У наших чемпионов - дальневосточный характер
30.06.2016
356
Алла Кузнецова: «С нового учебного года вместо итоговой аттестации вводится демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills»
В конце мая сборная команда Хабаровского края приняла участие в финале Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) 2016. Он оказался своеобразной репетицией предстоящего 45-го мирового чемпионата WorldSkills, который пройдет в Казани в 2019 году.
Трудная, но почетная обязанность подготовить будущих чемпионов возложена на семь межрегиональных центров компетенции (МЦК), которые открыты в России. Один из таких центров находится в Комсомольске-на-Амуре, при Губернаторском авиастроительном колледже, и, как было сказано на деловой программе, мы фактически обязались получить несколько золотых медалей на следующем чемпионате мира.
О наших победах в движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills) - настоящих и будущих - рассказывает министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова.
- Финал проходил в подмосковном Красногорске, - говорит Алла Геннадьевна. - Он получился масштабным: более 2000 участников и экспертов, 64 субъекта, 17 стран мира. Были представлены 99 компетенций, это в 2 раза больше, чем на последнем международном чемпионате WorldSkills в Сан-Паулу.
В чемпионате приняли участие зампредседателя правительства по социальным вопросам Ольга Голодец, представители международного движения WorldSkills, организационный комитет возглавил губернатор Московской области Андрей Воробьев. На соревнования приезжал президент РФ Владимир Путин.
Как видите, интерес к движению у правительства высокий. Когда председатель правительства РФ Дмитрий Меведев побывал на площадках Национального чемпионата сквозных рабочих профессий WorldSkills Hi-Tech в Екатеринбурге, он оценил подготовку школьников в компетенциях JuniorSkills, которые обошли мастеров со стажем. Движение WorldSkills и его российское течение для школьников JuniorSkills получило господдержку и рассматривается как ресурс развития экономики.
Во-первых, это мощный стимул для развития ранней профориентации. Благодаря соревнованиям школьники знакомятся с рабочими профессиями и сами могут участвовать в чемпионатах для юниоров.
Во-вторых, благодаря международным стандартам профессии приобретают современный облик, становятся комплексными, наполняются серьезным интеллектуальным содержанием. Например, наши операторы на станках с ЧПУ (числовым программным управлением) сегодня выполняют функции трех специалистов: оператора, программиста и инструментальщика. Поэтому сегодня разрабатываются новые стандарты профессий и профессионального образования, которые включают в себя, к примеру, увеличенный объем технического английского и расширение практики на реальном производстве.
В таких специалистах заинтересованы работодатели. Поэтому на финале были все представители крупнейших корпораций, и не только российских, но и зарубежных. Сегодня все больше компаний сотрудничают с WorldSkills, становятся спонсорами тех или иных компетенций, поставляют оборудование, материалы, обучают своих экспертов, помогают в подготовке участников.
Приведу в пример компанию «Технониколь», которая обучает наших ребят из технического колледжа кровельным работам. Она является застройщиком площадок, а руководитель их учебного центра - наш эксперт.
- Как на чемпионате выступила наша сборная?
- У нас - пять призовых мест: одно «золото», одно «серебро» и три бронзовых медали.
Горжусь нашими юниорами Данилом Анчугиным и Федором Мирошниковым, которые заняли первое место в компетенции «Электромонтажные работы» (JuniorSkills). Надо отдать должное и самим участникам, и их тренерам, и школе, которая ведет серьезную профориентационную работу. Ребятам было непросто - они боролись за «золото» с очень сильными конкурентами - швейцарской командой, которую тренировал чемпион мира, электромонтажник.
Второе место досталось Алексею Усманову в компетенции «Инженерный дизайн», очень сильному участнику, жаль, что он немного не добрал баллов до первого места.
Три третьих места - у маляров, промышленных и ландшафтных дизайнеров.
Медальоны за мастерство (Medallions of Excellence) завоевали участники в компетенциях «Медицинский и социальный уход», «Технология моды», «Эксплуатация сельскохозяйственных машин». Эти нагрудные знаки, согласно правилам чемпионата, говорят о том, что участники выполнили международный норматив.
