Какая музыка звучала!
01.06.2019
420

Скрипичный концерт Бетховена прозвучал в исполнении солиста Московской филармонии Павла Милюкова
Как говорил киношный Штирлиц, «лучше всего запоминается последняя фраза». Такой запоминающейся последней фразой 83-го сезона Дальневосточного академического симфонического оркестра (ДВАСО) стали два филармонических вечера 29 и 30 мая.
Впрочем, художественный руководитель и главный дирижер ДВАСО Антон Шабуров считает их не столько последним словом в сезоне, сколько своеобразным итогом тех двух лет, в течение которых он возглавляет коллектив. На обоих концертах исполнялась симфония № 4 австрийского композитора Г. Малера.
- Австрийский композитор рубежа XIX-XX веков Густав Малер - настоящая вершина развития симфонического творчества, это яркий представитель «belle epoque» (прекрасной эпохи), - объясняет свой выбор Антон Шабуров. - Справедливо считается, что именно в его творчестве жанр симфонии достиг пика своего развития. Это очень трудно не только для нашего - для любого оркестра, это всегда некий вызов.
Музыка Малера в Хабаровске звучала и раньше - под управлением Виктора Тица наш симфонический исполнял его симфонию № 1. И теперь, после очень большого перерыва произошло новое обращение к творчеству великого австрийца, к его никогда не звучавшей у нас 4-й симфонии.
В «пару» к Малеру Антон Шабуров подобрал два инструментальных концерта. В первый день в исполнении солиста Московской филармонии Павла Милюкова звучал скрипичный концерт Бетховена. Можно сказать, что это «последнее слово» нынешнего сезона стало первым для следующего, своеобразным его анонсом.
- В течение всего сезона в репертуаре оркестра Бетховена не было совсем, и это сделано специально, - признается художественный руководитель. - Нам хотелось, чтобы слушатели по нему соскучились. В 2020 году отмечается 250-летие этого великого композитора, и наш оркестр тоже отдаст ему должное.
Во второй день закрытия сезона хабаровчанам повезло не меньше. В исполнении солиста Московской филармонии Сергея Тарасова на сцене Концертного зала впервые за долгое время (что даже удивительно!) прозвучал едва ли не самый «репертуарный» Первый фортепианный концерт Чайковского.
- Это еще и хорошая «рифма» с Малером, потому что композиторы были знакомы, - объясняет свой замысел Антон Шабуров. - Есть свидетельства того, с каким восторгом Чайковский отзывался о своем коллеге, который ставил в Гамбурге его оперу «Евгений Онегин».
Более того: в третьей части симфонии «продвинутый» слушатель уловит явную тематическую «перекличку» с музыкой Петра Ильича. А те, кто в один из этих вечеров слушал музыку Малера впервые, думаю, не могли не удивиться тому, насколько она «живописна», многозначна и, что самое потрясающее, - современна. Впрочем, разве эта непреходящая актуальность - не главное свойство истинной классики?
И в нынешнем, и в предшествующем сезоне художественный руководитль оркестра, помимо прочих, ставил перед собой задачу просвещать слушателя, помогать ему в освоении все новых пластов музыки. До восприятия Малера, кстати, тоже ведь надо дорасти!
- Мне кажется, что это удается, - считает Антон Шабуров. - В абонементе «Вечера с главным дирижером» я стараюсь рассказывать о той музыке, которую мы исполняем. После концерта мы свободно общаемся со слушателями. И если в первые наши встречи это общение сводилось в основном к благодарностям, то сейчас происходят по-настоящему сущностные дискуссии. Мы обсуждаем услышанное, мне говорят о том, какую музыку и почему людям хочется услышать.
И если прошлый сезон таких «вечеров» прошел «под знаком» Дмитиря Шостаковича, то нынешний можно назвать сезоном Сергея Прокофьева.
