«Большие гастроли» привели Онегина в Хабаровский край
08.05.2018
455
Алексей Гуськов в спектакле «Евгений Онегин»
Рискую навлечь на себя гнев поклонников традиционного прочтения классики - как школьного, так и театрального: забудьте про «энциклопедию русской жизни», про «что хотел сказать автор своим произведением». Спектакль Государственного академического театра имени Е. Вахтангова «Евгений Онегин» не нужно пытаться расшифровывать.
Его надо просто воспринимать всеми органами чувств, вместе с многочисленными персонажами, попадая в «зазеркалье» привычной жизни. Нужно, навсегда расставаясь с Ленским, вырывать из сердца душу-музыку (аккордеон, с которым буквально «срослась» Ольга Ларина), неистово метаться в ночи с влюбленной Татьяной, вести внутренний диалог с самим собой «тогдашним» и сегодняшним (не случайно же в роли Евгения Онегина заняты одновременно двое: Виктор Добронравов - Онегин в молодости и Алексей Гуськов - в зрелости, а страшный сон Татьяны мы «видим» глазами Ирины Купченко).
Поставленный художественным руководителем театра имени Вахтангова Римасом Туминасом в 2012 году, этот спектакль получил несколько престижных премий, среди которых - «Хрустальная Турандот» и «Золотая маска». Его поняли и приняли не только в России, Пушкину, так необычно прочитанному вахтанговцами, аплодировали и в других странах. Потому что - «энциклопедия», да: жизни вообще, отношений мужчины и женщины, неразделенной любви, реальности и призрачных представлений о ней…
На минувшей неделе вахтанговскому «Евгению Онегину» аплодировали в Хабаровске. Кроме этого спектакля театр показал в краевой столице «Дядю Ваню» А. Чехова, «Медею» Ж. Ануя, а «Крик лангусты» по пьесе Дж. Марелла и «Наш класс» Т. Слободзянека получили возможность увидеть также и в Комсомольске-на-Амуре. Это стало возможным благодаря федеральной программе «Большие гастроли» - крупнейшего театрального проекта России, созданного благодаря инициативе президента Владимира Путина. Его осуществляет федеральный центр поддержки гастрольной деятельности. Речь идет именно о настоящих гастролях: вахтанговская труппа приехала почти в полном составе - 115 человек, со своими декорациями, костюмами.
- Мы впервые за 10 лет совершаем такой большой гастрольный тур по Дальнему Востоку, - признался директор театра им. Е. Вахтангова Кирилл Крок. - После Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска мы едем еще во Владивосток. Для нас подобные поездки всегда новый опыт, интересные встречи со зрителями, испытание себя. Где бы ни находились мы со своими спектаклями, мы всегда показываем их так, как они идут в Москве, и очень строго за этим следим. В гастрольной афише - лучшие постановки театра, определяющие сегодня «лицо» нашего театра.
Как-то в одном из интервью Римас Туминас признался: «Литература пока еще свободна, не изведана. Думаем, мы Лескова знаем, Платонова… Но по сути - не знаем…» Через литературу, по Туминасу, театр ищет и находит свой язык, подсказывает, как развиваться дальше.
- Каждый режиссер - это всегда взгляд на мир, - считает народная артистка России Людмила Максакова. - Постановка Туминаса - это его система отношений с миром, с людьми. Будет ли это близко зрителю, с чем он согласится, с чем поспорит - решает он сам.
Не делая себе скидок ни на гастрольный темп, ни на сопряженный с поездкой определенный дискомфорт, настолько ли строги артисты к своему провинциальному зрителю? Он ведь не так искушен, как столичный…
- Зритель всегда прав, - убеждена народная артистка России Ирина Купченко. - Это главное в отношении актера к зрителю. Прав, когда ему нравится, прав, когда не принимает. Бывает более консервативный зал - но то же самое бывает и в Москве. Любого человека можно пронять, но можно до него не дойти. И если не доходишь, то это уже наша вина. Мы никогда зрителей не обвиняем ни в чем. Всю ответственность берем на себя.
