Наряд невесты из кожи кеты три года шили в Джари
поиск
24 апреля 2025, Четверг
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Наряд невесты из кожи кеты три года шили в Джари

21.03.2025
Просмотры
284
Наряд невесты из кожи кеты три года шили в Джари
Елена Киле, Валентина Бельды, Ольга Аистова приехали на мастер-класс в Херпучи
На сдвинутых между собой школьных партах мастера в селе Херпучи готовят всё для мастер-класса. Раскладывают рыбьи шкуры, коробочки с нитками и иголками, достают ножницы, трафареты и маркеры. Когда приготовления окончены, в зал начинают заходить школьники, родители, учителя и жители старинного поселения (в этом году ему исполнится 155 лет). По мнению местного краеведа, Херпучи в переводе с языка коренных жителей района имени Полины Осипенко означает «деревянная лопата».

 – Здесь добывали золото. Старожилы рассказывают, что гребли лопатой, – рассказывает Светлана Кочергина. Она с нетерпением ожидала появления мастеров. – Мне понравилось всё: рукодельницы, поделки, выставка готовых работ. Это наше национальное и культурное достояние.

 ИЗДЕЛИЕ БЕЗ ЦЕНЫ

 Огромное восхищение у жителей села вызвала выставка готовых работ: картины, обувь, головные уборы, жилетки и халаты, выполненные из рыбьей кожи и из меха.

 Мастерица Валентина Бельды из села Джари показала вещь, стоимость которой сложно оценить в деньгах. Небольшой рисунок размером всего 25 на 20 см, сделанный из непривычных материалов. Фон и элементы в буквальном смысле когда-то плавали в Амуре.

 – Вот это сазан, а это амурский налим, обратите внимание какой красивый цвет! А тут ещё сом, кета, ленок, щучка, – показывает мастерица.

 Она уже 17 лет превращает речную рыбу в произведение искусства, а это тяжелый физический труд и кропотливая работа. Для неё нет разницы, поймана та на удочку или попала в сети, большая или маленькая. В руках умелицы речные обитатели быстро делятся на части.

 – Амур – наш кормилец! Мы за счёт него живём. Всё пускаем в дело: мясо на уху, кожу на поделки, косточки собачкам – от рыбы ничего не остаётся, – говорит Валентина.

 Село стоит на берегу Амура, и несколько сотен лет рыбу, которую там поймали, использовали для изготовления одежды и обуви.

 К повседневным предметах относились проще. Кожу выделывали, но лишь до момента, когда из неё можно было начать шить. А вот традиционный наряд невесты – длинный белый халат с украшением из рыбьего и рисованного орнамента – могла позволить себе только очень трудолюбивая девушка.

 Например, Валентина делала подобный наряд три года, используя несколько видов рыб. Основной материал – кета, нижняя оторочка тёмного цвета – сом, на украшение пошёл ленок. Каждый шов мастерица делала вручную.

 – Так бабушки наши шили. У них машинок не было, и всё делали руками. Да и материал очень нежный, механический шов часто портит изделие, – говорит Валентина.

 Сейчас подобную одежду в селе надевают лишь для проведения национальных ритуалов, но ещё в конце 60-х на улицах ещё можно было встретить рыбаков в обуви или халатах из рыбьей кожи. С появлением современной одежды ремесло постепенно стало забываться.

 ВЕКОВЫЕ ТРАДИЦИИ

 Традиции ремёсел коренных малочисленных народов Амура становятся одним из культурных брендов в Хабаровском крае. Вот и жители сел Херпучи и Оглонги собрались недавно на мастер-классе по изготовлению сувениров из рыбьей кожи, бересты и других природных материалов в рамках проекта «Асима Хурме», что в переводе означает «золотая игла». В эти удалённые села приехали выдающиеся мастерицы: Валентина Бельды – член Союза художников России и мастер обработки рыбьей кожи, Елена Киле – заслуженный художник Хабаровского края и хранительница традиций коренных народов Севера, а также Ольга Аистова – специалист по декоративно-прикладному искусству, которая обучала участников вышивке национальных орнаментов и созданию нанайских и эвенкийских оберегов.

 Не дать утратить исконное занятие помогли в Министерстве природных ресурсов Хабаровского края. Организовали специальные курсы и собрали мастериц из разных районов. В своём селе Валентина руководит детским кружком, учит молодёжь работать с природными материалами. Её мастер-классы пользуются популярностью по всей России и помогают возрождать традиции коренных народов Нижнего Амура.

 В прошлом году она начала работать над новым изделием, закончила спинку с орнаментом в виде чешуи. Как признается нанайка – это работа посвящена Чёрному дракону, так Амур называют в Китае, где её уникальные национальные халаты хорошо известны.

 – Соединять пласты разной кожи очень волнительно. Нужно чувствовать иголку: где её засунуть, где вынуть. Чтобы было проще контролировать, упираюсь рукой на подушечку, – рассказала мастерица.

 Ровные стежки – результат кропотливой работы. Иголка – тончайшая, нитка – самая обычная, и обязательно напёрсток, чтобы сберечь руки.

 Когда дело доходит до украшения и орнаментов, то узоры вырезают и приклеивают на клей, который тоже сделан из рыбы. Его Валентина готовит из калуги.