Также третий результат показал наш участник в презентационной компетенции «Производственная сборка изделий авиационной техники».
Хабаровский край поднялся до 14 места, в прошлом году мы были на 20-м. В целом, по результатам участия в движении WorldSkills, у нас почти в два раза увеличилось количество баллов в общем рейтинге (с 6,5 в 2014 году до 12 в 2016).
- Как вы считаете, в чем мы сильны и в чем еще надо подтягиваться?
- Третий год мы занимаем призовые места в компетенции «Инженерный дизайн». Как правило, показываем хорошие результаты по компетенциям авиастроительной отрасли: производственная сборка изделий авиационной техники, токарные и фрезерные работы на станках с ЧПУ. Третьи места и медальоны за мастерство мы получили за компетенции, которые на полуфинале в Хабаровске были презентационными, в Подмосковье мы повезли участников этих компетенций впервые, и те сразу показали высокое мастерство.
Конечно, никогда не стоит останавливаться на достигнутом, успокаиваться. Впереди - чемпионат мира, который пройдет в Казани в 2019 году. Подготовке к этому событию была посвящена практически вся деловая программа финала. Главную роль отводят межрегиональным центрам компетенций (МЦК), которые называют точками роста, технологического прорыва. Они имеют тренировочный полигон для будущих чемпионов и учебный центр для внедрения стандартов новых систем профобразования.
В России создано семь таких центров, и один из них - на базе Губернаторского авиастроительного колледжа в Комсомольске-на-Амуре. Конечно, мы понимаем, что, создавая такой мощный учебно-тренировочный центр с современнейшим оборудованием и высококлассными педагогами-экспертами, мы фактически взяли на себя обязательство подготовить золотых медалистов будущего мирового чемпионата.
Так что одним из важнейших критериев оценки деятельности МЦК для нас будет медальный зачет на национальных и международных чемпионатах. И это правильно: у нас хорошие амбиции и дальневосточный характер, мы должны стремиться к большему.
Кроме МЦК в Хабаровском крае работают 17 специализированных центров компетенций (СЦК). Они получили все оборудование, которое было приобретено для полуфинала чемпионата в Хабаровске. Это позволит усилить тренировочную базу СЦК.
Также разработаны программы тренировок вплоть до 2019 года. Сейчас формируются команды, и с нового учебного года начинаются тренировки.
- Какие конкретные наработки, увиденные на чемпионате, уже начали реализовываться у нас в крае?
- В соревнованиях Национального чемпионата принимали участие 17 стран мира. Мы увидели, как работают иностранные конкурсанты, которые следуют международным стандартам. Также и в Хабаровск на полуфинал приглашали участников из Японии, Китая, Южной Кореи. Уровень у некоторых очень высокий. Мы смотрели, записывали на видео, так что «разбор полетов» будет продолжаться.
Планируем и в будущем привозить студентов из стран АТР для участия в региональных чемпионатах, проводить тренировки наших конкурсантов на базе образовательных учреждений этих стран.
Дополнительным стимулом для наших победителей станет летняя стажировка в Южной Кореи, организованная правительством Хабаровского края.
- Как это отразится на учебе студентов с нового учебного года?
- На основе анализа результатов участия российской команды в международных чемпионатах разрабатываются новые стандарты профессионального образования по профессиям, входящим в ТОП-50, наиболее востребованным и перспективным. Наши учреждения профессионального образования должны будут быстро внедрить эти стандарты в свой образовательный процесс. Эти стандарты соотнесены с международными требованиями, в них увеличено время на практическую работу в условиях реального производства, на изучение технического английского. С нового учебного года вместо итоговой аттестации вводится демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills. Планируется повышение квалификации мастеров производственнного обучения и сертификация экспертов.
- Как при обучении студентов учитывается будущее развитие технологий? Мир не стоит на месте, и через 5-7 лет нужны будут новые специальности, новые компетенции. Как это закладывается сейчас в программу обучения будущих специалистов?
