Знать свой край нужно с детства
02.10.2020
531
Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе дошкольного образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей - путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному.
Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов.
- Мы живем хоть и в небольшом, но очень уютном и шахтерском поселке Чегдомын, - рассказывает старший воспитатель ДОУ № 12 . - Нам кажется, что лучше, роднее этого места нет, и наша задача - раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к своему поселку, помочь детям узнать, чем замечателен поселок, кем он знаменит, что мы о нем знаем, дать о нем некоторые доступные исторические сведения, показав все то, что будет напоминать в дальнейшем о поселке, в котором он родился.
Программа «До чего же он хорош, край, в котором ты живешь» - результат работы инновационной педагогической деятельности МБДОУ № 12. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, предназначена для организации дополнительного образования по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и направлена на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.
Программа включает в себя несколько направлений по использованию краеведческого материала, она направлена на нравственно-патриотическое воспитание.
В рамках программы разработали проекты по ознакомлению старших дошкольников с родным районом. Проект «Удивительный мир земли «Буреинской» реализуется в рамках данной программы. Проект решает задачи ознакомления детей с географией Верхнебуреинского района на примере знакомства с реками района и ее главной рекой Бурея, с достопримечательностями, расположенными на реке, обитателями Буреинского заповедника, полезными ископаемыми, добываемыми на территории района (углем), историей родного края, первыми поселенцами, эвенками.
В процессе познания у детей формировались такие качества, как уверенность в своих способностях и силах, они учатся сравнивать, обобщать, анализировать. Например, вопросы: «Почему наш район называется Верхнебуреинский? Почему уголь называют полезным ископаемым?» - заставляют детей находить причинно- следственные связи, обращаться к разным источникам информации: литературе, родителям и т. д.
В совместной деятельности дети изготавливали карту Хабаровского края, выделяя на ней границы Верхнебуреинского района. В процессе этой непростой изобразительной деятельности ребята попытались правдиво передать рельеф местности района, непосредственно принять участие в наполнении ее содержанием, с помощью флажков-картинок.
Педагогический проект «Шахтерские звездочки» позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, гордиться результатами труда своих близких, раскроет значение профессионального труда шахтера для развития родного поселка, края, страны.
Изучение традиций, быта коренных народов края позволяет естественно сочетать развитие и воспитание дошкольников. Но знакомство детей с их самобытной культурой, традициями расширит представления детей о людях, населявших наш край, повысит интерес к национальной культуре малочисленных народов.
Ульяна ЛЕСОГОР.
Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов.
- Мы живем хоть и в небольшом, но очень уютном и шахтерском поселке Чегдомын, - рассказывает старший воспитатель ДОУ № 12 . - Нам кажется, что лучше, роднее этого места нет, и наша задача - раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к своему поселку, помочь детям узнать, чем замечателен поселок, кем он знаменит, что мы о нем знаем, дать о нем некоторые доступные исторические сведения, показав все то, что будет напоминать в дальнейшем о поселке, в котором он родился.
Программа «До чего же он хорош, край, в котором ты живешь» - результат работы инновационной педагогической деятельности МБДОУ № 12. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, предназначена для организации дополнительного образования по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и направлена на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.
Программа включает в себя несколько направлений по использованию краеведческого материала, она направлена на нравственно-патриотическое воспитание.
В рамках программы разработали проекты по ознакомлению старших дошкольников с родным районом. Проект «Удивительный мир земли «Буреинской» реализуется в рамках данной программы. Проект решает задачи ознакомления детей с географией Верхнебуреинского района на примере знакомства с реками района и ее главной рекой Бурея, с достопримечательностями, расположенными на реке, обитателями Буреинского заповедника, полезными ископаемыми, добываемыми на территории района (углем), историей родного края, первыми поселенцами, эвенками.
В процессе познания у детей формировались такие качества, как уверенность в своих способностях и силах, они учатся сравнивать, обобщать, анализировать. Например, вопросы: «Почему наш район называется Верхнебуреинский? Почему уголь называют полезным ископаемым?» - заставляют детей находить причинно- следственные связи, обращаться к разным источникам информации: литературе, родителям и т. д.
В совместной деятельности дети изготавливали карту Хабаровского края, выделяя на ней границы Верхнебуреинского района. В процессе этой непростой изобразительной деятельности ребята попытались правдиво передать рельеф местности района, непосредственно принять участие в наполнении ее содержанием, с помощью флажков-картинок.
Педагогический проект «Шахтерские звездочки» позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, гордиться результатами труда своих близких, раскроет значение профессионального труда шахтера для развития родного поселка, края, страны.
Изучение традиций, быта коренных народов края позволяет естественно сочетать развитие и воспитание дошкольников. Но знакомство детей с их самобытной культурой, традициями расширит представления детей о людях, населявших наш край, повысит интерес к национальной культуре малочисленных народов.
Ульяна ЛЕСОГОР.