Наш край будет первым в разработке кадрового стандарта
22.09.2016
395
Соглашение об апробации внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения подписано губернатором Хабаровского края Вячеславом Шпортом, генеральным директором Агентства стратегических инициатив Андреем Никитиным и генеральным директором Союза «WorldS
На Восточном экономическом форуме прошло торжественное подписание соглашения об апробации внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в Хабаровском крае. Документ был подписан губернатором Хабаровского края Вячеславом Шпортом, генеральным директором Союза «WorldSkills Russia» Робертом Уразовым и генеральным директором Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андреем Никитиным.
- У нас промышленный край, поэтому использование нового стандарта особенно актуально, рабочие профессии с высокой квалификацией имеют огромное значение, - отметил Вячеслав Шпорт.
Проект запущен более чем в двадцати регионах, которые решили использовать новый стандарт как механизм для обеспечения своего экономического роста. Предполагается, что внедрение нового проекта укрепит нашу систему профессионального образования.
О том, как планируется воплотить в жизнь требования нового кадрового стандарта при обучении будущих квалифицированных специалистов, рассказывает начальник управления профессионального образования министерства образования и науки Хабаровского края Елена Шадуя.
- Многое из того, что прописано в проекте стандарта, уже не первый год реализуется в Хабаровском крае, - рассказывает Елена Викторовна. - Мы не новички в работе с предприятиями края, у нас успешно применяется дуальное обучение, второй год функционирует Координационный совет, который объединяет усилия образовательной системы, профильных министерств и работодателей. Мы ощущаем ответственность в связи с тем, что вошли в пилотный проект, совершенно оправданно попав в достаточно короткий список субъектов, где будет проходить апробация нового кадрового стандарта. Думаю, что нам есть не только чему учиться, но и чему учить других. Мы готовы делиться наработанным за годы опытом, который может быть реализован другими субъектами.
Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста был разработан автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерства промышленности и торговли РФ, министерства образования и науки, Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «WorldSkills Russia» в рамках исполнения протокола заседания правительственной комиссии по импортозамещению.
Цель стандарта - определить минимально необходимый набор принципов и инструментов для обеспечения потребности промышленности и экономики регионов в высококвалифицированных кадрах.
Соглашение, которое было подписано в рамках Восточного экономического форума, направлено на установление партнерских отношений и развитие долгосрочного и эффективного сотрудничества между Хабаровским краем, АСИ и Союзом «WorldSkills Russia» по внедрению в крае регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста.
Внедрение стандарта будет способствовать обеспечению потребности промышленности края в высококвалифицированных кадрах на основе международных стандартов подготовки кадров, внедрение элементов системы практико-ориентированной или дуальной модели обучения и системы мониторинга качества подготовки кадров по стандартам WorldSkills.
Как уже было сказано, Хабаровский край входит в 21 субъект Российской Федерации, участвующий в пилотной апробации, рассчитанной до конца 2017 года. По результатам апробации предполагается совместное формирование предложений по его доработке и дальнейшее внедрение во всех регионах страны.
- Как пилотный проект будет реализован в Хабаровском крае? Что уже делается в этом направлении? Будет ли проект связан с движением WorldSkills, которое активно развивается в крае?
- 26-27 сентября АСИ совместно с Союзом «WorldSkills Russia» проводит в Хабаровске стратегическую сессию с приглашением предприятий реального сектора экономики, чье участие предполагается в апробации кадрового стандарта; органов исполнительной власти края, курирующих вопросы промышленной, инвестиционной политики, экономического развития, управления образованием, труда, занятости населения, развития отдельных сфер экономики; представителей бизнес-объединений и объединений работодателей.
В качестве приоритетных отраслей для внедрения стандарта определены: машиностроение, строительство, лесная и угольная промышленности, дорожное строительство.
В настоящее время разрабатывается дорожная карта внедрения кадрового стандарта в крае, ведется работа по определению ключевых действующих предприятий и субъектов инвестиционной деятельности, перечень перспективных профессий, востребованных на производстве, опорных образовательных организаций, участвующих в апробации.
- Как внедрение нового кадрового стандарта отразится на учебном процессе в учреждениях СПО? Появятся ли новые предметы, экзамены, требования к преподавателям и студентам?
- Внедрение стандарта повлияет на учебный процесс в профессиональных образовательных учреждениях. Как я говорила, в крае уже используются элементы дуальной системы обучения, когда образовательный процесс тесно связан с реальным производством, и независимая оценка качества образования выпускников осуществляется через участие представителей предприятий в составе итоговых экзаменационных госкомиссий, сертификации квалификаций. С 2017 года в учреждениях СПО будет поэтапно вводиться демонстрационный экзамен.
