Система профобразования: на «волне» обновлений
07.12.2017
527
На прямую линию поступило больше 250 вопросов
В Хабаровском краевом институте развития системы профессионального образования в рамках V регионального чемпионата WorldSkills «Молодые профессионалы» прошла прямая линия с министром образования и науки Хабаровского края Аллой Кузнецовой на тему «Развитие системы профессионального образования».
Всего на прямую линию поступило более 250 вопросов. Их задавали в студии, присылали по Интернету и в колл-центр.
Люди спрашивали о перспективах развития движения WorldSkills в Хабаровском крае, о повышении академической стипендии, служебном жилье и льготном санаторном лечении, учебе по субботам, работе психологов в колледжах, курсах по самопрезентации.
Такое количество вопросов показало, что система среднего профессионального образования в крае развивается, она интересна людям, а это значит, она имеет перспективу, будущее.
Колледжи и техникумы ждут абитуриентов, студенты - преподавателей, образовательные центры - людей, готовых расти и учиться в любом возрасте. Лаборатории и учебные полигоны строятся, чтобы готовить будущих специалистов и чемпионов WorldSkills, а работодатели готовы не только ждать, но и участвовать в процессе воспитания своих будущих сотрудников.
Все это создает единую систему, которая гармонично встраивается в экономику Хабаровского края с учетом новых вызовов и новых возможностей и дает импульс для развития всего Дальнего Востока.
Чемпионы WorldSkills без работы не останутся
Наталья Владимировна:
- Как трудоустраиваются выпускники колледжей и техникумов, которые добились успехов на WorldSkills?
- Их сразу расхватывают после чемпионатов работодатели. Есть такие истории успеха, когда наши студенты-победители занимали призовые места уже на отраслевых чемпионатах.
Например, Евгений Ряполов, студент Губернаторского авиастроительного колледжа в Комсомольске-на-Амуре, победил сначала в соревнованиях «Молодые профессионалы», потом на Открытых корпоративных чемпионатах Объединенной авиастроительной корпорации, и в прошлом году - на Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий WorldSkills Hi-Tech. И таких примеров много.
Инга Светлова:
- Имеют ли победители чемпионата льготы при поступлении в вузы?
- Если студент поступает по своей специальности, он не сдает ЕГЭ, а только внутренние испытания, которые предлагает вуз. Кроме того, при поступлении учитываются личные достижения - сдача норм ГТО, победы на олимпиадах, активная общественная работа. Мы планируем обратиться в Совет ректоров с предложением указать в списке достижений победы на чемпионате «Молодые профессионалы».
Ирина Иванова:
- Могут ли ребята с ограниченными возможностями здоровья участвовать в чемпионате «Молодые профессионалы»?
- У нас есть достаточно много направлений подготовки для таких студентов, только для каждой болезни - свои ограничения, которые указываются в перечне квалификационных требований. Это касается участия в WorldSkills. Но у нас в крае уже дважды проводили чемпионаты специально для участников с ОВЗ - «Абилимпикс». По требованиям время проведения на площадке участника немного меньше. И мы обязательно трудоустраиваем всех после чемпионата. Так произошло с выпускниками прошлого года.
Ольга, студентка колледжа:
- Введут ли в качестве государственной итоговой аттестации демонстрационный экзамен, на котором задания представлены по требованиям WorldSkills? И какова в целом перспектива развития движения «Молодые профессионалы» в крае?
- Все зависит от того, на какой специальности обучается студент. Демонстрационный экзамен проводится по тем компетенциям, которые есть в чемпионатном движении WorldSkills.
Сегодня экзамен и государственная итоговая аттестация (ГИА) - это две разных задачи, по результатам экзамена студент может получить скиллз-паспорт, который ему пригодится при поступлении на работу.
В прошлом году демонстрационный экзамен сдавали выпускники шести профессиональных образовательных организаций. В этом году их уже 22, так что со временем мы охватим все профессиональные образовательные учреждения.
Что касается перспектив развития движения «Молодые профессионалы», то они самые радужные. Россия в 2019 году в Казани принимает мировой чемпионат WorldSkills, Хабаровский край в 2020 году - Национальный чемпионат. Наша задача - увеличить количество компетенций, по которым выступают студенты. В целом, развитие движения - не самоцель, надо чтобы достижения чемпионов стали нормой для всех студентов, и они могли с ними справиться.