- На чемпионате проведены соревнования по перспективным компетенциям, которые соответствуют запросам «завтрашней» экономики. Даже школьники показывали свои профессиональные навыки по малораспространенным, но перспективным компетенциям, которые пока не стандартизированы. Ожидается, что в ближайшее время на эти профессии будет высокий спрос, и потребуется массовая подготовка кадров: управление беспилотными летательными аппаратами, технолог редактирования генома, интернет-программист.
Кроме того, в движении есть некий портрет компетенций, который включает не только профессиональные навыки (hard), но и, так называемые, «мягкие» (soft). Этоорганизованность, аккуратность, взаимодействие, коммуникабельность, умение действовать в стрессовой ситуации, быстро принимать решения. Развивать их сложнее, чем профессиональные навыки, это личностные характеристики. Они очень важны и учитываются в соревнованиях. К примеру, наш участник на международных соревнованиях сварщиков 2 года назад не стал победителем именно потому, что у него были низкие баллы за организацию рабочего места. Хотя свою основную работу он сделал лучше всех.
Поэтому мы будем усиливать тренировки «soft»-компетенций и отбирать ребят с учетом этих навыков.
- В этом году на полуфинале WS мы впервые провели JuniorSkills. Будут ли еще вводиться какие-то новые компетенции или виды соревнований? К примеру, в России уже проводятся FutureSkills, соревнования по перспективным компетенциям, которые пока не стандартизированы.
- В ноябре состоится IV региональный чемпионат, где появятся девять новых компетенций, среди них - промышленная автоматика, производственная сборка изделий авиационной техники. Ведется работа по включению еще одной компетенции FutureSkills «Технология композитов», которая перспективна в плане востребованности на ТОСЭР в Комсомольске-на-Амуре.
Еще одно направление соревнований по профессиональному мастерству, которое мы будем развивать, - это Абилимпикс (Abilimpics), соревнования для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, в России все больше предприятий включается в движение WorldSkills. В этом году проводится 18 отраслевых чемпионатов, в некоторых студенты наших учреждений тоже примут участие.
Подготовила
Марина ЛИТВИНОВА.
Трудная, но почетная обязанность подготовить будущих чемпионов возложена на семь межрегиональных центров компетенции (МЦК), которые открыты в России. Один из таких центров находится в Комсомольске-на-Амуре, при Губернаторском авиастроительном колледже, и, как было сказано на деловой программе, мы фактически обязались получить несколько золотых медалей на следующем чемпионате мира.
О наших победах в движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills) - настоящих и будущих - рассказывает министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова.
- Финал проходил в подмосковном Красногорске, - говорит Алла Геннадьевна. - Он получился масштабным: более 2000 участников и экспертов, 64 субъекта, 17 стран мира. Были представлены 99 компетенций, это в 2 раза больше, чем на последнем международном чемпионате WorldSkills в Сан-Паулу.
В чемпионате приняли участие зампредседателя правительства по социальным вопросам Ольга Голодец, представители международного движения WorldSkills, организационный комитет возглавил губернатор Московской области Андрей Воробьев. На соревнования приезжал президент РФ Владимир Путин.
Как видите, интерес к движению у правительства высокий. Когда председатель правительства РФ Дмитрий Меведев побывал на площадках Национального чемпионата сквозных рабочих профессий WorldSkills Hi-Tech в Екатеринбурге, он оценил подготовку школьников в компетенциях JuniorSkills, которые обошли мастеров со стажем. Движение WorldSkills и его российское течение для школьников JuniorSkills получило господдержку и рассматривается как ресурс развития экономики.
Во-первых, это мощный стимул для развития ранней профориентации. Благодаря соревнованиям школьники знакомятся с рабочими профессиями и сами могут участвовать в чемпионатах для юниоров.
