Эксперимент в помощь!
15.08.2013
329
Ирина Пахно (слева) и участница тренинга Татьяна Бугрова
Сейчас, когда среди учебных заведений серьезная конкуренция, а технологии развиваются стремительными темпами (меняются программы, стандарты, переоснащаются мастерские и кабинеты), главное - успеть за новшествами, чтобы подготовить специалиста, который и сам потом будет успевать за изменениями производства. Одна из возможностей повысить качество образования и решить проблемы внутри учебного заведения - открыть экспериментальную площадку.
- Действительно, мы понимаем, что образование должно меняться в зависимости от запросов производства, для которого мы, собственно, и готовим специалистов. Но результаты исследований показывают, что пока не всё в отрасли так, как хотелось бы: мастерам и преподавателям необходимо освоить новые системы управления качеством образования, научиться формировать систему оценки результатов образования студентов, развивать профессиональные и общие компетенции участников образовательного процесса, - рассказывает директор научно-исследовательского центра Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования (ХКИППКСПО),
кандидат психологических наук Ирина Пахно. - Поясню, что компетенция - это знания, умения, навыки и личностные качества, которые позволяют человеку эффективно выполнять его деятельность.
В одиночку преподавателям, возможно, и легко понять, чего не хватает в учебном заведении, но тяжело реализовать все планы, а может быть, и вовсе по-другому взглянуть на проблему. На помощь приходит педагогическая наука. Получается, что экспериментальные площадки (которые как вариант саморазвития появились давно) - это особая форма организации совместной деятельности педагогической науки и практики по разработке и реализации социально значимых проектов. У каждой краевой экспериментальной площадки есть научный руководитель - часто «свежая голова», не сотрудник учебного заведения.
Главная задача площадок - дать возможность учебным заведениям исследовать и внедрить какие-то педагогические новшества, которые возникают в процессе работы, найти решение возникающих сложных задач. Например, как подготовить свои программы по новым федеральным государственным образовательным стандартам профессионального образования (ФГОС), как сделать успешными детей из «группы риска», как помочь будущим специалистам не только хорошо трудоустроиться, но и открыть, например, свой бизнес… Проблемы бывают, конечно, и общими, а бывают и обусловлены особенностями конкретного училища или техникума.
- Темы, которые выбирают учебные заведения, сначала отбираются на конкурсе экспертами.
Не все проблемы ведь обязательно решать на экспериментальных площадках. Возможно, хватит консультаций сторонних специалистов, - отмечает Ирина Владимировна. - Деятельность площадки обычно рассчитана на три года. Первый год - поисковый, второй - описание и внедрение, а третий - распространение опыта. Любая площадка начинается с внутреннего запроса: что нам больше всего нужно?
Бывает и такая проблема: у учебного заведения есть хорошие идеи, но правильно оформить заявку, обосновать свой выбор оно не может. Сейчас при нашем институте существуют специальные курсы проектного менеджмента и проводятся занятия для тех, кто даже просто подал заявку, но отбор не прошел. Они помогают не только учиться правильно писать проекты, но и вообще грамотно и быстро работать с методической документацией. Например, в январе 2013 года для руководителей экспериментальных площадок, творческих групп образовательных учреждений профессионального образования, подавших заявки на конкурс инновационных проектов, проводилась workshop (мастерская) «Старт КЭП».
Какие сейчас действуют площадки? Одна из них - в профессиональном лицее № 2. И это уже вторая площадка. Первая родилась в процессе сотрудничества по подготовке рабочих кадров лицея с Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом, были выявлены проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития компетенций выпускников, их технического и конструкторско-технологического мышления. В ходе эксперимента для развития технического мышления учащихся преподаватели разработали и внедрили в учебный процесс творческие задания, лабораторные работы, тренинги. Результатом педагогической деятельности в эксперименте стало повышение качества обучения на 1,2% по профильным дисциплинам профессии «станочник».
В современном обучении есть еще такая проблема, которая касается уже педагогов: технологии меняются, а преподаватели за ними не успевают. На курсы повышения квалификации ездить часто возможности нет. Что делать? Развивать внутрифирменное обучение! Так решили в Хорском агропромышленном техникуме. В процессе исследования собственных профессиональных компетенций определили недостаточное знание современных образовательных технологий. И решили заняться самообразованием! Сами выбрали темы, назначили ответственных за каждую. В результате повышения уровня профессиональных компетенций преподавателей интерес к учебе возрос и у студентов! И это отметили работодатели, среди которых педагоги провели анкетирование.