 – Берём пузырь калуги и выворачиваем. Внутри находится коллаген, его растапливаем на водяной бане. Потом выливаем на блюдечко и, пока не застыл, режем, – поделилась технологией Валентина.

 Получается, что в готовом изделии нет ничего искусственного. Красители получаются из растительного материала. Используют только красный и синий. А вот цвет кожи рыбы натуральный и зависит от способа выделки.

 – Например, если кожу с чешуёй высушить, а потом по сухой снять, то получится белая заготовка, – раскрывает секрет мастерица.

 На своих «рыбьих» нарядах Валентина Бельды, как и её предки, делает рисунки-обереги. Её народ – нанайцы – верили, что они защищают от злых духов.

 – Это всё очень трудоёмко. Часто рисунки имели сакральное значение, поэтому в семье они бережно хранились. Узоры снимали и переносили, если одежда истрепалась, – рассказала Любовь Одзял, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края.

 РЫБКИ НА УДАЧУ

 Особое внимание на мастер-классе уделяется поделкам с добавлением меха таёжных животных. Юный Слава Кочергин решил сделать оберег в виде черепахи – символа долголетия.

 – Сначала надо было её обвести, потом вырезать, добавить второй слой. Предложили сделать из бисера или из кожи, но я решил, что первый вариант очень сложный для меня, – рассказал мальчик.

 Ребятам рассказали, что свернувшийся дракон символизирует рост и развитие, а тигр – защиту. Рыба же является знаком богатства и удачи, что особенно важно для коренных народов, поскольку их культура тесно связана с речными обитателями.

 – Если берёте заготовку рыбки, то можно, например, сделать золотую на красном фоне, будет смотреться замечательно. Также можно использовать чёрный фон, – предложила идею мастер.

 Работать с такими материалами одно удовольствие, как говорят участники мастер-класса.

 Ученик 6-го класса Дима Лаврентьев попробовал сделать тигра вместе с учителем технологии. Он считает это не просто поделкой, а оберегом.

 – Самое сложное было вырезать животное и приклеивать мех. Я его буду носить каждый день или отправлю солдатам на СВО.

 Сидящий по соседству Матвей Ткачёв, тоже увлечённый творчеством, вырезал небольшую рыбку. Говорит, что любит рыбалку и часто берёт удочку в руки, помогая отцу.

 – Я решил сделать поделку в форме небольшой рыбки. Мне рассказали, как наклеить правильно шерсть, как растянуть ворсинки, – говорит Матвей.

Он планирует разместить своё творчество дома на холодильнике.

 Молодые мастера нашли в искусстве не только способ самовыражения, но и возможность связать свои творения с важными аспектами жизни и традициями.

 Валерия Куст создала удивительный оберег из рыбьей кожи – лебедя, который является символом верности и постоянства.

 – Эта работа для моего мужа, чтобы он знал, что моя любовь к нему будет вечной, до самой смерти и никак иначе, – поделилась женщина.

 Лебедь получился не только красивый, но и наполненный глубоким смыслом, отражая неизменную преданность и тепло её сердца.

 Делать изделия из природных материалов у нас в крови, – говорят мастера-наставники. В районе проживают различные народы, такие как негидальцы, эвенки и якуты. Они ловят рыбу и могут создавать красивые изделия из местных ресурсов, если будут умельцы, чтобы их научить.

 – Это приятная неожиданность для нас. Такие мероприятия проходят очень редко. Даже мальчишки, которые обычно хулиганят, сидят и упорно работают. Им нравится, – говорит Елена Торбеева, учитель начальных классов с 45-летним стажем.

 СЕКРЕТЫ МАСТЕРА

 Между прочим, как рассказали на мастер-классе, рыбья кожа – уникальный материал, который требует тщательной обработки. Процесс начинается с того, что с хвоста снимают кожу, очищая его от мяса и жира с помощью обычного ножа. После этого шкурку хорошо промывают, используя средство для мытья посуды. Это поможет устранить остатки жира. Затем заготовку оставляют на два часа в растворе уксуса с добавлением соды и соли, чтобы убрать специфический запах. Далее следует этап сушки.

 – Я использую ровную доску, на которую укладываю мокрую кожу, стараясь разгладить её так, чтобы не осталось ни одной морщинки. Если хоть одна будет, её трудно устранить, изъян будет заметен в готовом изделии, – рассказала мастер Елена Киле.

 Исходная заготовка напоминает кусок бересты или плотного картона – она сухая, плотная, жесткая. Взглянув на окостенелый лист, сложно поверить, что из него можно сшить хотя бы подарочный брелок. Грубый и твёрдый материал должен стать мягким и тонким, как ткань.

 Чтобы сделать его пригодным для шитья, используют специальный деревянный станок, по форме напоминающий «крокодильчика». После обработки на таком станке кожу разминают вручную. На ленка требуется дне-три недели, а вот щуку или кету иногда мнут месяцами, вплоть до года.

 В 2023 году традиционное ремесло вошло в сотню этнокультурных достояний страны. Нанайцы, ульчи, негидальцы, орочи, удыгейцы, а также древнейшие жители Приамурья – нивхи – издревле жили на берегу реки и занимались выделкой рыбьей кожи.

  Мастерство передавали буквально из рук в руки. И в наше время летом и осенью мастера делают заготовки материала на зиму, чтобы долгими и холодными вечерами разминать их, глядя на гладь Амура, где их народ живёт уже сотни лет.

 Мария Герман.