поиск
18 июля 2024, Четверг
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Немецкий опыт на хабаровской земле

25.03.2011
Просмотры
527
С 20 по 25 февраля руководители Хабаровского края обменивались опытом со своими европейскими коллегами в рамках международного семинара «Система профессионального образования Германии» в городе Штутгарт.

Три представителя нашего региона побывали в столице земли Баден-Вюртемберг в составе российской делегации. Они посетили с экскурсией учреждение профессионального образования Фридрих-Эберт-Шуле, германское предприятие Festa и международную выставку обучения и образования DIDACTA 2011.

Они вернулись на родину полные впечатлений и рассказали «Мастерской» о том, как применить германский опыт в дальневосточных условиях.

Злата Богомаз, проректор по профессиональному образованию Хабаровского краевого института развития образования

- Самое пристальное внимание во время визита я обратила на то, как в федеральной земле Баден-Вюртемберг организовано повышение квалификации работников образования. Академия повышения квалификации имеет три филиала: в первом обучают исключительно руководящий состав, во втором проходят занятия для учителей основных, реальных школ и гимназий, а в третьем - для работников системы профессионального образования. На семинарах они изучают новые производственные технологии. Например, запущен в производство новый электромобиль - в академии появляется опытный образец, а специалисты предприятия приглашаются для того, чтобы провести обучающий курс.

Содержание курсов составляется, исходя из потребностей инженерно-педагогических работников, предложений академии и заказов предприятий. Преподавательский состав включает лучших педагогов профобразования, ведущих сотрудников предприятий и специалистов из университетов и научно-исследовательских центров.

В принципе, наша система повышения квалификации сходна с германской: мы тоже сотрудничаем с учреждениями профобразования, вузами и предприятиями. Однако в Германии вся эта сплоченная совместная работа очень хорошо закреплена с помощью нормативных документов. Нашу нормативную базу нужно совершенствовать в этом направлении.

Но в немецких учебных заведениях профобразования не ведется воспитательная работа. Кружки, творческие клубы, спортивные секции - всем этим занимаются родители. Но нам, на мой взгляд, совершенно нецелесообразно отказываться от этой системы. За многие десятилетия накоплен такой опыт, который просто нельзя отбрасывать. Наоборот - это наше преимущество, это те наработки, которыми мы, в свою очередь, можем поделиться с европейскими коллегами.

Виктор Бобин, директор профессионального училища № 14, Комсомольск-на-Амуре

- У систем образования России и Германии много общего. Именно поэтому немецкий опыт для нас настолько полезен: он поможет привнести новое в наш образовательный процесс, не перестраивая при этом всю систему.

Первые четыре года ребенок в Германии ходит в начальную, потом до 9 или 10 класса - в основную школу. После нее можно получить профессию и среднее образование или продолжить обучение в гимназии, а потом поступить в университет. Это очень похоже на ту структуру образования, которая есть у нас.

Да и проблемы у них, в общем-то, те же: снижение количества школьников, отсутствие учителей-мужчин, разница в успеваемости мальчиков и девочек (девочки учатся лучше).

В немецком профобразовании работает дуальная система: ученик полтора дня изучает теорию, а остальные три с половиной проходит практику прямо на предприятии. Причем оно само отбирает учеников и обучает их за свой счет, а затем обеспечивает им рабочие места. В нашем училище тоже есть подобный опыт: мы заключили уже около 530 краткосрочных и 12 долгосрочных договоров с различными предприятиями.

Еще, конечно, нас очень впечатлила международная выставка DIDACTA 2011. Девять павильонов рамером 300 на 500 метров, и в каждом - мебель, электроника, тренажеры для самых различных учреждений образования - начиная от детских садов и заканчивая университетами. Очень понравились современные интерактивные доски, оборудование для комнат релаксации и рабочего места мастера. Очень хочется иметь такое и в нашем учреждении.

Ну а некоторые идеи - например, по изготовлению мебели для детских садов, - мы уже взяли на вооружение и внедрили на нашем учебном производстве. Больше того, у нас уже есть готовые изделия, которые мы можем показать на грядущей выставке-ярмарке. Ведь главное - заразить энтузиазмом своих коллег. Поэтому после приезда я сразу же провел педсовет. Когда коллектив проникается новыми идеями, ему все по силам.

Елена Барсукова, директор Амурского политехнического колледжа

- Без сомнения, очень интересной и полезной была международная образовательная выставка, особенно в свете внедрения в России новых образовательных стандартов третьего поколения. Поэтому мы взяли контакты самых разных производителей - современное обучение невозможно организовать без новейшего оборудования.

Что же касается образовательного процесса, то мне очень понравилась система взаимодействия учреждений профобразования с социальными партнерами, такими, как предприятия и заводы. То, что ученик, поступающий в профессиональную школу, уже имеет рабочее место и работодателя, который оплачивает его обучение, - это безусловный плюс. К сожалению, в нашей стране компании не так сильно заинтересованы в подготовке новых кадров.

С другой стороны, школьник и его семья должны сами найти работодателя. Естественно, каждый хочет заключить договор с престижным предприятием. Поэтому германские школьники очень хорошо мотивированы на успешную учебу. Например, в профессиональной школе Фридрих-Эберт-Шуле нам рассказали, что у них занимаются примерно три с половиной тысячи учеников, а проблемы с посещаемостью возникают максимум у 25.

Замечательно в этой школе организован образовательный процесс: существует электронное расписание, а ученикам приходят sms-сообщения о замене или переносе уроков.

Кроме того, в Германии созданием образовательных программ занимается специальная структура - Федеральный институт по вопросам развития образования. У нас же, согласно новым образовательным стандартам, каждое учебное заведение должно создавать собственный учебный план. Мне кажется, стоит присмотреться к немецкому подходу в этой области.