Хабаровск - закрытое небо?
15.11.2013
285
Александр Осауленко: «Хабаровский аэропорт должен стать экспериментальным»
Как мы уже сообщали, в связи с реорганизацией авиакомпаний значительная часть международных рейсов покинула зимнее расписание аэропорта «Хабаровск Новый». В первую очередь от этого страдают жители Хабаровского края, которые надеялись провести новогодние праздники и детские зимние каникулы в Китае, Корее, Японии. Вице-президент Российского союза туриндустрии по Дальнему Востоку Александр Осауленко поделился своим взглядом на ситуацию.
- Парадокс: десятилетиями на Дальнем Востоке был единственный открытый авиапорт - Хабаровск. Сейчас ему грозит участь самого «закрытого» аэропорта региона, - говорит Александр Павлович. - К нам в РСТ обращаются и разочарованные туристы, и обеспокоенные туроператоры. Всех это волнует, поскольку сложившаяся ситуация может привести к срыву зимнего туристского сезона. Причём не только выездного, но и въездного. К нам тоже люди едут, и поток этот растёт.
Мы пытаемся воздействовать на ситуацию. Мы обращались в другие авиакомпании, в том числе имеющие представительства в Хабаровском крае, на предмет того, чтобы открыть на оголённых направлениях дополнительные рейсы на чартерной основе - туристское сообщество готово их поддержать. Но, к сожалению, получили везде отказы.
Официально говорится, что это сложно быстро сделать чисто технически: зимнее лётное расписание уже свёрстано, самолёты задействованы, нужны временные слоты - это тоже время.
В первую очередь мы обратились именно в компанию S7, которая на сегодня осталась единственным перевозчиком из Хабаровска в Восточную Азию. Но компания S7 ответила, что не имеет возможности увеличить частоту рейсов. Нам сказали, что, к сожалению, авиакомпания лишних самолётов не имеет.
С точки зрения бизнеса, S7 ведёт себя рационально. Они фактически являются монополистом по ряду международных направлений, и для того, чтобы выдерживать определённые цены и спрос на эти цены, сегодняшних рейсов им вполне достаточно.
Но есть ощущение, что дело не только в технических сложностях и даже не в бизнесе. Та же компания S7 сегодня выполняет в разы больше рейсов на Китай из аэропорта Владивостока. Летает в Китай из Кневичей и «Аэрофлот». Рейсов много, есть конкуренция, соответственно, и цены ниже, чем хабаровские.
На Сеул из Владивостока сегодня выполняется 8 рейсов в неделю. Летают две корейские компании - «Корейские авиалинии» и «Асеана», и тот же «Аэрофлот». Восемь рейсов против трёх хабаровских, которые выполняет компания «Асеана».
Самое печальное в этой ситуации то, что Хабаровский аэропорт утрачивает свои позиции на международном направлении. До сих пор он был хорошим консолидатором восточных и восточно-сибирских потоков. В нынешней ситуации пальма первенства, очевидно, перейдёт к аэропорту Владивостока. Все потоки из Амурской области, Камчатки, Магадана, Якутии, ЕАО уйдут туда.
Почему международные авиапотоки смещаются в сторону Владивостока? На мой взгляд, одна из причин - неравное положение международного аэропорта «Хабаровск Новый» и владивостокского аэропорта «Кневичи».
Дело в том, что аэропорт «Кневичи» в числе восьми российских аэропортов примерно год назад стал участником экспериментальной общероссийской программы «Открытое небо», которая позволяет аэропортам-экспериментаторам работать в совершенно свободном режиме, на условиях чистого рынка, или рынка «в голом виде». Это означает, что в аэропорты могут «заходить» любые авиакомпании, как российские, так и иностранные, и летать из него в любом направлении. Для этого авиакомпания просто заявляет своё желание использовать входящий в эксперимент аэропорт для перевозок, и его руководство обязано согласовать компании слоты (то есть время вылета и посадки рейса). Что с успехом и делает аэропорт «Кневичи».
Хабаровский аэропорт в программу «Открытое небо» не входит и работает в обычном правовом пространстве.
В России до сих пор действует правило назначенного перевозчика, то есть каждый аэропорт на каждом направлении имеет своего назначенного перевозчика. Если это внутреннее направление, то это могут быть два перевозчика. Если международное направление, то добавляется принцип паритетности. То есть назначается официальный перевозчик со стороны одного и другого государства. Как, например, у нас на сеульском направлении.
В результате программы «Открытое небо» во Владивостоке летом 2013 года совершенно без проблем «приземлилась» наша любимая компания «Асеана», которая до начала эксперимента никогда не летала из Владивостока.
У нас ведь есть опыт вхождения в общероссийские эксперименты. А сами по себе эксперименты - выстраданные, подсказанные самой жизнью и «стрелять» будут положительным результатом.
Есть у нас и дополнительный резон вхождения в «Открытое небо». Хабаровский край к лету нынешнего года должен получить преференции по приёму иностранных туристов.
Речь о том, чтобы граждане из развитых государств могли пребывать на нашей земле до 72 часов без визы. Это должно существенно повысить транзитные и туристические возможности края.
Мы долго пробивали этот вопрос , и в преамбуле закона, который принят Государственной думой в первом чтении, прямо сказано, что инициаторами данного закона были город Санкт-Петербург и Хабаровский край.
И мы вошли в состав 11 городов и 11 аэропортов, которые будут с 1 июня 2014 года принимать иностранных туристов таким образом. Если, конечно, закон будет принят. Более того, в проекте закона есть положение, что правом безвизового пребывания будут пользоваться иностранные пассажиры, прилетающие только на самолетах российских авиакомпаний.