Во-вторых, благодаря международным стандартам профессии приобретают современный облик, становятся комплексными, наполняются серьезным интеллектуальным содержанием. Например, наши операторы на станках с ЧПУ (числовым программным управлением) сегодня выполняют функции трех специалистов: оператора, программиста и инструментальщика. Поэтому сегодня разрабатываются новые стандарты профессий и профессионального образования, которые включают в себя, к примеру, увеличенный объем технического английского и расширение практики на реальном производстве.
В таких специалистах заинтересованы работодатели. Поэтому на финале были все представители крупнейших корпораций, и не только российских, но и зарубежных. Сегодня все больше компаний сотрудничают с WorldSkills, становятся спонсорами тех или иных компетенций, поставляют оборудование, материалы, обучают своих экспертов, помогают в подготовке участников.
Приведу в пример компанию «Технониколь», которая обучает наших ребят из технического колледжа кровельным работам. Она является застройщиком площадок, а руководитель их учебного центра - наш эксперт.
- Как на чемпионате выступила наша сборная?
- У нас - пять призовых мест: одно «золото», одно «серебро» и три бронзовых медали.
Горжусь нашими юниорами Данилом Анчугиным и Федором Мирошниковым, которые заняли первое место в компетенции «Электромонтажные работы» (JuniorSkills). Надо отдать должное и самим участникам, и их тренерам, и школе, которая ведет серьезную профориентационную работу. Ребятам было непросто - они боролись за «золото» с очень сильными конкурентами - швейцарской командой, которую тренировал чемпион мира, электромонтажник.
Второе место досталось Алексею Усманову в компетенции «Инженерный дизайн», очень сильному участнику, жаль, что он немного не добрал баллов до первого места.
Три третьих места - у маляров, промышленных и ландшафтных дизайнеров.
Медальоны за мастерство (Medallions of Excellence) завоевали участники в компетенциях «Медицинский и социальный уход», «Технология моды», «Эксплуатация сельскохозяйственных машин». Эти нагрудные знаки, согласно правилам чемпионата, говорят о том, что участники выполнили международный норматив.
Также третий результат показал наш участник в презентационной компетенции «Производственная сборка изделий авиационной техники».
Хабаровский край поднялся до 14 места, в прошлом году мы были на 20-м. В целом, по результатам участия в движении WorldSkills, у нас почти в два раза увеличилось количество баллов в общем рейтинге (с 6,5 в 2014 году до 12 в 2016).
- Как вы считаете, в чем мы сильны и в чем еще надо подтягиваться?
- Третий год мы занимаем призовые места в компетенции «Инженерный дизайн». Как правило, показываем хорошие результаты по компетенциям авиастроительной отрасли: производственная сборка изделий авиационной техники, токарные и фрезерные работы на станках с ЧПУ. Третьи места и медальоны за мастерство мы получили за компетенции, которые на полуфинале в Хабаровске были презентационными, в Подмосковье мы повезли участников этих компетенций впервые, и те сразу показали высокое мастерство.
Конечно, никогда не стоит останавливаться на достигнутом, успокаиваться. Впереди - чемпионат мира, который пройдет в Казани в 2019 году. Подготовке к этому событию была посвящена практически вся деловая программа финала. Главную роль отводят межрегиональным центрам компетенций (МЦК), которые называют точками роста, технологического прорыва. Они имеют тренировочный полигон для будущих чемпионов и учебный центр для внедрения стандартов новых систем профобразования.
В России создано семь таких центров, и один из них - на базе Губернаторского авиастроительного колледжа в Комсомольске-на-Амуре. Конечно, мы понимаем, что, создавая такой мощный учебно-тренировочный центр с современнейшим оборудованием и высококлассными педагогами-экспертами, мы фактически взяли на себя обязательство подготовить золотых медалистов будущего мирового чемпионата.
Так что одним из важнейших критериев оценки деятельности МЦК для нас будет медальный зачет на национальных и международных чемпионатах. И это правильно: у нас хорошие амбиции и дальневосточный характер, мы должны стремиться к большему.