Кстати, «Большие гастроли» для нас, по сути, только начинаются. Уже в июне в Хабаровске примут Свердловский академический драматический театр с шестью постановками, буквально в ближайшие дни стартует продажа билетов на его спектакли. Это будет прекрасный «обмен» - потому что в августе в Екатеринбург с «ответными» гастролями отправится Хабаровский краевой театр драмы.
Марина СЕМЧЕНКО.
Его надо просто воспринимать всеми органами чувств, вместе с многочисленными персонажами, попадая в «зазеркалье» привычной жизни. Нужно, навсегда расставаясь с Ленским, вырывать из сердца душу-музыку (аккордеон, с которым буквально «срослась» Ольга Ларина), неистово метаться в ночи с влюбленной Татьяной, вести внутренний диалог с самим собой «тогдашним» и сегодняшним (не случайно же в роли Евгения Онегина заняты одновременно двое: Виктор Добронравов - Онегин в молодости и Алексей Гуськов - в зрелости, а страшный сон Татьяны мы «видим» глазами Ирины Купченко).
Поставленный художественным руководителем театра имени Вахтангова Римасом Туминасом в 2012 году, этот спектакль получил несколько престижных премий, среди которых - «Хрустальная Турандот» и «Золотая маска». Его поняли и приняли не только в России, Пушкину, так необычно прочитанному вахтанговцами, аплодировали и в других странах. Потому что - «энциклопедия», да: жизни вообще, отношений мужчины и женщины, неразделенной любви, реальности и призрачных представлений о ней…
На минувшей неделе вахтанговскому «Евгению Онегину» аплодировали в Хабаровске. Кроме этого спектакля театр показал в краевой столице «Дядю Ваню» А. Чехова, «Медею» Ж. Ануя, а «Крик лангусты» по пьесе Дж. Марелла и «Наш класс» Т. Слободзянека получили возможность увидеть также и в Комсомольске-на-Амуре. Это стало возможным благодаря федеральной программе «Большие гастроли» - крупнейшего театрального проекта России, созданного благодаря инициативе президента Владимира Путина. Его осуществляет федеральный центр поддержки гастрольной деятельности. Речь идет именно о настоящих гастролях: вахтанговская труппа приехала почти в полном составе - 115 человек, со своими декорациями, костюмами.
- Мы впервые за 10 лет совершаем такой большой гастрольный тур по Дальнему Востоку, - признался директор театра им. Е. Вахтангова Кирилл Крок. - После Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска мы едем еще во Владивосток. Для нас подобные поездки всегда новый опыт, интересные встречи со зрителями, испытание себя. Где бы ни находились мы со своими спектаклями, мы всегда показываем их так, как они идут в Москве, и очень строго за этим следим. В гастрольной афише - лучшие постановки театра, определяющие сегодня «лицо» нашего театра.
Как-то в одном из интервью Римас Туминас признался: «Литература пока еще свободна, не изведана. Думаем, мы Лескова знаем, Платонова… Но по сути - не знаем…» Через литературу, по Туминасу, театр ищет и находит свой язык, подсказывает, как развиваться дальше.
- Каждый режиссер - это всегда взгляд на мир, - считает народная артистка России Людмила Максакова. - Постановка Туминаса - это его система отношений с миром, с людьми. Будет ли это близко зрителю, с чем он согласится, с чем поспорит - решает он сам.
Не делая себе скидок ни на гастрольный темп, ни на сопряженный с поездкой определенный дискомфорт, настолько ли строги артисты к своему провинциальному зрителю? Он ведь не так искушен, как столичный…
- Зритель всегда прав, - убеждена народная артистка России Ирина Купченко. - Это главное в отношении актера к зрителю. Прав, когда ему нравится, прав, когда не принимает. Бывает более консервативный зал - но то же самое бывает и в Москве. Любого человека можно пронять, но можно до него не дойти. И если не доходишь, то это уже наша вина. Мы никогда зрителей не обвиняем ни в чем. Всю ответственность берем на себя.
Кстати, «Большие гастроли» для нас, по сути, только начинаются. Уже в июне в Хабаровске примут Свердловский академический драматический театр с шестью постановками, буквально в ближайшие дни стартует продажа билетов на его спектакли. Это будет прекрасный «обмен» - потому что в августе в Екатеринбург с «ответными» гастролями отправится Хабаровский краевой театр драмы.
Марина СЕМЧЕНКО.