Кукла способна сродниться с каждым

30.09.2022 | Культура | 6м. 29 c. | 635
Кукла способна сродниться с каждым
Наталья Павлишина: «Полная свобода творца возможна только в театре кукол»

А ну-ка, попробуйте вспомнить, когда вы в последний раз были в театре кукол? Не припоминаете? Может, даже удивитесь: что там делать-то взрослому человеку? Ну, разве что ребенка привести и подождать, пока сказку смотрит? Уверяю вас: вы ошибаетесь! Разговор с главным художником Хабаровского краевого театра кукол Натальей Павлишиной в этом убеждает.

Она служит театру, которому в этом году исполняется 25 лет, со времени его основания. Четырежды признавалась лучшим художником Хабаровского края. Но ее творчество знают и ценят не только здесь, но и в Иркутске, Благовещенске, Сургуте, Железногорске, где идут спектакли с ее куклами.

- Театр кукол удивительно всеобъемлющ, - говорит Наталья Геннадьевна. - Полная свобода творца возможна только здесь. Мой любимый режиссер Дмитрий Крымов тоже работает с куклами: например, в драматическом спектакле «Сережа», который он поставил по «Анне Карениной», Сережу играет кукла! Потому что это создает колоссальные возможности.

То, что не может сыграть актер, то, что ему неловко, стыдно, больно, отлично сыграет кукла. И это будет очень интересно и понятно.

Мистика да и только!

- Театр кукол - это очень древнее искусство, как цирк, - продолжает Наталья Павлишина. - Кто-то говорит: «Фу, не люблю цирк!» А я к нему прекрасно отношусь! Вот сажусь, вижу, как люди там буквально живут этим, и понимаю: полторы тысячи лет назад было в принципе то же самое!

То же и театр кукол: вот это оживление неживого, вдохнуть в деревяшку жизнь - это древняя мистерия, которая жива и сейчас. Можно в это верить, можно не верить… Но вот был у меня спектакль в Иркутске по Лескову (он и сейчас идет), «Маланья - голова баранья», там героиня - этакая бессребреница. Кстати, рисовала я ее со своей сестры.

По моим эскизам мастер вырезал куклу, потом тамошний художник-постановщик поправила. И оказалось, что она сделала… себя! Я кое-что тоже добавила - сказали, у куклы мои глаза. Потом с этой куклой работала актриса Наталья Уткина.

И вот читаю я отклик на гастроли театра с этим спектаклем: «Кукла невероятно похожа на актрису!» Мистика? Просто это очень талантливая кукла, способная сродниться с каждым, кто берет ее в руки.

- А в нашем хабаровском театре куклы обладают такими мистическими способностями?

-. Вот, к примеру, в нашем спектакле «Станция Тевли» героя-мальчика водят три человека. В какой-то момент отрешаешься от актеров, смотришь только на куклу. И сами актеры говорят, что иногда они чувствуют, будто она живет сама по себе. Непонятно и очень интересно!

Или вот захочешь, чтобы актер у тебя полетел. Ты возьмешь куклу, подвесишь на ниточке - и она полетит. С человеком так не сделаешь.

- Получается, кукла может жить человеческими эмоциями?

- Абсолютно! Даже если сделана из лоскутка и палочки. Я не могу объяснить, как, но она всё это берет, и мы это считываем.

А знаете, какая кукла была лучшей из всех, которых я видела в жизни? Это удивительная история! В театр ко мне пришел человек, попросил о встрече, назвался Алешей. Я уже по тому, как сложно ему говорить, поняла, что он инвалид. Так и оказалось.

Этот замечательный Алеша сам разыгрывал кукольные спектакли: ходил в интернаты, вообще всюду, где его принимали. У него был целый чемодан самодельных куколок, у них были нарисованные шариковой ручкой лица. Я понимаю, как трудно было их мастерить ему с его ограниченными возможностями.

Но ничего лучше этих наивных куколок я не знаю! Эти нарисованные дрожащей рукой лица, все, абсолютно разные… Мы насобирали Алеше много всяких лоскутков, он был просто счастлив. А я очень жалею, что не рискнула попросить у него хоть одну куколку. Не решилась тогда - ведь все они у него играют роли. Уверена: он разыгрывал великолепный спектакль, который жил в его сердце.

