поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Тайна «Гранатового браслета» в хабаровской драме

27.05.2024
Просмотры
358
Тайна «Гранатового браслета» в хабаровской драме
Сцена из спектакля: Вера Шеина (актриса Антонина Белан) читает письмо от своего воздыхателя
В Хабаровском краевом театре драмы всерьёз взялись за классику. Судите сами: в апреле 2023 года здесь состоялась премьера «Ах, Платонов!» по Антону Чехову, далее – «Записки сумасшедшего» Николая Гоголя, «Васса Железнова» по роману Максима Горького… Чуть позже ещё одна классика, но уже советская – легендарная «Калина красная» по Василию Шукшину.

И вот очередная классическая история – «Гранатовый браслет» по одноимённой повести Александра Куприна. Премьера этого спектакля на сцене театра драмы прошла 24 и 25 мая.

Говорят, что билеты были раскуплены задолго до начала представления. Впрочем, если вы не смогли попасть на премьеру, не беда: ближайшие показы запланированы на 1 и 14 июня.

РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Между прочим, «Гранатовый браслет» был написан Куприным в 1910 году. Сам писатель признавался, что ничего более целомудренного он еще никогда не писал и даже плакал над своей рукописью. Кстати, в основе сюжета лежит реальная история.
… Однажды крупный петербургский чиновник Дмитрий Любимов рассказал жене писателя, что некий мелкий почтовый чиновник Жолтиков «с неотступным упорством» преследовал письмами жену Любимова – Людмилу Ивановну. В этих письмах были «не только стихотворные послания, но и прозаический текст с малограмотным объяснением в любви. Подписывал он письмо своими инициалами – П. П. Ж.».

Этот Жолтиков даже несколько раз пробирался в квартиру к Людмиле, а однажды прислал ей пасхальный подарок – коробочку, в которой на розовой вате лежал аляповатый браслет – толстая позолоченная дутая цепочка. Чтобы окончательно пресечь эту историю, муж Людмилы Ивановны и её брат отправились домой к Жолтикову.

В дешёвой квартире, в грязноватой комнате, они встретились с очень «невзрачным человеком маленького роста», который растерялся и сильно испугался такого резкого визита. После строгого разговора Жолтиков перестал писать Людмиле письма и спустя время женился на другой избраннице.

Взяв это за основу, Куприн создал поистине трагическую историю о любви, которая выше смерти. Любопытно, что князя Василия Шеина (прототипа Любимова) играет актёр… Борис Любимов. Вот такое совпадение!

ПЛАСТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК

– Понятно, что в процессе работы над спектаклем у нас возникали определённые сложности, – рассказывает режиссёр постановки Сергей Листопадов. – Ведь «Гранатовый браслет» – повесть, а этот литературный жанр, скажем так, не слишком предназначенный для театра. К тому же по своей структуре это произведение сложно инсценируемо. В связи с этим перед нашей постановочной командой встал вопрос, какую лексику выбрать для трансляции этого материала. Потому что в «Гранатовом браслете» очень много образов и метафор, которые нужно переводить на язык театра. Что-то, естественно, убежало в диалоги. Тем не менее ряд образов нужно было переводить на пластический язык.

И этот «пластический язык», на мой взгляд, гармонично вписался в историю Куприна. Пластическая пара и правда задаёт тон всему спектаклю. И олицетворяет то, что нельзя описать словами. Над этими номерами работала режиссёр по пластике Юлия Новикова.

– Наш спектакль, конечно же, про любовь, – продолжает Сергей Листопадов. – Даже не просто про любовь, а про то, что настоящая любовь в нашем представлении – это некая неуловимая история, которая не должна становиться осязаемой. Все же знают, что такое влюбленность, любовь… Но как только мы начинаем её осязать, она трансформируется и обретает совсем другие формы. Это могут быть дружба, партнерские вещи… История Куприна нас заинтересовала в первую очередь возможностью на эту тему пофилософствовать, подумать, как сохранить эту любовь. Ведь кто такой Желтков? Маньяк ли он или адекватный человек?

Мистическая составляющая, балет, музыка и живопись светом… – всё это работает на создание особой атмосферы, которая помогает зрителю поставить себя на место героев.

ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ

Если же говорить о главной героине… Вера Николаевна находится в смятении. Вроде бы у неё есть муж, но без детей, и это накладывает свой отпечаток, делает семью неполной и, как может показать, несчастливой. И появление Желткова какие-то другие механизмы в этой женщине запустил.

В спектакле есть ещё один довольно знаковый и удивительный персонаж – Аносов. Этот возрастной со своим опытом жизни человек время от времени гостит в семье Шеиных. Он вспоминает свою любовь, которая была тогда и сейчас неприкосновенна. А как он провоцирует Веру своей репликой, говоря о Желткове: «Может, это маньяк, а может, ты упускаешь что-то очень важное».

Да, сам финал спектакля, безусловно, трагичный. Но воспринимать «Гранатовый браслет» только как историю, где главный герой покончил собой из-за неразделенного, но очень сильного чувства, думается, не совсем верно. Нет, это не история о самоубийце. Это в первую очередь повествование о высоком и искреннем чувстве.

Главный герой Г. С. Желтков оказывается способным на такую любовь, которая действительно сильнее смерти. Куприн показывает, как растет его любовь со временем. Его чувство претерпело серьёзную трансформацию от «глупых и диких писем» к ещё юной барышне Вере до благоговения, вечного преклонения и преданности перед уже замужней княгиней Верой Николаевной Шеиной.

Как дальше сложится судьба Веры, не известно. Финал открыт, и для каждого из зрителей это прекрасный повод задуматься над тем, для чего ей предназначен был этот человек и для чего в жизни каждого из нас случаются те или иные судьбоносные встречи.
«История любви в одном действии» – так авторы постановки обозначили её жанр. Ну а своё собственное мнение об этой работе актёров можно, конечно, составить, только побывав на спектакле.

Кстати, в «Гранатовом браслете» приняли участие Антонина Белан (она сыграла Веру), Борис Любимов, Андрей Грановский, Александр Киселёв, Алексей Малыш, Ксения Огурцова, Анастасия Зарецкая, Ольга Веденеева, Юрий Шаклеин, заслуженный артист России Владимир Домбровский. Пластические номера исполнили Татьяна Давыдова, Ирина Михневич, Артём Казаков и Денис Гелязендинов.

Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.


Один из ключевых эпизодов «Гранатового браслета» – признание в любви Желткова княгине Вере Николаевне в форме письма: 
«Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас (...) Я бесконечно благодарен вам только за то, что вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить. 
Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твоё» (...) От глубины души благодарю вас за то, что вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай Бог вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г. С. Ж.».