в этом году впервые прошел в новом, более масштабном формате, объединив несколько профильных педагогических соревнований. В итоге в очном туре за победу боролся 61 специалист, а испытания проходили одновременно на пяти площадках.
По итогам этого значительного, без ложной скромности события уже можно сказать, что новый опыт оказался не просто жизнеспособным, а удачным. О результатах и перспективах нового конкурса мы беседуем с руководителем отдела экспертизы деятельности работников образования Хабаровского краевого института развития образования, ответственным секретарём оргкомитета конкурса Еленой Фоменко.
- Елена Викторовна, сколько профильных конкурсов объединил «Учитель года Хабаровского края-2011»?
- В этом году конкурс состоял из шести номинационных конкурсов: «Лучший учитель года», «Лучший учитель года - победитель приоритетного национального проекта «Образование», «Лучший педагог дошкольного образовательного учреждения года», «Лучший педагог-психолог года», «Лучший преподаватель-организатор ОБЖ» и «Лучший преподаватель года». Работу участников в каждой из них оценивало отдельное номинационное жюри. А затем победители каждого из номинационных конкурсов объединялись в суперфинале, и уже Большое жюри, в которое вошли выдающиеся люди Хабаровского края, выбирало абсолютного победителя. Кроме наград, он получил и почетные обязанности - вошёл в состав общественного совета при министерстве образования и науки Хабаровского края.
- Отдельные номинации для преподавателей учреждений профессионального образования, педагогов-психологов и педагогов дошкольного образования вполне закономерны. Но почему учителя - победители нацпроекта «Образование» и учителя ОБЖ также соревновались в отдельных номинациях?
- Дело в том, что победители номинаций становятся в дальнейшем участниками всероссийских конкурсов. Однако по условиям всероссийского этапа конкурса «Учитель года России» в нем могут участвовать только победители приоритетного национального проекта «Образование». Но ведь и кроме них в наших школах множество прекрасных специалистов! А идею номинации «Лучший учитель ОБЖ» предложило Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю.
Оргкомитет конкурса решил поддержать эту инициативу, ведь значение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в нашей системе образования, особенно с принятием образовательных стандартов нового поколения, трудно переоценить.
Что же касается номинаций «Лучший педагог-психолог года» и «Лучший педагог дошкольного образовательного учреждения года», то в составе краевого конкурса они приобрели другой статус. Поэтому новый формат конкурса «Учитель года Хабаровского края» предоставил возможность педагогам - участникам этих номинаций лучше проявить себя и показать значение своей работы.
- Расскажите, пожалуйста, о нововведениях в самих конкурсных испытаниях.
- Одно из основных нововведений - одинаковый для всех номинаций финал, состоящий из двух испытаний: «Мастер-класса» и «Открытой дискуссии» с общей темой - введение федеральных государственных стандартов нового поколения. Очень интересным в этом году был «Круглый стол» образовательных политиков» в суперфинале конкурса с участием министра образования и науки Хабаровского края Андрея Базилевского. Он приобрел другой масштаб, ведь в этом году в нем участвовали не только школьные учителя, но и педагоги дошкольного образования, педагоги-психологи, преподаватели учреждений профессионального образования. Каждый из шести победителей номинационных конкурсов мог задать свой вопрос министру, а он, в свою очередь, мог адресовать вопрос любому из участников. По сути, это был своеобразный срез краевой системы почти по всем основным его направлениям. Он дал возможность увидеть ее проблемы и ее кадровый потенциал, выявить отношение педагогов разных категорий к государственной политике в области образования и оценить их готовность реализовать эту политику на своём рабочем месте, в своём учреждении.
- «Учитель года Хабаровского края» теперь проходит раз в два года. Будут ли какие-то моменты изменены и доработаны к следующему конкурсу?
- Такие моменты есть всегда. В наборе конкурсных испытаний и критериев их оценки, на наш взгляд, просчетов нет, однако, к сожалению, не во всех номинациях в нынешнем году работали экспертные группы. А между тем они необходимы, чтобы помочь членам жюри более полно представить картину педагогической работы каждого участника. Ведь есть особенности преподавания предмета, а есть специфика учреждения, в котором работает конкурсант, есть узкоспециальные вопросы. Конечно же, будут учтены мнения самих педагогов и организаторов конкурса, отработаны различные нюансы.
- Сегодня участников конкурса «Учитель года» называют педагогической элитой Хабаровского края…
- Это действительно так. Участники и победители конкурса участвуют в самых различных мероприятиях, включаются в составы экспертных комиссий по аттестации, продолжают обучение в магистратуре и аспирантуре, многие «растут по вертикали» - становятся руководителями учреждений образования, специалистами муниципальных органов управления. Опыт показывает, что если педагог становится участником подобного конкурса, то он несет этот дух с собой всю жизнь. Конкурс дает мощный толчок к самообразованию, повышению квалификации, к профессиональному развитию. Соответственно, чем масштабнее и интереснее конкурс, тем сильнее этот стимул.