Юристов станет меньше?
Людмила Вахрамеева:
- У нас в крае активно развивают рабочие профессии. А как быть с гуманитарными направлениями, такими как право, экономика, менеджмент? Говорят, что количество мест сокращается не только в вузах, но и в колледжах. Как быть тем, кто хочет поступить на эти направления?
- Количество мест определяется контрольными цифрами приема. Их формируют на стыке потребностей работодателей, отраслевых министерств и ведомств и наших образовательных возможностей.
У нас есть Краевой координационный совет по кадровому обеспечению, на котором решаются вопрос по контрольным цифрам приема. Согласно нашим данным потребность в гуманитарных направлениях падает. На юриспруденцию в техникумы и колледжи мы уже не принимаем, контрольные цифры приема по экономике и менеджменту уменьшили на 40%. Такова реальная картина на сегодняшний день. Иначе выпускникам будет сложно найти работу после окончания учебы.
- Закрыта ли сегодня потребность края в рабочих кадрах?
- Потребность не закрыта. С учетом появляющихся резидентов на территориях опережающего развития специалистов рабочих профессий нужно в два раза больше. Поэтому трудоустраиваются все выпускники. В этом году в наши колледжи и техникумы поступили 860 студентов из других субъектов, в прошлом году их было 520, значит, интерес к системе СПО края растет.
Двоечнику дадим шанс исправиться
Алексей Милованов:
- Почему в техникумах и колледжах учатся двоечники и их не отчисляют?
- Случаи отчисления у нас есть. Но особенность профобразования в том, что большинство первокурсников - это бывшие девятиклассники, 15-16-летние. Это возраст ошибок, когда они имеют шанс на исправление. Люди еще растут, поэтому 100-процентного отчисления у нас нет.
Руслан:
- Будут ли повышать академическую стипендию? Вернут ли пятидневную неделю в техникумы?
- Академическая стипендия утверждается на краевом уровне и соотносится со стипендией в вузах, она в два раза меньше. Стипендия в вузах пока не увеличивается, поэтому и в учреждениях СПО не меняется. Но у отличников есть возможность получать стипендию правительства РФ - от двух до четырех тысяч рублей. Есть стипендия Муравьева-Амурского - полторы тысячи. Кроме того, победители и призеры краевого чемпионата «Молодые профессионалы» получат по 10 и 5 тысяч рублей соответственно, Национального чемпионата - 100 и 50 тысяч, международного - 150 и 100 тысяч рублей. Это разовая выплата.
Что касается пятидневки, то учебный план составляет 36 часов в неделю, с домашними заданиями - не больше 54 часов. Если переходить на пятидневную неделю, то получится ежедневно по 8 часов занятий. Для 15-16-летних студентов - это серьезная физическая и психологическая нагрузка. Поэтому пятидневки у нас не будет.
Анастасия Корнеева:
- В следующем году я заканчиваю Хабаровский педагогический колледж по специальности «дошкольное образование». Я хочу учиться по программе непрерывного образования в вузе. Наши выпускники уже учатся в таком формате в Амурском гуманитарно-педагогическом университете дистанционно. Это очень удобно, но учеба платная. Можно ли получить высшее образование на бюджетной основе?
- Та модель, о которой вы говорите, работает в рамках соглашения между педагогическим колледжем и Амурским университетом. Со студентами занимаются индивидуально, у каждого - свой план подготовки, за каждым закреплен преподаватель, с которым работают дистанционно, потому учеба платная.
Но вы можете поступить бесплатно на бюджет. ЕГЭ выпускникам колледжа, которые поступают по своей специальности, сдавать не надо. Также можно поступить на целевое обучение, вам надо заключить договор с образовательным учреждением края. Можем даже подсказать такие учреждения.
Наталья Третьякова:
- Не во всех учреждениях профобразования есть психологи. А ведь они очень нужны. Как будет решаться проблема нехватки психологов?
- Ставки психологов по одному есть в каждом учреждении. Все психологи сегодня - это работники краевого Хабаровского центра психолого-медико-социального сопровождения. Вначале я была против такой формы, но сейчас понимаю, что плюсов у этой модели больше. Поэтому мы ее рекомендуем уже и школам. Психологи одновременно повышают квалификацию, делают это намного чаще, чем раньше и более качественно, все обучены как кризисные психологи, которые помогают в сложных жизненных ситуациях. Они работают со Следственным комитетом, органами внутренних дел, министерствами соцзащиты, здравоохранения. В случае необходимости в учреждение выезжает кризисная группа.
