Выбирать нужно не пластиковые окна, а учителя
28.03.2013
425
Некоторые родители считают, что записывать своего будущего первоклассника нужно непременно либо в лицей, либо в гимназию. Готовы для этого на всё. Но дают ли подобные учебные заведения гарантию того, что именно в них из вашего ребенка вырастят гения, что именно там раскроются все его таланты и именно те педагоги смогут научить «любить учиться» на всю жизнь? Может быть, желание устроить ребенка в «престижную школу» - это всего лишь наши амбиции?
Анна Аспанадзе - мама, в недавнем прошлом учитель, а сейчас председатель краевого родительского совета. Его члены всегда готовы помочь своим «коллегам»-родителям выбрать учебное заведение, познакомить мам и пап будущих учеников с теми, кто уже отдал детей в ту или иную школу. Уже несколько лет Анна Викторовна - член жюри краевого конкурса «Школа года», и она уж точно знает, как говорится, «в лицо» многих педагогов края и сами школы.
- Когда речь идет о детском садике, то все родители говорят: нам он нужен рядом с домом! - говорит Анна Викторовна. - А когда разговор касается школы, то выходит наоборот. Не нужно забывать, что ребенок в начальной школе еще все-таки маленький, и сколько должно быть свободного времени у родителей, допустим, если нет группы продлённого дня? Ведь нужно отвезти ребенка в школу, доехать до работы, через пару часов забрать, снова отвезти, а потом опять вернуться на рабочее место. А еще нужно очень рано встать, чтобы добраться к первому уроку, и так далее. Как будет чувствовать себя малыш после таких сборов и поездок? Большой вопрос. Считаю, что в начальной школе не нужно нагружать так ребенка, ведь ему еще надо адаптироваться к учению, примерить на себя новую роль. Пожалейте его.
Анна Аспанадзе уверена: в первый класс нужно идти не за престижем, известностью школы, красивым зданием, а за учителем. И чтобы школа была рядом с домом.
- Ну вот наши родители и говорят, слово «гимназия» гарантирует и хороших учителей…
- В гимназиях работают такие же учителя, как и везде, и большинство тех, кто работает в образовании, выбрали этот путь осознанно. Невозможно ненавидеть свою работу, детей и оставаться педагогом, это ведь особый труд, - считает она. - Почему вы думаете, что в школе рядом с домом не работает талантливый учитель, он даже может быть и не участником конкурсов, но лучшим учителем мира он уже стал в глазах своих учеников? И есть другая сторона: ведь многие учителя - победители этих состязаний работают во вполне обычных учреждениях.
Прежде чем принять решение - зайдите на сайты школ, сейчас на них очень много информации: там есть сведения и о коллективе педагогов, о том, что интересного происходит, какие есть кружки, по каким программам занимаются с детьми… А лучше - пойдите в школу в гости. Проходят, например, дни открытых дверей, да и, вообще, администрация учреждений никогда не откажет папам и мамам встретиться.
Кстати, в Интернете родители края обсуждают запись детей в школы и сами развенчивают мифы. Например, некоторые хабаровские папы и мамы считают, что на Пятой площадке или на Победе хороших школ быть не может - это ведь неблагополучные окраины…
- Конечно, это не так! - говорит Анна Викторовна. - В этом году на «Школе года» второе место в одной из номинаций заняла школа №72 как раз с Пятой площадки. Просторная, уютная школа, замечательный, активный директор Изабелла Прошина, которая еще и депутат городской думы. А школа полного дня «Открытие» в этом же районе? Это просто подарок родителям! А кадетская школа на окраине Северного округа? Теперь туда, а не в центр города, стремятся устроить детей.
Еще один стереотип, что новое оборудование завозят в гимназии и лицеи, а в обычных школах с этим проблемы…
- Это тоже не так, - отмечает председатель совета. - Во время конкурсных отборов «Школы года» мы бываем в десятках учреждений и просто ходим в гости в разные школы - приглашают педагоги и родители. Поэтому говорю о том, что вижу сама. Везде проведен Интернет, кабинеты укомплектованы компьютерами - об этом уже даже не принято, по-моему, говорить. В классах интерактивные доски, цифровое и компьютерное оборудование для педагогов и детей, в кабинетах физики и химии - все, что нужно для экспериментов. Да, проблемы есть, но сейчас школы оснащаются, как никогда! Я уже не буду говорить о новом оборудовании пищеблоков... Причем в школах края не хуже, чем в Хабаровске. Например, новейшее оборудование в школе старшей ступени Бикина! И в ней появляются стобалльники по ЕГЭ, а какой там может быть отбор как учеников, так и учителей? Просто в школе ставят амбициозные цели и добиваются их. Я сама училась и работала в свое время в обычной школе, и дочь тоже закончила среднюю школу, и впечатления только хорошие. Если мы не слышим про стобалльников из каких-то школ, это не значит, что там плохо научили, может быть, дети просто набрали высокие баллы, но не максимальные.