Государственная итоговая аттестация выпускников СПО в новом формате наряду с традиционной формой (написание дипломной работы или сдача теоретического экзамена) предусматривает проведение демонстрационного экзамена по методике WorldSkills. Это решение не снижает важности теоретической части, а является необходимостью для демонстрации студентами приобретённых навыков и умений, которые делают их специалистами международного уровня.
Пока экзамен проводится в России в экспериментальном режиме и на добровольной основе. Демонстрационный экзамен предусматривает оценку результатов обучения методом наблюдения за выполнением трудовых действий на рабочем месте. Наблюдение и оценку трудовых действий выпускников будут осуществлять независимые эксперты под руководством главного сертифицированного эксперта WSR, который заносит результаты выполнения заданий в специализированное программное обеспечение WSR.
Первым делом новшество коснётся учебных заведений, в которых готовят по профессиям и специальностям ТОП-50.
Поставленная в министерстве образования и науки России задача предусматривает к 2020 году вывод не менее половины профессий из этого списка на международный уровень подготовки, поэтому все новые нормативы в этой сфере будут разрабатываться с учётом международных требований. Соответственно изменятся программы подготовки кадров, требования к квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, система итоговой аттестации студентов и аттестации педагогов.
На сегодняшний день уже готовы стандарты для двух направлений: сварка и аддитивные технологии, они предусматривают более жёсткие требования к педагогам, материально-технической базе и оборудованию, уровню подготовки выпускников. По этим и другим востребованным направления уже в этом учебном году будут готовить специалистов в Губернаторском авиастроительном колледже г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональном центре компетенций) или МЦК.
- Как новый стандарт будет внедряться на предприятиях?
- В рамках границ внедрения стандарта из числа ключевых действующих предприятий будут определены заказчики подготовки кадров по востребованным в крае профессиям и специальностям.
Для заказчиков планируется определить наиболее значимые для их производства компетенции, на которых будут сосредоточены усилия по внедрению механизмов, предусмотренных стандартом.
- Будут ли вовлечены в механизм реализации нового кадрового стандарта школы и вузы?
- Стандартом предусмотрена подготовка инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей. Для этого будут привлечены образовательные организации высшего образования: Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет (КнАГТУ) и учащиеся школ. Можно привести в пример каникулярные школы КнАГТУ, где ребята знакомятся с высокими технологиями в различных профессиональных направлениях. Школьники изучают основы 3D-моделирования на компьютерах и создают детали, после этого под руководством специалиста на станке с ЧПУ или в 3D-принтер создают эту деталь. Такая связка между школой и вузом создает хорошие условия для ранней профориентации, когда обучающиеся наглядно знакомятся с особенностями технологического процесса и могут более осознанно выбирать свою будущую профессию.
Подготовила
Марина ЛИТВИНОВА.
- У нас промышленный край, поэтому использование нового стандарта особенно актуально, рабочие профессии с высокой квалификацией имеют огромное значение, - отметил Вячеслав Шпорт.
Проект запущен более чем в двадцати регионах, которые решили использовать новый стандарт как механизм для обеспечения своего экономического роста. Предполагается, что внедрение нового проекта укрепит нашу систему профессионального образования.
О том, как планируется воплотить в жизнь требования нового кадрового стандарта при обучении будущих квалифицированных специалистов, рассказывает начальник управления профессионального образования министерства образования и науки Хабаровского края Елена Шадуя.
- Многое из того, что прописано в проекте стандарта, уже не первый год реализуется в Хабаровском крае, - рассказывает Елена Викторовна. - Мы не новички в работе с предприятиями края, у нас успешно применяется дуальное обучение, второй год функционирует Координационный совет, который объединяет усилия образовательной системы, профильных министерств и работодателей. Мы ощущаем ответственность в связи с тем, что вошли в пилотный проект, совершенно оправданно попав в достаточно короткий список субъектов, где будет проходить апробация нового кадрового стандарта. Думаю, что нам есть не только чему учиться, но и чему учить других. Мы готовы делиться наработанным за годы опытом, который может быть реализован другими субъектами.
Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста был разработан автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерства промышленности и торговли РФ, министерства образования и науки, Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «WorldSkills Russia» в рамках исполнения протокола заседания правительственной комиссии по импортозамещению.
Цель стандарта - определить минимально необходимый набор принципов и инструментов для обеспечения потребности промышленности и экономики регионов в высококвалифицированных кадрах.
Соглашение, которое было подписано в рамках Восточного экономического форума, направлено на установление партнерских отношений и развитие долгосрочного и эффективного сотрудничества между Хабаровским краем, АСИ и Союзом «WorldSkills Russia» по внедрению в крае регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста.
Внедрение стандарта будет способствовать обеспечению потребности промышленности края в высококвалифицированных кадрах на основе международных стандартов подготовки кадров, внедрение элементов системы практико-ориентированной или дуальной модели обучения и системы мониторинга качества подготовки кадров по стандартам WorldSkills.