Но если один психолог не справляется, в некоторых учреждениях вводят вторую ставку, доказывая ее необходимость. Тем более что у нас сейчас все учреждения профобразования принимают детей с особенностями здоровья, для этого нужен специальный психолог, который их сопровождает. В этом направлении тоже предусмотрено увеличение ставок.
Сергей Тимофеев:
- Как вы считаете, нужно ли ввести в техникумах и колледжах уроки самопрезентации, чтобы выпускники умели правильно устраиваться на работу?
- На сайте «Педсовет» опубликовали расписание, составленное из пожеланий предметов, которые предлагают ввести в школе. Там и этикет, и семейное воспитание, и самооборона. Получилось по шесть уроков шесть дней в неделю. На основную программу времени не осталось. Многое нужно в жизни, и образование не может охватить все.
Что касается самопрезентации, то ее проходят в школах на предмете технология. В учреждениях профобразования есть центры содействия трудоустройства, которые должны этому учить. Ну и потом, если человек заинтересован в своем трудоустройстве, он найдет возможность этому научиться. А если нет, то никакие занятия и курсы не помогут.
Система СПО - не вещь в себе
Федор Анатольевич, представитель департамента шеф-поваров края и Ассоциации рестораторов края:
- Мы занимаемся воспитанием и обучением студентов, которые приходят к нам на практику. Это затратно, поэтому мы хотели бы получить поддержку государства. Когда наставникам будут платить?
- Здесь обоюдоострый интерес. Большинство работодателей сами платят, чтобы к ним прислали студентов на практику. Система СПО - не вещь в себе, мы обеспечиваем кадрами работодателей. Они готовы делиться технологиями со студентами, чтобы их не надо было переучивать. Мы заключаем договоры с заводами, шахтами. Когда речь идет о более мелких работодателях, объединенных в союзы, им самим надо решать, как стимулировать наставников.
Наталья Колова:
- Должны ли предприятия платить стипендии практикантам?
- Законодательно это не закреплено, поэтому не должны. Но если работодателю нужны кадры, то он будет воспитывать своих сотрудников. У нас платят стипендии такие предприятия, как ОАО «Ургалуголь», Комсомольский-на-Амуре авиационный завод, некоторые сельскохозяйственные предприятия.
КнААЗ заинтересован в рабочих руках, и это выражается на деле. Нам передали здание для межрегионального центра компетенций Губернаторского авиастроительного колледжа. Там есть учебный полигон, где ребят готовят на современном оборудовании, в него вложено более 100 млн. рублей. Завод помог в ремонте общежития, выделил 40 млн. рублей. После окончания учебы выпускники не ищут работу, более того, завод берет их на несколько месяцев перед армией, и они уходят туда уже работниками завода, с трудовой книжкой.
Благодаря компании ОАО «Ургалуголь» студентам Чегдомынского горно-технологического техникума сшили форму, купили автобус, часть учебных лабораторий оборудована на обогатительной фабрике, создана искусственная выработка на базе техникума. Ребятам платят стипендию и берут на работу. Мы рады, что такие дальнозоркие работодатели есть у нас в крае.
Компенсация молодым и бумажная работа
- У нас дефицит молодых специалистов в системе профобразования. Что делается для привлечения кадров?
- Делается много, главным образом нас волнует преподавание спецдисциплин, и мастеров поэтому мы приглашаем с производства. Часто сами предприятия делегируют нам своих сотрудников, пример - завод КнААЗ, они преподают и готовят победителей WorldSkills. Для работы в техникумах и колледжах нужно иметь не только знания в профессии, но и педагогические задатки, а лучше - педагогическое образование. Все льготы учителей школ есть и у работников профессионального образования. У молодых специалистов - четыре оклада при начале работы, 35% - доплата в первые три года, для работающих в сельской местности - компенсация жилищно-хозяйственных услуг.
Светлана Геннадьевна:
- Педагоги жалуются на изобилие бумажной работы. Нельзя ли ее сократить?