- Мы сыграли много такой его музыки, которая нуждается в том, чтобы ее знали лучше, - объясняет Антон Шабуров. - Оркестр исполнил Симфонию № 3, которая звучит незаслуженно редко, и 5-й фортепианный концерт (с пианистом Михаилом Лидским), Концерт-симфонию для виолончели с оркестром, нечасто исполняемую сюиту «1941 год»… И у меня есть чувство (я сужу в том числе и по наполнению зала), что мы движемся в правильном направлении.
Антон Шабуров, если так можно выразиться, - многозадачен: он успевает и выступить в качестве приглашенного дирижера не только российских, но и зарубежных оркестров (что лестно не только лично ему, но и городу, который он представляет), и формировать репертуарную политику, и решать «кадровую проблему»…
- Это, скорее, привилегия, чем обязанность, - признается он. - Я еще в очень молодом «дирижерском возрасте», когда идет формирование самого себя, поиск «своего» репертуара, методик… Перефразируя поэта, скажу: в России главный дирижер больше, чем дирижер. Это за рубежом главный дирижер обычно, по сути, - тот, кто чаще других встает за пульт оркестра. У нас иначе. Потому и оркестры принято выверять и называть по именам главных дирижеров.
Антон Шабуров не без основания гордится тем, что за это время ни один приглашенный солист не дал повода для разочарований. И тем, что Дальневосточный симфонический растет во всех смыслах. Буквально, физически: в коллектив влились новые музыканты, дефицит которых он переживал так остро.
К сожалению, учебные заведения Хабаровска потребность оркестра в кадрах удовлетворить не могут. И новый музыкант - это чаще всего приезжий человек, которому в крае смогли создать хорошие условия для работы и жизни («Теперь у нас пять контрабасов, а еще совсем недавно было всего два, добавились альты», - отмечает главный дирижер).
И, конечно же, оркестр постоянно растет качественно: действует стройная система абонементов, приглашений солистов. Репутация оркестра растет и в профессиональной, и в слушательской среде: с ним с удовольствием выступают приглашенные дирижеры.
Ну, а о том, как звучит музыка в исполнении ДВАСО, можно судить по залу: в дни закрытия здесь был полный аншлаг.
Впрочем, художественный руководитель и главный дирижер ДВАСО Антон Шабуров считает их не столько последним словом в сезоне, сколько своеобразным итогом тех двух лет, в течение которых он возглавляет коллектив. На обоих концертах исполнялась симфония № 4 австрийского композитора Г. Малера.
- Австрийский композитор рубежа XIX-XX веков Густав Малер - настоящая вершина развития симфонического творчества, это яркий представитель «belle epoque» (прекрасной эпохи), - объясняет свой выбор Антон Шабуров. - Справедливо считается, что именно в его творчестве жанр симфонии достиг пика своего развития. Это очень трудно не только для нашего - для любого оркестра, это всегда некий вызов.
Музыка Малера в Хабаровске звучала и раньше - под управлением Виктора Тица наш симфонический исполнял его симфонию № 1. И теперь, после очень большого перерыва произошло новое обращение к творчеству великого австрийца, к его никогда не звучавшей у нас 4-й симфонии.
В «пару» к Малеру Антон Шабуров подобрал два инструментальных концерта. В первый день в исполнении солиста Московской филармонии Павла Милюкова звучал скрипичный концерт Бетховена. Можно сказать, что это «последнее слово» нынешнего сезона стало первым для следующего, своеобразным его анонсом.
- В течение всего сезона в репертуаре оркестра Бетховена не было совсем, и это сделано специально, - признается художественный руководитель. - Нам хотелось, чтобы слушатели по нему соскучились. В 2020 году отмечается 250-летие этого великого композитора, и наш оркестр тоже отдаст ему должное.
Во второй день закрытия сезона хабаровчанам повезло не меньше. В исполнении солиста Московской филармонии Сергея Тарасова на сцене Концертного зала впервые за долгое время (что даже удивительно!) прозвучал едва ли не самый «репертуарный» Первый фортепианный концерт Чайковского.
