поиск
20 сентября 2024, Пятница
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

«Учитель года»: стимул для профессионального роста

28.04.2011
Просмотры
709
Конкурс профессионального педагогического мастерства «Учитель года Хабаровского края» в этом году впервые прошел в новом, более масштабном формате, объединив несколько профильных педагогических соревнований. В  итоге в очном туре за победу боролся 61 специалист, а испытания проходили одновременно на пяти площадках.

По итогам этого значительного, без ложной скромности события уже можно сказать, что новый опыт оказался не просто жизнеспособным, а удачным. О  результатах и перспективах нового конкурса мы беседуем с руководителем отдела экспертизы деятельности работников образования Хабаровского краевого института развития образования, ответственным секретарём оргкомитета конкурса Еленой Фоменко.

- Елена Викторовна, сколько профильных конкурсов объединил «Учитель года Хабаровского края-2011»?

- В этом году конкурс состоял из шести номинационных конкурсов: «Лучший учитель года», «Лучший учитель года - победитель приоритетного национального проекта «Образование», «Лучший педагог дошкольного образовательного учреждения года», «Лучший педагог-психолог года», «Лучший преподаватель-организатор ОБЖ» и «Лучший преподаватель года». Работу участников в каждой из них  оценивало отдельное номинационное жюри.  А затем победители каждого из номинационных конкурсов объединялись в суперфинале, и уже Большое жюри, в которое вошли выдающиеся люди Хабаровского края, выбирало абсолютного победителя. Кроме наград,  он получил и почетные обязанности -  вошёл в состав общественного совета при министерстве образования и науки Хабаровского края.

- Отдельные номинации для преподавателей  учреждений профессионального образования, педагогов-психологов и педагогов дошкольного образования вполне закономерны. Но почему учителя - победители нацпроекта «Образование» и учителя ОБЖ также соревновались в отдельных номинациях?

-  Дело в том, что победители номинаций становятся в дальнейшем участниками  всероссийских  конкурсов. Однако по условиям всероссийского этапа конкурса «Учитель года России» в нем могут участвовать только победители приоритетного национального проекта «Образование». Но ведь и кроме них в наших школах множество прекрасных специалистов! А идею номинации «Лучший учитель ОБЖ» предложило Главное управление  МЧС России  по Хабаровскому краю.
Оргкомитет конкурса решил поддержать эту инициативу, ведь значение  предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»  в  нашей системе образования, особенно с принятием образовательных стандартов нового поколения, трудно переоценить.

Что же касается номинаций «Лучший педагог-психолог года» и «Лучший  педагог дошкольного образовательного учреждения года», то в составе краевого конкурса они приобрели другой статус. Поэтому новый формат конкурса «Учитель года Хабаровского края»   предоставил  возможность  педагогам - участникам этих номинаций лучше проявить себя и показать значение своей работы.

- Расскажите, пожалуйста, о нововведениях в самих конкурсных испытаниях.

- Одно из основных нововведений - одинаковый для всех номинаций финал, состоящий из двух испытаний: «Мастер-класса» и «Открытой дискуссии» с общей  темой - введение федеральных государственных стандартов нового поколения.  Очень интересным в этом году  был «Круглый стол»  образовательных политиков» в суперфинале конкурса с участием министра образования и науки Хабаровского края Андрея Базилевского.  Он приобрел другой масштаб, ведь в этом году в нем участвовали не только школьные учителя, но и педагоги дошкольного образования, педагоги-психологи, преподаватели учреждений  профессионального образования. Каждый из шести победителей номинационных конкурсов мог задать свой вопрос министру, а он, в свою очередь, мог адресовать вопрос любому из участников. По сути, это был своеобразный срез краевой системы почти по всем основным его направлениям. Он дал возможность увидеть ее проблемы и ее кадровый потенциал, выявить отношение педагогов разных категорий к государственной политике в области образования и оценить их готовность реализовать эту  политику на своём рабочем месте, в своём учреждении.

- «Учитель года Хабаровского края» теперь проходит раз в два года. Будут ли какие-то моменты изменены и доработаны к следующему конкурсу?

- Такие моменты есть всегда. В  наборе конкурсных испытаний и критериев их оценки, на наш взгляд, просчетов нет, однако, к сожалению, не во всех номинациях в нынешнем году работали экспертные группы. А между тем они необходимы, чтобы помочь членам жюри более полно представить картину педагогической работы каждого участника. Ведь есть особенности преподавания предмета, а есть специфика учреждения, в котором работает конкурсант,  есть узкоспециальные вопросы. Конечно же, будут учтены мнения самих педагогов и организаторов конкурса, отработаны различные нюансы.

- Сегодня участников конкурса «Учитель года» называют педагогической элитой Хабаровского края…
- Это действительно так. Участники и победители конкурса участвуют в самых различных мероприятиях, включаются в составы экспертных комиссий по аттестации, продолжают обучение в магистратуре и аспирантуре, многие «растут по вертикали» - становятся руководителями учреждений образования, специалистами муниципальных органов управления. Опыт показывает, что если педагог становится участником подобного конкурса, то он несет этот дух с собой  всю жизнь. Конкурс дает мощный толчок к самообразованию, повышению квалификации, к профессиональному развитию.  Соответственно, чем масштабнее и интереснее конкурс, тем сильнее этот стимул.