- Еще одной важной и актуальной во все времена темой экспериментальных площадок является организация воспитательного процесса, - отмечает Ирина Пахно. - В профессиональных училищах №3 и №18 особое внимание уделяется такой категории учащихся, как «группа риска». К сожалению, с этими ребятами малоэффективны общепринятые методы работы, они нуждаются в комплексном сопровождении. Сначала к внедрению эксперимента готовились педагоги, для которых были проведены тренинги и семинары. Затем созданы индивидуальные социальные паспорта, рекомендации на каждого обучающегося с указанием специфики, степени риска отклоняющегося поведения и четким обозначением путей коррекции. И каждый педагог был буквально «вооружен» инструкцией, как общаться с каждым ребенком, как найти к нему подход и мотивацию на обучение.
В ПУ № 4, например, темой экспериментальной площадки стала разработка системы оценивания общих и профессиональных компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.
В Хабаровском автодорожном техникуме решили, что их студенты будут готовы к производственным ситуациям буквально с первых курсов. В процессе действия экспериментальной площадки «Малое предприятие как форма совершенствования практикоориентированного обучения студентов ссуза» появился сервисный учебный центр, можно сказать, учебная копия реального предприятия.
Есть площадки, которые только начали свою работу, но уже сейчас эксперты прогнозируют интересные результаты. Например, группой Дальневосточного государственного межрегионального индустриально-экономического колледжа был написан проект «Развитие предпринимательских способностей студентов».
В эксперименте принимают участие группы студентов специальностей «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и «Автоматизация технологических процессов и производств». Помимо профессиональных программ, они получают дополнительное образование на курсе «Молодой предприниматель». В рамках курса прошла «Ярмарка предпринимательских способностей».
- Студенты, которые заработали средства на ярмарке, приняли решение стать инициаторами следующей ярмарки и «вложить деньги в производство», т.е. потратить на следующую ярмарку и провести ее в рамках Недели добра, - отметила Татьяна Гунькова, до недавнего времени куратор экспериментальных площадок в ХКИППКСПО. - Еще одно условие было - отдать 10 процентов вырученных средств на поощрение своих «коллег» - ребята с педагогами так решили перед началом проекта. Тем не менее, во время ярмарки группа студентов продала товар и не отдала взнос в призовой фонд, как договаривались. Было принято решение не отмечать этих ребят подарками, и им стало обидно, а с педагогической точки зрения, это был хороший жизненный урок, который ребята запомнят надолго.
- Или еще один очень интересный и актуальный в наше время проект - творческой группой Хабаровского техникума водного транспорта был составлен проект, который приобрел особую актуальность в сфере нравственно-патриотического воспитания молодежи. Это тема «Формирование позитивного отношения у юношей к службе в армии», - отмечает Т. Гунькова. - Между прочим, эта тема прописана как общая компетенция во ФГОС: «Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)». Студенты встречались с ребятами, которые после окончания техникума водного транспорта пошли служить на крейсер «Шапошников». Захватывающий рассказ ребят с фотографиями об их шестимесячном походе с заходом в разные страны и подробностями о взаимоотношениях во время службы развеял сомнения и домыслы многих студентов. Проект долгосрочный, и это понятно почему - в нынешние ценности молодежи служба Родине, увы, пока не входит.
- Когда в учреждении открывается подобная площадка - это, конечно, рывок для всего коллектива, тем самым руководство говорит о том, что у них есть необходимые ресурсы и силы для развития, они готовы разрабатывать и внедрять что-то новое, - отмечает И. Пахно. - Конечно, вся работа нацелена, прежде всего, на повышение качества обучения и знаний выпускников, в ссузах и ПУ стараются делать обучение интереснее, доступнее. Современный преподаватель знает все новые технологии, которыми увлекается молодежь, соответственно ему проще найти общий язык с учащимися. И есть конкретные продукты этой инновационной деятельности. Например, в агропромышленном техникуме создали рабочие тетради с творческими заданиями. Подобных больше нигде нет!
- В работе экспериментальных площадок за годы реализации программы было задействовано 2000 педагогических работников, это 40% от общего их количества в профессиональном образовании и 32% обучающихся, - отмечает Ирина Владимировна. - Но это не предел. Пока опыт экспериментальной работы распространяется через журнал «Вестник профессионального образования Хабаровского края». Методические рекомендации, учебные пособия, которые публикуются в издательском центре нашего института и распространяются бесплатно в учебные заведения. Но в дальнейшем мы хотим на базе самых успешных экспериментальных площадок создать внедренческие, стажировочные площадки, чтобы могли приезжать педагоги из разных уголков края, а может, и из соседних регионов, как это действует в системе общего образования. Хотя и сейчас учебные заведения приглашают к себе и рассказывают о своем опыте, но не так часто, как хотелось бы.