- Да, к сожалению, так сложилось, что профессия педагога - бумажная. Система профобразования находится на очередной «волне» обновления образовательных стандартов. Разрабатывают новые учебно-методические материалы, программы, контрольно-измерительные материалы. Без этого внедрить стандарт невозможно, надо это пережить.
Но есть отчеты, связанные с эффективным контрактом преподавателя, на мой взгляд, избыточные, когда надо собрать большой пакет документов. Я дала поручение разобраться и уменьшить бумажную нагрузку.
Что касается управленческой отчетности, то в Хабаровском краевом институте развития системы профессионального образования внедрили онлайн-систему управления Адванта, и бумагооборот сведен к нулю. Мы будем стараться, чтобы вся управленческая деятельность системы образования перешла в «цифру».
Ольга Ким:
- Считаете ли вы целесообразным аттестацию педагогических работников, если уже есть диплом педагога?
- Да, считаю. Период полураспада профессиональных знаний все короче, раньше повышали квалификацию раз в пять лет, сейчас - раз в три года. Я не рискну преподавать биологию в школе без подготовки после трех лет работы министром образования. Развиваться надо всегда.
УПК снова в моде
Анна Смирнова:
- Можно ли взрослому человеку получить рабочую специальность или профессию? Переучиться в каком-нибудь учреждении СПО?
- Система профобразования в Хабаровском крае непрерывна. В прошлом году 88 тысяч взрослых прошли обучение в системе непрерывного образования. Из них 7% - в учреждениях системы СПО. У нас есть много краткосрочных программ, два многофункциональных центра - в Хабаровске колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания, в Комсомольске-на-Амуре колледж технологии и сервиса. При этом в каждом техникуме и колледже края есть такие программы, и там тоже можно получить профессию.
Сергей Петров:
- Осталась ли сейчас школьная система учебно-производственного комбината или УПК?
- Не осталась, но школы могут получить лицензию на профессиональное обучение. Два года выпускает специалистов для сельского хозяйства школа-интернат № 12, они создали свою агрошколу и мини-ферму. А Маргарита Дерунец, которая заняла второе место на мировом чемпионате Worldskills в Абу-Даби, - ученица хабаровской школы № 68. Так что подобная практика в Хабаровском крае появляется.
Подготовила
Марина ЛИТВИНОВА.
Фото предоставлено Хабаровским краевым институтом развития системы профессионального образования.
Всего на прямую линию поступило более 250 вопросов. Их задавали в студии, присылали по Интернету и в колл-центр.
Люди спрашивали о перспективах развития движения WorldSkills в Хабаровском крае, о повышении академической стипендии, служебном жилье и льготном санаторном лечении, учебе по субботам, работе психологов в колледжах, курсах по самопрезентации.
Такое количество вопросов показало, что система среднего профессионального образования в крае развивается, она интересна людям, а это значит, она имеет перспективу, будущее.
Колледжи и техникумы ждут абитуриентов, студенты - преподавателей, образовательные центры - людей, готовых расти и учиться в любом возрасте. Лаборатории и учебные полигоны строятся, чтобы готовить будущих специалистов и чемпионов WorldSkills, а работодатели готовы не только ждать, но и участвовать в процессе воспитания своих будущих сотрудников.
Все это создает единую систему, которая гармонично встраивается в экономику Хабаровского края с учетом новых вызовов и новых возможностей и дает импульс для развития всего Дальнего Востока.
Чемпионы WorldSkills без работы не останутся
Наталья Владимировна:
- Как трудоустраиваются выпускники колледжей и техникумов, которые добились успехов на WorldSkills?
- Их сразу расхватывают после чемпионатов работодатели. Есть такие истории успеха, когда наши студенты-победители занимали призовые места уже на отраслевых чемпионатах.
Например, Евгений Ряполов, студент Губернаторского авиастроительного колледжа в Комсомольске-на-Амуре, победил сначала в соревнованиях «Молодые профессионалы», потом на Открытых корпоративных чемпионатах Объединенной авиастроительной корпорации, и в прошлом году - на Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий WorldSkills Hi-Tech. И таких примеров много.
Инга Светлова:
- Имеют ли победители чемпионата льготы при поступлении в вузы?