По итогам этого значительного, без ложной скромности события уже можно сказать, что новый опыт оказался не просто жизнеспособным, а удачным. О результатах и перспективах нового конкурса мы беседуем с руководителем отдела экспертизы деятельности работников образования Хабаровского краевого института развития образования, ответственным секретарём оргкомитета конкурса Еленой Фоменко.
- Елена Викторовна, сколько профильных конкурсов объединил «Учитель года Хабаровского края-2011»?
- В этом году конкурс состоял из шести номинационных конкурсов: «Лучший учитель года», «Лучший учитель года - победитель приоритетного национального проекта «Образование», «Лучший педагог дошкольного образовательного учреждения года», «Лучший педагог-психолог года», «Лучший преподаватель-организатор ОБЖ» и «Лучший преподаватель года». Работу участников в каждой из них оценивало отдельное номинационное жюри. А затем победители каждого из номинационных конкурсов объединялись в суперфинале, и уже Большое жюри, в которое вошли выдающиеся люди Хабаровского края, выбирало абсолютного победителя. Кроме наград, он получил и почетные обязанности - вошёл в состав общественного совета при министерстве образования и науки Хабаровского края.
- Отдельные номинации для преподавателей учреждений профессионального образования, педагогов-психологов и педагогов дошкольного образования вполне закономерны. Но почему учителя - победители нацпроекта «Образование» и учителя ОБЖ также соревновались в отдельных номинациях?
- Дело в том, что победители номинаций становятся в дальнейшем участниками всероссийских конкурсов. Однако по условиям всероссийского этапа конкурса «Учитель года России» в нем могут участвовать только победители приоритетного национального проекта «Образование». Но ведь и кроме них в наших школах множество прекрасных специалистов! А идею номинации «Лучший учитель ОБЖ» предложило Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю.
Оргкомитет конкурса решил поддержать эту инициативу, ведь значение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в нашей системе образования, особенно с принятием образовательных стандартов нового поколения, трудно переоценить.
Что же касается номинаций «Лучший педагог-психолог года» и «Лучший педагог дошкольного образовательного учреждения года», то в составе краевого конкурса они приобрели другой статус. Поэтому новый формат конкурса «Учитель года Хабаровского края» предоставил возможность педагогам - участникам этих номинаций лучше проявить себя и показать значение своей работы.
- Расскажите, пожалуйста, о нововведениях в самих конкурсных испытаниях.
- Одно из основных нововведений - одинаковый для всех номинаций финал, состоящий из двух испытаний: «Мастер-класса» и «Открытой дискуссии» с общей темой - введение федеральных государственных стандартов нового поколения. Очень интересным в этом году был «Круглый стол» образовательных политиков» в суперфинале конкурса с участием министра образования и науки Хабаровского края Андрея Базилевского. Он приобрел другой масштаб, ведь в этом году в нем участвовали не только школьные учителя, но и педагоги дошкольного образования, педагоги-психологи, преподаватели учреждений профессионального образования. Каждый из шести победителей номинационных конкурсов мог задать свой вопрос министру, а он, в свою очередь, мог адресовать вопрос любому из участников. По сути, это был своеобразный срез краевой системы почти по всем основным его направлениям. Он дал возможность увидеть ее проблемы и ее кадровый потенциал, выявить отношение педагогов разных категорий к государственной политике в области образования и оценить их готовность реализовать эту политику на своём рабочем месте, в своём учреждении.
- «Учитель года Хабаровского края» теперь проходит раз в два года. Будут ли какие-то моменты изменены и доработаны к следующему конкурсу?
- Такие моменты есть всегда. В наборе конкурсных испытаний и критериев их оценки, на наш взгляд, просчетов нет, однако, к сожалению, не во всех номинациях в нынешнем году работали экспертные группы. А между тем они необходимы, чтобы помочь членам жюри более полно представить картину педагогической работы каждого участника. Ведь есть особенности преподавания предмета, а есть специфика учреждения, в котором работает конкурсант, есть узкоспециальные вопросы. Конечно же, будут учтены мнения самих педагогов и организаторов конкурса, отработаны различные нюансы.
- Сегодня участников конкурса «Учитель года» называют педагогической элитой Хабаровского края…
- Это действительно так. Участники и победители конкурса участвуют в самых различных мероприятиях, включаются в составы экспертных комиссий по аттестации, продолжают обучение в магистратуре и аспирантуре, многие «растут по вертикали» - становятся руководителями учреждений образования, специалистами муниципальных органов управления. Опыт показывает, что если педагог становится участником подобного конкурса, то он несет этот дух с собой всю жизнь. Конкурс дает мощный толчок к самообразованию, повышению квалификации, к профессиональному развитию. Соответственно, чем масштабнее и интереснее конкурс, тем сильнее этот стимул.