С сентября будет снова объявлен конкурс на открытие площадок. Правда, уже с этого учебного года по новому закону об образовании такие площадки будут называться инновационными, а экспериментальными - те, которые будут в ведении федеральных ведомств. Но это суть не поменяет - площадка помогает развиваться, и это понимают в учебных заведениях. Тем более что педагоги не предоставлены сами себе, а уже год мощную поддержку могут получить в научно-исследовательском центре Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования, который курирует эту деятельность.
Мария ИВАНОВА.
- Действительно, мы понимаем, что образование должно меняться в зависимости от запросов производства, для которого мы, собственно, и готовим специалистов. Но результаты исследований показывают, что пока не всё в отрасли так, как хотелось бы: мастерам и преподавателям необходимо освоить новые системы управления качеством образования, научиться формировать систему оценки результатов образования студентов, развивать профессиональные и общие компетенции участников образовательного процесса, - рассказывает директор научно-исследовательского центра Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования (ХКИППКСПО),
кандидат психологических наук Ирина Пахно. - Поясню, что компетенция - это знания, умения, навыки и личностные качества, которые позволяют человеку эффективно выполнять его деятельность.
В одиночку преподавателям, возможно, и легко понять, чего не хватает в учебном заведении, но тяжело реализовать все планы, а может быть, и вовсе по-другому взглянуть на проблему. На помощь приходит педагогическая наука. Получается, что экспериментальные площадки (которые как вариант саморазвития появились давно) - это особая форма организации совместной деятельности педагогической науки и практики по разработке и реализации социально значимых проектов. У каждой краевой экспериментальной площадки есть научный руководитель - часто «свежая голова», не сотрудник учебного заведения.
Главная задача площадок - дать возможность учебным заведениям исследовать и внедрить какие-то педагогические новшества, которые возникают в процессе работы, найти решение возникающих сложных задач. Например, как подготовить свои программы по новым федеральным государственным образовательным стандартам профессионального образования (ФГОС), как сделать успешными детей из «группы риска», как помочь будущим специалистам не только хорошо трудоустроиться, но и открыть, например, свой бизнес… Проблемы бывают, конечно, и общими, а бывают и обусловлены особенностями конкретного училища или техникума.
- Темы, которые выбирают учебные заведения, сначала отбираются на конкурсе экспертами.
Не все проблемы ведь обязательно решать на экспериментальных площадках. Возможно, хватит консультаций сторонних специалистов, - отмечает Ирина Владимировна. - Деятельность площадки обычно рассчитана на три года. Первый год - поисковый, второй - описание и внедрение, а третий - распространение опыта. Любая площадка начинается с внутреннего запроса: что нам больше всего нужно?
Бывает и такая проблема: у учебного заведения есть хорошие идеи, но правильно оформить заявку, обосновать свой выбор оно не может. Сейчас при нашем институте существуют специальные курсы проектного менеджмента и проводятся занятия для тех, кто даже просто подал заявку, но отбор не прошел. Они помогают не только учиться правильно писать проекты, но и вообще грамотно и быстро работать с методической документацией. Например, в январе 2013 года для руководителей экспериментальных площадок, творческих групп образовательных учреждений профессионального образования, подавших заявки на конкурс инновационных проектов, проводилась workshop (мастерская) «Старт КЭП».
Какие сейчас действуют площадки? Одна из них - в профессиональном лицее № 2. И это уже вторая площадка. Первая родилась в процессе сотрудничества по подготовке рабочих кадров лицея с Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом, были выявлены проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития компетенций выпускников, их технического и конструкторско-технологического мышления. В ходе эксперимента для развития технического мышления учащихся преподаватели разработали и внедрили в учебный процесс творческие задания, лабораторные работы, тренинги. Результатом педагогической деятельности в эксперименте стало повышение качества обучения на 1,2% по профильным дисциплинам профессии «станочник».
В современном обучении есть еще такая проблема, которая касается уже педагогов: технологии меняются, а преподаватели за ними не успевают. На курсы повышения квалификации ездить часто возможности нет. Что делать? Развивать внутрифирменное обучение! Так решили в Хорском агропромышленном техникуме. В процессе исследования собственных профессиональных компетенций определили недостаточное знание современных образовательных технологий. И решили заняться самообразованием! Сами выбрали темы, назначили ответственных за каждую. В результате повышения уровня профессиональных компетенций преподавателей интерес к учебе возрос и у студентов! И это отметили работодатели, среди которых педагоги провели анкетирование.
- Еще одной важной и актуальной во все времена темой экспериментальных площадок является организация воспитательного процесса, - отмечает Ирина Пахно. - В профессиональных училищах №3 и №18 особое внимание уделяется такой категории учащихся, как «группа риска». К сожалению, с этими ребятами малоэффективны общепринятые методы работы, они нуждаются в комплексном сопровождении. Сначала к внедрению эксперимента готовились педагоги, для которых были проведены тренинги и семинары. Затем созданы индивидуальные социальные паспорта, рекомендации на каждого обучающегося с указанием специфики, степени риска отклоняющегося поведения и четким обозначением путей коррекции. И каждый педагог был буквально «вооружен» инструкцией, как общаться с каждым ребенком, как найти к нему подход и мотивацию на обучение.