Интересно, задумываются ли об этом родители, когда руководствуются критерием «пойдем туда, где готовят на сто баллов»? Это ведь тоже один из мифов.
- Кстати, совсем недавно, на краевом родительском собрании многие учреждения взяли за основу опыт школы № 23 Комсомольска-на-Амуре, они придумали «Детскую службу примирения» - разрешение конфликтов у учеников, - продолжает Анна Викторовна. - А ведь, пожалуйста, у школы статус «средней общеобразовательной». Приведу еще примеры: школа №27 города юности, она стала в этом году лучшей в номинации «Городские школы». Третье место в этой номинации заняла №37 - школа этого же города. В прошлом году лучшими, например, стали и комсомольская №8, и хабаровская № 44. Мне очень нравятся школы Амурска. В этом году пятая школа этого города в числе победителей «Школы года». Опять же в Амурске стабильно появляются ребята с высокими баллами по ЕГЭ.
Никто не спорит, что в гимназиях и лицеях - высокие результаты, но и в средних школах учат ничуть не хуже. А если вспомнить лучших педагогов конкурса «Учитель года» - откуда они? Ирина Дербина, победитель 2012 года - из кадетской школы Хабаровска, годом ранее Ольга Рафальчук - из гимназии №1, не из Центрального округа, к тому же у этого учреждения никогда не было особого статуса, Наталья Емельянова, учитель школы-интерната № 30 ОАО «РЖД» из Комсомольска-на-Амуре, Любовь Смольцаренко из хабаровской №85…
Конечно, еще одна причина, почему родители не всегда хотят идти в школу в своем микрорайоне, - отсутствие «продленки». Сейчас папы и мамы много работают, и занятия после уроков многим значительно облегчают жизнь.
- В «продленке» нет ничего плохого, - комментирует Анна Викторовна. - Но ведь получается так, что родители перекладывают все свои обязанности на школу. Ведь там и уроки сделают, и поиграют, и поговорят. И вечером уже возиться с малышом не нужно. Разве это правильно? Еще в подготовительной группе нужно приучать ребенка к самостоятельности, а в первом классе выучить с ним дорогу из школы, научить разогревать себе еду, занимать свой досуг самостоятельно. И не нужно забывать про кружки и секции даже в самой школе, занятия в центрах творчества. Кстати, группы продленного дня сейчас есть и не только в школах! Иногда даже лучше, когда ребенок проводит время не только с одноклассниками, но и с другими детьми в кружке по интересам. Это и больше общения, и больше возможностей найти друзей и единомышленников. Но и здесь не нужно «перегибать палку», не нужно заставлять ребенка ходить по кружкам до позднего вечера. Да, конечно, и родителям придется поменять свой образ жизни, возможно, меньше работать. Но разве может быть что-то важнее, чем жизнь вашего малыша? Никакая, даже самая лучшая школа в мире не сможет заменить папу и маму.
- Родители боятся, что если они не попадут в лицей сразу, то никогда уже не смогут туда перевести ребенка. Или еще так: придется поменять коллектив и ребенку станет сложно привыкнуть к новому, - отмечает Анна Викторовна. - А кто сказал, что с первого класса ему будет комфортно в гимназии или лицее? Не нужно бояться перемен. А ребенка нужно учить коммуникабельности, развивать его, тогда и проблем никаких не будет. Лучше привести ребенка в пятый математический класс, когда вы уже точно знаете, что у него такая склонность. Чем, например, в прямом смысле слова, мучить ребенка китайским языком с первого класса просто потому, что «вам показалось», что ребенок проявляет способности к языкам, а ему это дается с трудом и, соответственно, с нелюбовью. Или, наоборот, видите, что ребенку не дается программа класса с углубленным изучением какого-либо предмета, не думайте о престиже, переводите в обычный, ведь учиться нравится только тогда, когда комфортно в классе и многое получается. Школа повышенного статуса не дает гарантию того, что у каждого ее ученика будет отличный аттестат.