Как уже было сказано, Хабаровский край входит в 21 субъект Российской Федерации, участвующий в пилотной апробации, рассчитанной до конца 2017 года. По результатам апробации предполагается совместное формирование предложений по его доработке и дальнейшее внедрение во всех регионах страны.
- Как пилотный проект будет реализован в Хабаровском крае? Что уже делается в этом направлении? Будет ли проект связан с движением WorldSkills, которое активно развивается в крае?
- 26-27 сентября АСИ совместно с Союзом «WorldSkills Russia» проводит в Хабаровске стратегическую сессию с приглашением предприятий реального сектора экономики, чье участие предполагается в апробации кадрового стандарта; органов исполнительной власти края, курирующих вопросы промышленной, инвестиционной политики, экономического развития, управления образованием, труда, занятости населения, развития отдельных сфер экономики; представителей бизнес-объединений и объединений работодателей.
В качестве приоритетных отраслей для внедрения стандарта определены: машиностроение, строительство, лесная и угольная промышленности, дорожное строительство.
В настоящее время разрабатывается дорожная карта внедрения кадрового стандарта в крае, ведется работа по определению ключевых действующих предприятий и субъектов инвестиционной деятельности, перечень перспективных профессий, востребованных на производстве, опорных образовательных организаций, участвующих в апробации.
- Как внедрение нового кадрового стандарта отразится на учебном процессе в учреждениях СПО? Появятся ли новые предметы, экзамены, требования к преподавателям и студентам?
- Внедрение стандарта повлияет на учебный процесс в профессиональных образовательных учреждениях. Как я говорила, в крае уже используются элементы дуальной системы обучения, когда образовательный процесс тесно связан с реальным производством, и независимая оценка качества образования выпускников осуществляется через участие представителей предприятий в составе итоговых экзаменационных госкомиссий, сертификации квалификаций. С 2017 года в учреждениях СПО будет поэтапно вводиться демонстрационный экзамен.
Государственная итоговая аттестация выпускников СПО в новом формате наряду с традиционной формой (написание дипломной работы или сдача теоретического экзамена) предусматривает проведение демонстрационного экзамена по методике WorldSkills. Это решение не снижает важности теоретической части, а является необходимостью для демонстрации студентами приобретённых навыков и умений, которые делают их специалистами международного уровня.
Пока экзамен проводится в России в экспериментальном режиме и на добровольной основе. Демонстрационный экзамен предусматривает оценку результатов обучения методом наблюдения за выполнением трудовых действий на рабочем месте. Наблюдение и оценку трудовых действий выпускников будут осуществлять независимые эксперты под руководством главного сертифицированного эксперта WSR, который заносит результаты выполнения заданий в специализированное программное обеспечение WSR.
Первым делом новшество коснётся учебных заведений, в которых готовят по профессиям и специальностям ТОП-50.
Поставленная в министерстве образования и науки России задача предусматривает к 2020 году вывод не менее половины профессий из этого списка на международный уровень подготовки, поэтому все новые нормативы в этой сфере будут разрабатываться с учётом международных требований. Соответственно изменятся программы подготовки кадров, требования к квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, система итоговой аттестации студентов и аттестации педагогов.
На сегодняшний день уже готовы стандарты для двух направлений: сварка и аддитивные технологии, они предусматривают более жёсткие требования к педагогам, материально-технической базе и оборудованию, уровню подготовки выпускников. По этим и другим востребованным направления уже в этом учебном году будут готовить специалистов в Губернаторском авиастроительном колледже г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональном центре компетенций) или МЦК.
- Как новый стандарт будет внедряться на предприятиях?
- В рамках границ внедрения стандарта из числа ключевых действующих предприятий будут определены заказчики подготовки кадров по востребованным в крае профессиям и специальностям.
Для заказчиков планируется определить наиболее значимые для их производства компетенции, на которых будут сосредоточены усилия по внедрению механизмов, предусмотренных стандартом.
- Будут ли вовлечены в механизм реализации нового кадрового стандарта школы и вузы?
- Стандартом предусмотрена подготовка инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей. Для этого будут привлечены образовательные организации высшего образования: Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет (КнАГТУ) и учащиеся школ. Можно привести в пример каникулярные школы КнАГТУ, где ребята знакомятся с высокими технологиями в различных профессиональных направлениях. Школьники изучают основы 3D-моделирования на компьютерах и создают детали, после этого под руководством специалиста на станке с ЧПУ или в 3D-принтер создают эту деталь. Такая связка между школой и вузом создает хорошие условия для ранней профориентации, когда обучающиеся наглядно знакомятся с особенностями технологического процесса и могут более осознанно выбирать свою будущую профессию.
Подготовила
Марина ЛИТВИНОВА.