- Если студент поступает по своей специальности, он не сдает ЕГЭ, а только внутренние испытания, которые предлагает вуз. Кроме того, при поступлении учитываются личные достижения - сдача норм ГТО, победы на олимпиадах, активная общественная работа. Мы планируем обратиться в Совет ректоров с предложением указать в списке достижений победы на чемпионате «Молодые профессионалы».
Ирина Иванова:
- Могут ли ребята с ограниченными возможностями здоровья участвовать в чемпионате «Молодые профессионалы»?
- У нас есть достаточно много направлений подготовки для таких студентов, только для каждой болезни - свои ограничения, которые указываются в перечне квалификационных требований. Это касается участия в WorldSkills. Но у нас в крае уже дважды проводили чемпионаты специально для участников с ОВЗ - «Абилимпикс». По требованиям время проведения на площадке участника немного меньше. И мы обязательно трудоустраиваем всех после чемпионата. Так произошло с выпускниками прошлого года.
Ольга, студентка колледжа:
- Введут ли в качестве государственной итоговой аттестации демонстрационный экзамен, на котором задания представлены по требованиям WorldSkills? И какова в целом перспектива развития движения «Молодые профессионалы» в крае?
- Все зависит от того, на какой специальности обучается студент. Демонстрационный экзамен проводится по тем компетенциям, которые есть в чемпионатном движении WorldSkills.
Сегодня экзамен и государственная итоговая аттестация (ГИА) - это две разных задачи, по результатам экзамена студент может получить скиллз-паспорт, который ему пригодится при поступлении на работу.
В прошлом году демонстрационный экзамен сдавали выпускники шести профессиональных образовательных организаций. В этом году их уже 22, так что со временем мы охватим все профессиональные образовательные учреждения.
Что касается перспектив развития движения «Молодые профессионалы», то они самые радужные. Россия в 2019 году в Казани принимает мировой чемпионат WorldSkills, Хабаровский край в 2020 году - Национальный чемпионат. Наша задача - увеличить количество компетенций, по которым выступают студенты. В целом, развитие движения - не самоцель, надо чтобы достижения чемпионов стали нормой для всех студентов, и они могли с ними справиться.
Юристов станет меньше?
Людмила Вахрамеева:
- У нас в крае активно развивают рабочие профессии. А как быть с гуманитарными направлениями, такими как право, экономика, менеджмент? Говорят, что количество мест сокращается не только в вузах, но и в колледжах. Как быть тем, кто хочет поступить на эти направления?
- Количество мест определяется контрольными цифрами приема. Их формируют на стыке потребностей работодателей, отраслевых министерств и ведомств и наших образовательных возможностей.
У нас есть Краевой координационный совет по кадровому обеспечению, на котором решаются вопрос по контрольным цифрам приема. Согласно нашим данным потребность в гуманитарных направлениях падает. На юриспруденцию в техникумы и колледжи мы уже не принимаем, контрольные цифры приема по экономике и менеджменту уменьшили на 40%. Такова реальная картина на сегодняшний день. Иначе выпускникам будет сложно найти работу после окончания учебы.
- Закрыта ли сегодня потребность края в рабочих кадрах?
- Потребность не закрыта. С учетом появляющихся резидентов на территориях опережающего развития специалистов рабочих профессий нужно в два раза больше. Поэтому трудоустраиваются все выпускники. В этом году в наши колледжи и техникумы поступили 860 студентов из других субъектов, в прошлом году их было 520, значит, интерес к системе СПО края растет.
Двоечнику дадим шанс исправиться
Алексей Милованов:
- Почему в техникумах и колледжах учатся двоечники и их не отчисляют?
- Случаи отчисления у нас есть. Но особенность профобразования в том, что большинство первокурсников - это бывшие девятиклассники, 15-16-летние. Это возраст ошибок, когда они имеют шанс на исправление. Люди еще растут, поэтому 100-процентного отчисления у нас нет.
Руслан:
- Будут ли повышать академическую стипендию? Вернут ли пятидневную неделю в техникумы?
- Академическая стипендия утверждается на краевом уровне и соотносится со стипендией в вузах, она в два раза меньше. Стипендия в вузах пока не увеличивается, поэтому и в учреждениях СПО не меняется. Но у отличников есть возможность получать стипендию правительства РФ - от двух до четырех тысяч рублей. Есть стипендия Муравьева-Амурского - полторы тысячи. Кроме того, победители и призеры краевого чемпионата «Молодые профессионалы» получат по 10 и 5 тысяч рублей соответственно, Национального чемпионата - 100 и 50 тысяч, международного - 150 и 100 тысяч рублей. Это разовая выплата.