В связи с трансформацией дальневосточных авиакомпаний на данный момент мы не можем воспользоваться выстраданной преференцией. Надеюсь, сможем воспользоваться ей к лету, когда «Аврора» обещает возобновить международные перевозки в полном объёме.
Подготовила Раиса ПАЛЕЙ.
Фото Вячеслава РЕУТОВА.
- Парадокс: десятилетиями на Дальнем Востоке был единственный открытый авиапорт - Хабаровск. Сейчас ему грозит участь самого «закрытого» аэропорта региона, - говорит Александр Павлович. - К нам в РСТ обращаются и разочарованные туристы, и обеспокоенные туроператоры. Всех это волнует, поскольку сложившаяся ситуация может привести к срыву зимнего туристского сезона. Причём не только выездного, но и въездного. К нам тоже люди едут, и поток этот растёт.
Мы пытаемся воздействовать на ситуацию. Мы обращались в другие авиакомпании, в том числе имеющие представительства в Хабаровском крае, на предмет того, чтобы открыть на оголённых направлениях дополнительные рейсы на чартерной основе - туристское сообщество готово их поддержать. Но, к сожалению, получили везде отказы.
Официально говорится, что это сложно быстро сделать чисто технически: зимнее лётное расписание уже свёрстано, самолёты задействованы, нужны временные слоты - это тоже время.
В первую очередь мы обратились именно в компанию S7, которая на сегодня осталась единственным перевозчиком из Хабаровска в Восточную Азию. Но компания S7 ответила, что не имеет возможности увеличить частоту рейсов. Нам сказали, что, к сожалению, авиакомпания лишних самолётов не имеет.
С точки зрения бизнеса, S7 ведёт себя рационально. Они фактически являются монополистом по ряду международных направлений, и для того, чтобы выдерживать определённые цены и спрос на эти цены, сегодняшних рейсов им вполне достаточно.
Но есть ощущение, что дело не только в технических сложностях и даже не в бизнесе. Та же компания S7 сегодня выполняет в разы больше рейсов на Китай из аэропорта Владивостока. Летает в Китай из Кневичей и «Аэрофлот». Рейсов много, есть конкуренция, соответственно, и цены ниже, чем хабаровские.
На Сеул из Владивостока сегодня выполняется 8 рейсов в неделю. Летают две корейские компании - «Корейские авиалинии» и «Асеана», и тот же «Аэрофлот». Восемь рейсов против трёх хабаровских, которые выполняет компания «Асеана».
Самое печальное в этой ситуации то, что Хабаровский аэропорт утрачивает свои позиции на международном направлении. До сих пор он был хорошим консолидатором восточных и восточно-сибирских потоков. В нынешней ситуации пальма первенства, очевидно, перейдёт к аэропорту Владивостока. Все потоки из Амурской области, Камчатки, Магадана, Якутии, ЕАО уйдут туда.
Почему международные авиапотоки смещаются в сторону Владивостока? На мой взгляд, одна из причин - неравное положение международного аэропорта «Хабаровск Новый» и владивостокского аэропорта «Кневичи».
Дело в том, что аэропорт «Кневичи» в числе восьми российских аэропортов примерно год назад стал участником экспериментальной общероссийской программы «Открытое небо», которая позволяет аэропортам-экспериментаторам работать в совершенно свободном режиме, на условиях чистого рынка, или рынка «в голом виде». Это означает, что в аэропорты могут «заходить» любые авиакомпании, как российские, так и иностранные, и летать из него в любом направлении. Для этого авиакомпания просто заявляет своё желание использовать входящий в эксперимент аэропорт для перевозок, и его руководство обязано согласовать компании слоты (то есть время вылета и посадки рейса). Что с успехом и делает аэропорт «Кневичи».
Хабаровский аэропорт в программу «Открытое небо» не входит и работает в обычном правовом пространстве.
В России до сих пор действует правило назначенного перевозчика, то есть каждый аэропорт на каждом направлении имеет своего назначенного перевозчика. Если это внутреннее направление, то это могут быть два перевозчика. Если международное направление, то добавляется принцип паритетности. То есть назначается официальный перевозчик со стороны одного и другого государства. Как, например, у нас на сеульском направлении.
В результате программы «Открытое небо» во Владивостоке летом 2013 года совершенно без проблем «приземлилась» наша любимая компания «Асеана», которая до начала эксперимента никогда не летала из Владивостока.
У нас ведь есть опыт вхождения в общероссийские эксперименты. А сами по себе эксперименты - выстраданные, подсказанные самой жизнью и «стрелять» будут положительным результатом.
Есть у нас и дополнительный резон вхождения в «Открытое небо». Хабаровский край к лету нынешнего года должен получить преференции по приёму иностранных туристов.
Речь о том, чтобы граждане из развитых государств могли пребывать на нашей земле до 72 часов без визы. Это должно существенно повысить транзитные и туристические возможности края.
Мы долго пробивали этот вопрос , и в преамбуле закона, который принят Государственной думой в первом чтении, прямо сказано, что инициаторами данного закона были город Санкт-Петербург и Хабаровский край.
И мы вошли в состав 11 городов и 11 аэропортов, которые будут с 1 июня 2014 года принимать иностранных туристов таким образом. Если, конечно, закон будет принят. Более того, в проекте закона есть положение, что правом безвизового пребывания будут пользоваться иностранные пассажиры, прилетающие только на самолетах российских авиакомпаний.
В связи с трансформацией дальневосточных авиакомпаний на данный момент мы не можем воспользоваться выстраданной преференцией. Надеюсь, сможем воспользоваться ей к лету, когда «Аврора» обещает возобновить международные перевозки в полном объёме.
Подготовила Раиса ПАЛЕЙ.
Фото Вячеслава РЕУТОВА.