Кроме МЦК в Хабаровском крае работают 17 специализированных центров компетенций (СЦК). Они получили все оборудование, которое было приобретено для полуфинала чемпионата в Хабаровске. Это позволит усилить тренировочную базу СЦК.
Также разработаны программы тренировок вплоть до 2019 года. Сейчас формируются команды, и с нового учебного года начинаются тренировки.
- Какие конкретные наработки, увиденные на чемпионате, уже начали реализовываться у нас в крае?
- В соревнованиях Национального чемпионата принимали участие 17 стран мира. Мы увидели, как работают иностранные конкурсанты, которые следуют международным стандартам. Также и в Хабаровск на полуфинал приглашали участников из Японии, Китая, Южной Кореи. Уровень у некоторых очень высокий. Мы смотрели, записывали на видео, так что «разбор полетов» будет продолжаться.
Планируем и в будущем привозить студентов из стран АТР для участия в региональных чемпионатах, проводить тренировки наших конкурсантов на базе образовательных учреждений этих стран.
Дополнительным стимулом для наших победителей станет летняя стажировка в Южной Кореи, организованная правительством Хабаровского края.
- Как это отразится на учебе студентов с нового учебного года?
- На основе анализа результатов участия российской команды в международных чемпионатах разрабатываются новые стандарты профессионального образования по профессиям, входящим в ТОП-50, наиболее востребованным и перспективным. Наши учреждения профессионального образования должны будут быстро внедрить эти стандарты в свой образовательный процесс. Эти стандарты соотнесены с международными требованиями, в них увеличено время на практическую работу в условиях реального производства, на изучение технического английского. С нового учебного года вместо итоговой аттестации вводится демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills. Планируется повышение квалификации мастеров производственнного обучения и сертификация экспертов.
- Как при обучении студентов учитывается будущее развитие технологий? Мир не стоит на месте, и через 5-7 лет нужны будут новые специальности, новые компетенции. Как это закладывается сейчас в программу обучения будущих специалистов?
- На чемпионате проведены соревнования по перспективным компетенциям, которые соответствуют запросам «завтрашней» экономики. Даже школьники показывали свои профессиональные навыки по малораспространенным, но перспективным компетенциям, которые пока не стандартизированы. Ожидается, что в ближайшее время на эти профессии будет высокий спрос, и потребуется массовая подготовка кадров: управление беспилотными летательными аппаратами, технолог редактирования генома, интернет-программист.
Кроме того, в движении есть некий портрет компетенций, который включает не только профессиональные навыки (hard), но и, так называемые, «мягкие» (soft). Этоорганизованность, аккуратность, взаимодействие, коммуникабельность, умение действовать в стрессовой ситуации, быстро принимать решения. Развивать их сложнее, чем профессиональные навыки, это личностные характеристики. Они очень важны и учитываются в соревнованиях. К примеру, наш участник на международных соревнованиях сварщиков 2 года назад не стал победителем именно потому, что у него были низкие баллы за организацию рабочего места. Хотя свою основную работу он сделал лучше всех.
Поэтому мы будем усиливать тренировки «soft»-компетенций и отбирать ребят с учетом этих навыков.
- В этом году на полуфинале WS мы впервые провели JuniorSkills. Будут ли еще вводиться какие-то новые компетенции или виды соревнований? К примеру, в России уже проводятся FutureSkills, соревнования по перспективным компетенциям, которые пока не стандартизированы.
- В ноябре состоится IV региональный чемпионат, где появятся девять новых компетенций, среди них - промышленная автоматика, производственная сборка изделий авиационной техники. Ведется работа по включению еще одной компетенции FutureSkills «Технология композитов», которая перспективна в плане востребованности на ТОСЭР в Комсомольске-на-Амуре.
Еще одно направление соревнований по профессиональному мастерству, которое мы будем развивать, - это Абилимпикс (Abilimpics), соревнования для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, в России все больше предприятий включается в движение WorldSkills. В этом году проводится 18 отраслевых чемпионатов, в некоторых студенты наших учреждений тоже примут участие.
Подготовила
Марина ЛИТВИНОВА.