Что касается пятидневки, то учебный план составляет 36 часов в неделю, с домашними заданиями - не больше 54 часов. Если переходить на пятидневную неделю, то получится ежедневно по 8 часов занятий. Для 15-16-летних студентов - это серьезная физическая и психологическая нагрузка. Поэтому пятидневки у нас не будет.
Анастасия Корнеева:
- В следующем году я заканчиваю Хабаровский педагогический колледж по специальности «дошкольное образование». Я хочу учиться по программе непрерывного образования в вузе. Наши выпускники уже учатся в таком формате в Амурском гуманитарно-педагогическом университете дистанционно. Это очень удобно, но учеба платная. Можно ли получить высшее образование на бюджетной основе?
- Та модель, о которой вы говорите, работает в рамках соглашения между педагогическим колледжем и Амурским университетом. Со студентами занимаются индивидуально, у каждого - свой план подготовки, за каждым закреплен преподаватель, с которым работают дистанционно, потому учеба платная.
Но вы можете поступить бесплатно на бюджет. ЕГЭ выпускникам колледжа, которые поступают по своей специальности, сдавать не надо. Также можно поступить на целевое обучение, вам надо заключить договор с образовательным учреждением края. Можем даже подсказать такие учреждения.
Наталья Третьякова:
- Не во всех учреждениях профобразования есть психологи. А ведь они очень нужны. Как будет решаться проблема нехватки психологов?
- Ставки психологов по одному есть в каждом учреждении. Все психологи сегодня - это работники краевого Хабаровского центра психолого-медико-социального сопровождения. Вначале я была против такой формы, но сейчас понимаю, что плюсов у этой модели больше. Поэтому мы ее рекомендуем уже и школам. Психологи одновременно повышают квалификацию, делают это намного чаще, чем раньше и более качественно, все обучены как кризисные психологи, которые помогают в сложных жизненных ситуациях. Они работают со Следственным комитетом, органами внутренних дел, министерствами соцзащиты, здравоохранения. В случае необходимости в учреждение выезжает кризисная группа.
Но если один психолог не справляется, в некоторых учреждениях вводят вторую ставку, доказывая ее необходимость. Тем более что у нас сейчас все учреждения профобразования принимают детей с особенностями здоровья, для этого нужен специальный психолог, который их сопровождает. В этом направлении тоже предусмотрено увеличение ставок.
Сергей Тимофеев:
- Как вы считаете, нужно ли ввести в техникумах и колледжах уроки самопрезентации, чтобы выпускники умели правильно устраиваться на работу?
- На сайте «Педсовет» опубликовали расписание, составленное из пожеланий предметов, которые предлагают ввести в школе. Там и этикет, и семейное воспитание, и самооборона. Получилось по шесть уроков шесть дней в неделю. На основную программу времени не осталось. Многое нужно в жизни, и образование не может охватить все.
Что касается самопрезентации, то ее проходят в школах на предмете технология. В учреждениях профобразования есть центры содействия трудоустройства, которые должны этому учить. Ну и потом, если человек заинтересован в своем трудоустройстве, он найдет возможность этому научиться. А если нет, то никакие занятия и курсы не помогут.
Система СПО - не вещь в себе
Федор Анатольевич, представитель департамента шеф-поваров края и Ассоциации рестораторов края:
- Мы занимаемся воспитанием и обучением студентов, которые приходят к нам на практику. Это затратно, поэтому мы хотели бы получить поддержку государства. Когда наставникам будут платить?
- Здесь обоюдоострый интерес. Большинство работодателей сами платят, чтобы к ним прислали студентов на практику. Система СПО - не вещь в себе, мы обеспечиваем кадрами работодателей. Они готовы делиться технологиями со студентами, чтобы их не надо было переучивать. Мы заключаем договоры с заводами, шахтами. Когда речь идет о более мелких работодателях, объединенных в союзы, им самим надо решать, как стимулировать наставников.
Наталья Колова:
- Должны ли предприятия платить стипендии практикантам?