Конечно, выбирать школу родителям. Хорошо, что в образовании решений много и каждый может выбрать свое. Поэтому прислушайтесь к своему ребенку, и тогда его школьные годы станут, как в песне, «школьные годы чудесные».
Мария НАКОНЕЧНАЯ.
Фото О. РЫСЬЕВОЙ.
Анна Аспанадзе - мама, в недавнем прошлом учитель, а сейчас председатель краевого родительского совета. Его члены всегда готовы помочь своим «коллегам»-родителям выбрать учебное заведение, познакомить мам и пап будущих учеников с теми, кто уже отдал детей в ту или иную школу. Уже несколько лет Анна Викторовна - член жюри краевого конкурса «Школа года», и она уж точно знает, как говорится, «в лицо» многих педагогов края и сами школы.
- Когда речь идет о детском садике, то все родители говорят: нам он нужен рядом с домом! - говорит Анна Викторовна. - А когда разговор касается школы, то выходит наоборот. Не нужно забывать, что ребенок в начальной школе еще все-таки маленький, и сколько должно быть свободного времени у родителей, допустим, если нет группы продлённого дня? Ведь нужно отвезти ребенка в школу, доехать до работы, через пару часов забрать, снова отвезти, а потом опять вернуться на рабочее место. А еще нужно очень рано встать, чтобы добраться к первому уроку, и так далее. Как будет чувствовать себя малыш после таких сборов и поездок? Большой вопрос. Считаю, что в начальной школе не нужно нагружать так ребенка, ведь ему еще надо адаптироваться к учению, примерить на себя новую роль. Пожалейте его.
Анна Аспанадзе уверена: в первый класс нужно идти не за престижем, известностью школы, красивым зданием, а за учителем. И чтобы школа была рядом с домом.
- Ну вот наши родители и говорят, слово «гимназия» гарантирует и хороших учителей…
- В гимназиях работают такие же учителя, как и везде, и большинство тех, кто работает в образовании, выбрали этот путь осознанно. Невозможно ненавидеть свою работу, детей и оставаться педагогом, это ведь особый труд, - считает она. - Почему вы думаете, что в школе рядом с домом не работает талантливый учитель, он даже может быть и не участником конкурсов, но лучшим учителем мира он уже стал в глазах своих учеников? И есть другая сторона: ведь многие учителя - победители этих состязаний работают во вполне обычных учреждениях.
Прежде чем принять решение - зайдите на сайты школ, сейчас на них очень много информации: там есть сведения и о коллективе педагогов, о том, что интересного происходит, какие есть кружки, по каким программам занимаются с детьми… А лучше - пойдите в школу в гости. Проходят, например, дни открытых дверей, да и, вообще, администрация учреждений никогда не откажет папам и мамам встретиться.
Кстати, в Интернете родители края обсуждают запись детей в школы и сами развенчивают мифы. Например, некоторые хабаровские папы и мамы считают, что на Пятой площадке или на Победе хороших школ быть не может - это ведь неблагополучные окраины…
- Конечно, это не так! - говорит Анна Викторовна. - В этом году на «Школе года» второе место в одной из номинаций заняла школа №72 как раз с Пятой площадки. Просторная, уютная школа, замечательный, активный директор Изабелла Прошина, которая еще и депутат городской думы. А школа полного дня «Открытие» в этом же районе? Это просто подарок родителям! А кадетская школа на окраине Северного округа? Теперь туда, а не в центр города, стремятся устроить детей.
Еще один стереотип, что новое оборудование завозят в гимназии и лицеи, а в обычных школах с этим проблемы…
- Это тоже не так, - отмечает председатель совета. - Во время конкурсных отборов «Школы года» мы бываем в десятках учреждений и просто ходим в гости в разные школы - приглашают педагоги и родители. Поэтому говорю о том, что вижу сама. Везде проведен Интернет, кабинеты укомплектованы компьютерами - об этом уже даже не принято, по-моему, говорить. В классах интерактивные доски, цифровое и компьютерное оборудование для педагогов и детей, в кабинетах физики и химии - все, что нужно для экспериментов. Да, проблемы есть, но сейчас школы оснащаются, как никогда! Я уже не буду говорить о новом оборудовании пищеблоков... Причем в школах края не хуже, чем в Хабаровске. Например, новейшее оборудование в школе старшей ступени Бикина! И в ней появляются стобалльники по ЕГЭ, а какой там может быть отбор как учеников, так и учителей? Просто в школе ставят амбициозные цели и добиваются их. Я сама училась и работала в свое время в обычной школе, и дочь тоже закончила среднюю школу, и впечатления только хорошие. Если мы не слышим про стобалльников из каких-то школ, это не значит, что там плохо научили, может быть, дети просто набрали высокие баллы, но не максимальные.