- Это еще и хорошая «рифма» с Малером, потому что композиторы были знакомы, - объясняет свой замысел Антон Шабуров. - Есть свидетельства того, с каким восторгом Чайковский отзывался о своем коллеге, который ставил в Гамбурге его оперу «Евгений Онегин».
Более того: в третьей части симфонии «продвинутый» слушатель уловит явную тематическую «перекличку» с музыкой Петра Ильича. А те, кто в один из этих вечеров слушал музыку Малера впервые, думаю, не могли не удивиться тому, насколько она «живописна», многозначна и, что самое потрясающее, - современна. Впрочем, разве эта непреходящая актуальность - не главное свойство истинной классики?
И в нынешнем, и в предшествующем сезоне художественный руководитль оркестра, помимо прочих, ставил перед собой задачу просвещать слушателя, помогать ему в освоении все новых пластов музыки. До восприятия Малера, кстати, тоже ведь надо дорасти!
- Мне кажется, что это удается, - считает Антон Шабуров. - В абонементе «Вечера с главным дирижером» я стараюсь рассказывать о той музыке, которую мы исполняем. После концерта мы свободно общаемся со слушателями. И если в первые наши встречи это общение сводилось в основном к благодарностям, то сейчас происходят по-настоящему сущностные дискуссии. Мы обсуждаем услышанное, мне говорят о том, какую музыку и почему людям хочется услышать.
И если прошлый сезон таких «вечеров» прошел «под знаком» Дмитиря Шостаковича, то нынешний можно назвать сезоном Сергея Прокофьева.
- Мы сыграли много такой его музыки, которая нуждается в том, чтобы ее знали лучше, - объясняет Антон Шабуров. - Оркестр исполнил Симфонию № 3, которая звучит незаслуженно редко, и 5-й фортепианный концерт (с пианистом Михаилом Лидским), Концерт-симфонию для виолончели с оркестром, нечасто исполняемую сюиту «1941 год»… И у меня есть чувство (я сужу в том числе и по наполнению зала), что мы движемся в правильном направлении.
Антон Шабуров, если так можно выразиться, - многозадачен: он успевает и выступить в качестве приглашенного дирижера не только российских, но и зарубежных оркестров (что лестно не только лично ему, но и городу, который он представляет), и формировать репертуарную политику, и решать «кадровую проблему»…
- Это, скорее, привилегия, чем обязанность, - признается он. - Я еще в очень молодом «дирижерском возрасте», когда идет формирование самого себя, поиск «своего» репертуара, методик… Перефразируя поэта, скажу: в России главный дирижер больше, чем дирижер. Это за рубежом главный дирижер обычно, по сути, - тот, кто чаще других встает за пульт оркестра. У нас иначе. Потому и оркестры принято выверять и называть по именам главных дирижеров.
Антон Шабуров не без основания гордится тем, что за это время ни один приглашенный солист не дал повода для разочарований. И тем, что Дальневосточный симфонический растет во всех смыслах. Буквально, физически: в коллектив влились новые музыканты, дефицит которых он переживал так остро.
К сожалению, учебные заведения Хабаровска потребность оркестра в кадрах удовлетворить не могут. И новый музыкант - это чаще всего приезжий человек, которому в крае смогли создать хорошие условия для работы и жизни («Теперь у нас пять контрабасов, а еще совсем недавно было всего два, добавились альты», - отмечает главный дирижер).
И, конечно же, оркестр постоянно растет качественно: действует стройная система абонементов, приглашений солистов. Репутация оркестра растет и в профессиональной, и в слушательской среде: с ним с удовольствием выступают приглашенные дирижеры.
Ну, а о том, как звучит музыка в исполнении ДВАСО, можно судить по залу: в дни закрытия здесь был полный аншлаг.