Да, профессионально сделанная кукла - это очень важно. Но иногда может не быть этой сложной марионетки с десятком нитей и сложнейшим механизмом, а театр при этом есть.

Не только детский

- Театр кукол принято считать детским…

- Это ошибка, просто от незнания люди сужают до какого-то минимума его возможности. С одной стороны, к нам приходят такие малыши, которых ни в ТЮЗ, ни тем более в драматический не поведешь. У нас есть спектакли буквально для ползунков! Например, «Полянка сказок» для детей от 0 до 3 лет.

Там и мама или папа могут буквально принимать участие в действии вместе с ребенком. Хороший, интерактивный, профессиональный спектакль-игра, в котором, конечно, есть очень милая история. А с другой стороны, с куклами можно создавать очень серьезные, даже трагические вещи.

- Выходит, ваш спектакль о трагедии Холокоста «Станция Тевли» в меньшей степени для детей?

- Нет! У него есть подзаголовок: «Воспоминания под стук колёс»: в основе спектакля - воспоминания Надежды Степановны, бабушки режиссёра-постановщика этого спектакля Элистина Михайлова. Он получил премию за лучший актерский ансамбль в Красноярске и на онлайн-фестивале в Польше, за лучшую режиссуру в Санкт-Петербурге. Когда мы его ставили, много думали, какой будет его аудитория.

Я пригласила трех своих подруг. Так одна из них так рыдала, что не смогла досмотреть до конца. И вот вы спрашиваете про детей… Но ведь в жизни нашей разве мало причин для слез? С детьми надо разговаривать обо всем - о войне, о смерти. Вопрос - как…

Нашими консультантами были хабаровский раввин Яков Снетков и его жена Адель, мать девятерых детей. Она уверена, что о трагедии Холокоста необходимо говорить с детьми. На сдачу спектакля мы пригласили психологов. И хотя мы думали поставить возрастное ограничение 12+, психологи сказали, что это нужно показывать с 10 лет.

- Психологи оказались правы?

- Думаю, что да. Дети воспринимают, но, конечно, по-разному. Очень жалко бывает, что нередко они оказываются абсолютно не подготовлены, что называется, не в теме. После спектакля наш сотрудник остается и разговаривает с публикой. Потому что у детей очень много вопросов появляется, спектакль их цепляет.

Конечно, хорошо бы, чтобы перед походом в театр школьников (а это чаще всего коллективные посещения) немного к этому готовили, объясняли, что они будут смотреть. Мы должны рассказывать детям о войне, о фашизме.

 Главное - приходите!

- «Станция Тевли» - конечно, особенная, очень непростая история. Но есть и совсем другие, - продолжает Наталья Павлишина. - Вот мы открыли новый сезон спектаклем «Поросята Карибского моря». Это пересказ по-новому сказки о трех поросятах, который поставил Константин Кучикин. Там у них почти нет слов, но и дети, и взрослые смотрят с огромным удовольствием!

В конце прошлого года приезжал из Иркутска великолепный режиссер Юрий Уткин, он поставил спектакль «Волшебное кольцо», я была художником. Мы обозначили его для возраста 5+, но вы бы поглядели, как там хорошо папам и мамам. Они же хохочут больше детей.

24 сентября состоялась премьера «Мой дедушка был вишней», история от итальянского автора Анджелы Нанетти. Мне так нравится эта книга. Постановка для семейного просмотра. Мы очень хотим, чтобы к нам вместе с детьми приходили папы и мамы, бабушки и дедушки, чтобы поддержать, помочь понять и поговорить. Это история о потере, о том, как уходят бабушка, дедушка, но она очень светлая.

Главный герой - мальчик Тонино, он учится понимать мир взрослых: обращает внимание на мелочи, из которых состоит жизнь, знает на вкус радость и помнит, какой острой бывает грусть. А у дедушки Оттавиано он учится оставаться ребенком, быть искренним и бескомпромиссным, принимать жизнь, не бояться говорить о смерти и верить в то, что мы способны что-то изменить.