- Законодательно это не закреплено, поэтому не должны. Но если работодателю нужны кадры, то он будет воспитывать своих сотрудников. У нас платят стипендии такие предприятия, как ОАО «Ургалуголь», Комсомольский-на-Амуре авиационный завод, некоторые сельскохозяйственные предприятия.
КнААЗ заинтересован в рабочих руках, и это выражается на деле. Нам передали здание для межрегионального центра компетенций Губернаторского авиастроительного колледжа. Там есть учебный полигон, где ребят готовят на современном оборудовании, в него вложено более 100 млн. рублей. Завод помог в ремонте общежития, выделил 40 млн. рублей. После окончания учебы выпускники не ищут работу, более того, завод берет их на несколько месяцев перед армией, и они уходят туда уже работниками завода, с трудовой книжкой.
Благодаря компании ОАО «Ургалуголь» студентам Чегдомынского горно-технологического техникума сшили форму, купили автобус, часть учебных лабораторий оборудована на обогатительной фабрике, создана искусственная выработка на базе техникума. Ребятам платят стипендию и берут на работу. Мы рады, что такие дальнозоркие работодатели есть у нас в крае.
Компенсация молодым и бумажная работа
- У нас дефицит молодых специалистов в системе профобразования. Что делается для привлечения кадров?
- Делается много, главным образом нас волнует преподавание спецдисциплин, и мастеров поэтому мы приглашаем с производства. Часто сами предприятия делегируют нам своих сотрудников, пример - завод КнААЗ, они преподают и готовят победителей WorldSkills. Для работы в техникумах и колледжах нужно иметь не только знания в профессии, но и педагогические задатки, а лучше - педагогическое образование. Все льготы учителей школ есть и у работников профессионального образования. У молодых специалистов - четыре оклада при начале работы, 35% - доплата в первые три года, для работающих в сельской местности - компенсация жилищно-хозяйственных услуг.
Светлана Геннадьевна:
- Педагоги жалуются на изобилие бумажной работы. Нельзя ли ее сократить?
- Да, к сожалению, так сложилось, что профессия педагога - бумажная. Система профобразования находится на очередной «волне» обновления образовательных стандартов. Разрабатывают новые учебно-методические материалы, программы, контрольно-измерительные материалы. Без этого внедрить стандарт невозможно, надо это пережить.
Но есть отчеты, связанные с эффективным контрактом преподавателя, на мой взгляд, избыточные, когда надо собрать большой пакет документов. Я дала поручение разобраться и уменьшить бумажную нагрузку.
Что касается управленческой отчетности, то в Хабаровском краевом институте развития системы профессионального образования внедрили онлайн-систему управления Адванта, и бумагооборот сведен к нулю. Мы будем стараться, чтобы вся управленческая деятельность системы образования перешла в «цифру».
Ольга Ким:
- Считаете ли вы целесообразным аттестацию педагогических работников, если уже есть диплом педагога?
- Да, считаю. Период полураспада профессиональных знаний все короче, раньше повышали квалификацию раз в пять лет, сейчас - раз в три года. Я не рискну преподавать биологию в школе без подготовки после трех лет работы министром образования. Развиваться надо всегда.
УПК снова в моде
Анна Смирнова:
- Можно ли взрослому человеку получить рабочую специальность или профессию? Переучиться в каком-нибудь учреждении СПО?
- Система профобразования в Хабаровском крае непрерывна. В прошлом году 88 тысяч взрослых прошли обучение в системе непрерывного образования. Из них 7% - в учреждениях системы СПО. У нас есть много краткосрочных программ, два многофункциональных центра - в Хабаровске колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания, в Комсомольске-на-Амуре колледж технологии и сервиса. При этом в каждом техникуме и колледже края есть такие программы, и там тоже можно получить профессию.
Сергей Петров:
- Осталась ли сейчас школьная система учебно-производственного комбината или УПК?
- Не осталась, но школы могут получить лицензию на профессиональное обучение. Два года выпускает специалистов для сельского хозяйства школа-интернат № 12, они создали свою агрошколу и мини-ферму. А Маргарита Дерунец, которая заняла второе место на мировом чемпионате Worldskills в Абу-Даби, - ученица хабаровской школы № 68. Так что подобная практика в Хабаровском крае появляется.
Подготовила
Марина ЛИТВИНОВА.
Фото предоставлено Хабаровским краевым институтом развития системы профессионального образования.