В ПУ № 4, например, темой экспериментальной площадки стала разработка системы оценивания общих и профессиональных компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.
В Хабаровском автодорожном техникуме решили, что их студенты будут готовы к производственным ситуациям буквально с первых курсов. В процессе действия экспериментальной площадки «Малое предприятие как форма совершенствования практикоориентированного обучения студентов ссуза» появился сервисный учебный центр, можно сказать, учебная копия реального предприятия.
Есть площадки, которые только начали свою работу, но уже сейчас эксперты прогнозируют интересные результаты. Например, группой Дальневосточного государственного межрегионального индустриально-экономического колледжа был написан проект «Развитие предпринимательских способностей студентов».
В эксперименте принимают участие группы студентов специальностей «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и «Автоматизация технологических процессов и производств». Помимо профессиональных программ, они получают дополнительное образование на курсе «Молодой предприниматель». В рамках курса прошла «Ярмарка предпринимательских способностей».
- Студенты, которые заработали средства на ярмарке, приняли решение стать инициаторами следующей ярмарки и «вложить деньги в производство», т.е. потратить на следующую ярмарку и провести ее в рамках Недели добра, - отметила Татьяна Гунькова, до недавнего времени куратор экспериментальных площадок в ХКИППКСПО. - Еще одно условие было - отдать 10 процентов вырученных средств на поощрение своих «коллег» - ребята с педагогами так решили перед началом проекта. Тем не менее, во время ярмарки группа студентов продала товар и не отдала взнос в призовой фонд, как договаривались. Было принято решение не отмечать этих ребят подарками, и им стало обидно, а с педагогической точки зрения, это был хороший жизненный урок, который ребята запомнят надолго.
- Или еще один очень интересный и актуальный в наше время проект - творческой группой Хабаровского техникума водного транспорта был составлен проект, который приобрел особую актуальность в сфере нравственно-патриотического воспитания молодежи. Это тема «Формирование позитивного отношения у юношей к службе в армии», - отмечает Т. Гунькова. - Между прочим, эта тема прописана как общая компетенция во ФГОС: «Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)». Студенты встречались с ребятами, которые после окончания техникума водного транспорта пошли служить на крейсер «Шапошников». Захватывающий рассказ ребят с фотографиями об их шестимесячном походе с заходом в разные страны и подробностями о взаимоотношениях во время службы развеял сомнения и домыслы многих студентов. Проект долгосрочный, и это понятно почему - в нынешние ценности молодежи служба Родине, увы, пока не входит.
- Когда в учреждении открывается подобная площадка - это, конечно, рывок для всего коллектива, тем самым руководство говорит о том, что у них есть необходимые ресурсы и силы для развития, они готовы разрабатывать и внедрять что-то новое, - отмечает И. Пахно. - Конечно, вся работа нацелена, прежде всего, на повышение качества обучения и знаний выпускников, в ссузах и ПУ стараются делать обучение интереснее, доступнее. Современный преподаватель знает все новые технологии, которыми увлекается молодежь, соответственно ему проще найти общий язык с учащимися. И есть конкретные продукты этой инновационной деятельности. Например, в агропромышленном техникуме создали рабочие тетради с творческими заданиями. Подобных больше нигде нет!
- В работе экспериментальных площадок за годы реализации программы было задействовано 2000 педагогических работников, это 40% от общего их количества в профессиональном образовании и 32% обучающихся, - отмечает Ирина Владимировна. - Но это не предел. Пока опыт экспериментальной работы распространяется через журнал «Вестник профессионального образования Хабаровского края». Методические рекомендации, учебные пособия, которые публикуются в издательском центре нашего института и распространяются бесплатно в учебные заведения. Но в дальнейшем мы хотим на базе самых успешных экспериментальных площадок создать внедренческие, стажировочные площадки, чтобы могли приезжать педагоги из разных уголков края, а может, и из соседних регионов, как это действует в системе общего образования. Хотя и сейчас учебные заведения приглашают к себе и рассказывают о своем опыте, но не так часто, как хотелось бы.
С сентября будет снова объявлен конкурс на открытие площадок. Правда, уже с этого учебного года по новому закону об образовании такие площадки будут называться инновационными, а экспериментальными - те, которые будут в ведении федеральных ведомств. Но это суть не поменяет - площадка помогает развиваться, и это понимают в учебных заведениях. Тем более что педагоги не предоставлены сами себе, а уже год мощную поддержку могут получить в научно-исследовательском центре Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования, который курирует эту деятельность.
Мария ИВАНОВА.