Интересно, задумываются ли об этом родители, когда руководствуются критерием «пойдем туда, где готовят на сто баллов»? Это ведь тоже один из мифов.
- Кстати, совсем недавно, на краевом родительском собрании многие учреждения взяли за основу опыт школы № 23 Комсомольска-на-Амуре, они придумали «Детскую службу примирения» - разрешение конфликтов у учеников, - продолжает Анна Викторовна. - А ведь, пожалуйста, у школы статус «средней общеобразовательной». Приведу еще примеры: школа №27 города юности, она стала в этом году лучшей в номинации «Городские школы». Третье место в этой номинации заняла №37 - школа этого же города. В прошлом году лучшими, например, стали и комсомольская №8, и хабаровская № 44. Мне очень нравятся школы Амурска. В этом году пятая школа этого города в числе победителей «Школы года». Опять же в Амурске стабильно появляются ребята с высокими баллами по ЕГЭ.
Никто не спорит, что в гимназиях и лицеях - высокие результаты, но и в средних школах учат ничуть не хуже. А если вспомнить лучших педагогов конкурса «Учитель года» - откуда они? Ирина Дербина, победитель 2012 года - из кадетской школы Хабаровска, годом ранее Ольга Рафальчук - из гимназии №1, не из Центрального округа, к тому же у этого учреждения никогда не было особого статуса, Наталья Емельянова, учитель школы-интерната № 30 ОАО «РЖД» из Комсомольска-на-Амуре, Любовь Смольцаренко из хабаровской №85…
Конечно, еще одна причина, почему родители не всегда хотят идти в школу в своем микрорайоне, - отсутствие «продленки». Сейчас папы и мамы много работают, и занятия после уроков многим значительно облегчают жизнь.
- В «продленке» нет ничего плохого, - комментирует Анна Викторовна. - Но ведь получается так, что родители перекладывают все свои обязанности на школу. Ведь там и уроки сделают, и поиграют, и поговорят. И вечером уже возиться с малышом не нужно. Разве это правильно? Еще в подготовительной группе нужно приучать ребенка к самостоятельности, а в первом классе выучить с ним дорогу из школы, научить разогревать себе еду, занимать свой досуг самостоятельно. И не нужно забывать про кружки и секции даже в самой школе, занятия в центрах творчества. Кстати, группы продленного дня сейчас есть и не только в школах! Иногда даже лучше, когда ребенок проводит время не только с одноклассниками, но и с другими детьми в кружке по интересам. Это и больше общения, и больше возможностей найти друзей и единомышленников. Но и здесь не нужно «перегибать палку», не нужно заставлять ребенка ходить по кружкам до позднего вечера. Да, конечно, и родителям придется поменять свой образ жизни, возможно, меньше работать. Но разве может быть что-то важнее, чем жизнь вашего малыша? Никакая, даже самая лучшая школа в мире не сможет заменить папу и маму.
- Родители боятся, что если они не попадут в лицей сразу, то никогда уже не смогут туда перевести ребенка. Или еще так: придется поменять коллектив и ребенку станет сложно привыкнуть к новому, - отмечает Анна Викторовна. - А кто сказал, что с первого класса ему будет комфортно в гимназии или лицее? Не нужно бояться перемен. А ребенка нужно учить коммуникабельности, развивать его, тогда и проблем никаких не будет. Лучше привести ребенка в пятый математический класс, когда вы уже точно знаете, что у него такая склонность. Чем, например, в прямом смысле слова, мучить ребенка китайским языком с первого класса просто потому, что «вам показалось», что ребенок проявляет способности к языкам, а ему это дается с трудом и, соответственно, с нелюбовью. Или, наоборот, видите, что ребенку не дается программа класса с углубленным изучением какого-либо предмета, не думайте о престиже, переводите в обычный, ведь учиться нравится только тогда, когда комфортно в классе и многое получается. Школа повышенного статуса не дает гарантию того, что у каждого ее ученика будет отличный аттестат.
Конечно, выбирать школу родителям. Хорошо, что в образовании решений много и каждый может выбрать свое. Поэтому прислушайтесь к своему ребенку, и тогда его школьные годы станут, как в песне, «школьные годы чудесные».
Мария НАКОНЕЧНАЯ.
Фото О. РЫСЬЕВОЙ.