Встречам нет конца

- Во время пандемии очень переживали за театры: не лишились ли они зрителей, а зрители - этих волшебных встреч?

- Не лишились. Просто они стали другими. Актер и режиссер из хабаровского ТЮЗа Виталий Фёдоров предложил сделать так, чтобы театр сам пришел в гости к зрителю. Так родилась «Сказка в чемодане», когда есть всего один актер с большим тяжелым чемоданом. Он приезжает в квартиру, в частный детский сад, в холл подъезда дома, где собирается допустимое количество детей.

Не нужно ни большого пространства, ни специального освещения (там загораются наши звездочки). И рождается очень добрая сказка. Она о том, как снеговичок идет к солнышку, чтобы просить не приходить, потому что боится растаять.

Но во время путешествия он встречается с белочкой, которая мерзнет, с зайчиком, которому нечем кормить детишек, и другими, теми, кому очень плохо без солнечного тепла. Снеговичок отдает зайцу морковку, белочке - шапочку, лисичке - рукавички… Добравшись до солнышка, просит его прийти быстрей. И когда главный герой все-таки растаял, на его месте расцвел подснежник.

Вот такая очень важная история. Если ребенок взгрустнет, если он улыбнется - очень хорошо. И хотя ограничения на посещения театров сняты, этот спектакль по-прежнему любим и востребован. А сейчас родилась даже вторая «серия».

Каждый спектакль театра кукол находит своего зрителя. Например, наш администратор очень любит «Теремок». И не только она: спектакль идет давно, но публика неизменно в восторге. Есть у нас постановки, которые хоть сейчас оправляй на любой фестиваль, они не будут выглядеть провинциально.

Вот великолепная «Почтарская сказка» - в сезоне 2018/19 годов она вошла в лонг-лист фестиваля «Золотая маска». Это необычный спектакль, его можно смотреть… с закрытыми глазами. Московский режиссер Наталья Пахомова и художник Роман Вильчик его ставили специально для слабовидящих, но, безусловно, могут приходить все.

Можно стать участником эксперимента и «увидеть» спектакль внутренним зрением, не открывая глаз: там можно потрогать, понюхать, лизнуть…  Вас может хлестнуть хвостом корова, там пахнет колбасой и грибами, там теплые почтовые конверты… Это очень здорово!

- А бывает, что, приводя к вам ребенка, взрослые делают открытия и для себя?

- Я хорошо помню себя мамой маленького ребенка и поэтому очень понимаю молодых мамочек, которые сильно устают. Если они придут с малышом к нам, то получат массу удовольствия.

А наш новый спектакль «Колыбельная для леса»… Сначала мы задумывали его как постановку для самых маленьких. Но потом поняли: получился идеальный урок природоведения для дошколят под замечательную музыку, с прекрасной актерской игрой и пением. При этом никакой дидактики. И все - и взрослые, и дети - с удовольствием включаются в действие.

Каждый спектакль, выходя к зрителю, словно отрывается от тебя, начинает жить своей жизнью. А ты отпускаешь его и готовишься к новому. И надеешься, что он будет еще лучше… 

 Беседовала Марина Семченко.
Фото автора.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России

24.04.2024 08:49
С первого класса знай про кванты

23.04.2024 16:43
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10%

23.04.2024 14:11
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года

23.04.2024 12:19
Единый тариф для всей семьи: «Ростелеком» оптимизирует расходы на связь

23.04.2024 11:01
Разворот на Дальний Восток в лицах

23.04.2024 09:15
Как избавиться от аллергии на пыльцу

23.04.2024 09:00
Пособия получат отцы



23.04.2024 00:00
Театральные гастроли: от «Чучела» до «Каштанки»
В рамках проекта «Дни Екатеринбурга в Хабаровском крае» и проекта «Культурные гастроли» флагманской инициативы губернатора региона «Край комфортного проживания» в Хабаровск приедут артисты из Екатеринбурга.

29.03.2024 00:00
Это словно непотопляемая лодка капитана Немо
– В театре всё происходит здесь и сейчас. При зрителях актёры плачут, смеются, и эта энергия переходит в зал. Вот что самое ценное. Так что театр – это словно непотопляемая лодка капитана Немо.