Металлолом и свобода выбора
07.06.2015
251
Для школьников наступило самое лучшее время - каникулы. На этой неделе открыли свои двери четыре загородных лагеря, и среди них - краевой центр внешкольной работы «Созвездие», куда приехали 300 детей со всего Хабаровского края. Открылись не только загородные лагеря, но и палаточные, труда и отдыха, оздоровительные. А в школах началась практика: дети убирают территорию, дворы, приводят в порядок свою школу, работают вожатыми, сажают деревья. Все, как в старое, доброе время.
Недавно мне довелось прочитать опрос, который провели в одной из школ Хабаровска на тему «Нужна ли летняя практика?». Ответы были приблизительно такими: «Трудиться нужно. Нужно приводить в порядок школу и убирать территорию. Но мы хотим сами решать, что будем делать летом - работать или отдыхать. Мы хотим иметь свободу выбора».
Мы в их возрасте и не мечтали ни о какой свободе выбора. Собирали металлолом, таскали грязные ржавые железки, которые кто-то уже выбросил на помойку, ходили по домам, выпрашивая макулатуру, сидели после уроков на комсомольских собраниях, отправлялись на каникулах в колхозы собирать картошку по полям… Все это было в обязательном порядке. «Много знать и уметь мы должны, и все отдать для любимой страны. У нас в ушах, как музыка славных годов, всегда звучит наш призыв «Будь готов!» - старательно выводил на концертах наш школьный хор.
А вопросов о свободе выбора не задавали даже в качестве эксперимента.
Сейчас очень часто раздаются вздохи сожаления по тем суровым годам. По линейкам, равнениям на знамя, строгим и торжественным приемам в пионеры и комсомольцы. По осмысленному началу, которое объединяет детей в команды и дает возможность руководить ими без лишних рефлексий.
Сейчас в лагерях нет пионерских костров, дружин имени какого-то героя революции, нет идеологических речевок, взятых на себя обязательств. Программы включают в себя развивающие игры, творческие мастер-классы, изучение самых разных премудростей - от фотографии до умения красиво говорить.
И мне совсем не жаль, что исчезает та детская цивилизация, которая шагала строем, и на ее место пришла совсем другая - цивилизация индивидуалистов, разработчиков своих аккаунтов, компьютерных асов. Говорят, что они не читают книг, не умеют общаться и все поголовно собираются уехать на Запад.
Это не совсем так. Наши дети не глупее, а в чем-то даже умнее нас. Достаточно только увидеть, как легко они «вгрызаются» в каждую техническую новинку, как играючи осваивают фотоаппараты, сотовые телефоны, ай-пады и ноутбуки. Их пальцы багают по клавишам быстрее наших в десятки раз, и любые знания они мгновенно добывают из Интернета. Недаром весь образовательный процесс сейчас перестраивается по принципу: «Учитель - не источник знаний, а помощник в их добывании».
Но при этом наши дети - совсем не роботы: они задают вопросы, рассуждают, философствуют, спорят, читают Стругацких и Чехова, Паланика и Мариам Петросян.
«Я горжусь своей страной, но иногда мне за нее бывает стыдно. Я знаю, что Родину, как и родителей, не выбирают, поэтому очень надеюсь, что буду еще не раз ею гордиться», - написала в сочинении на тему «Что такое Родина» ученица хабаровской школы Аня.
И это - уже позиция будущего гражданина, а не безмолвного винтика в общей системе. Раз наши дети так рассуждают, значит, не все они торопятся на Запад за лучшей жизнью, им есть чем заняться здесь. Только они это будут делать не потому, что их заставили, а потому, что они сами так решили. Наверное, именно так и должна создаваться страна, в которой хочется жить.
Марина ЛИТВИНОВА.
Недавно мне довелось прочитать опрос, который провели в одной из школ Хабаровска на тему «Нужна ли летняя практика?». Ответы были приблизительно такими: «Трудиться нужно. Нужно приводить в порядок школу и убирать территорию. Но мы хотим сами решать, что будем делать летом - работать или отдыхать. Мы хотим иметь свободу выбора».
Мы в их возрасте и не мечтали ни о какой свободе выбора. Собирали металлолом, таскали грязные ржавые железки, которые кто-то уже выбросил на помойку, ходили по домам, выпрашивая макулатуру, сидели после уроков на комсомольских собраниях, отправлялись на каникулах в колхозы собирать картошку по полям… Все это было в обязательном порядке. «Много знать и уметь мы должны, и все отдать для любимой страны. У нас в ушах, как музыка славных годов, всегда звучит наш призыв «Будь готов!» - старательно выводил на концертах наш школьный хор.
А вопросов о свободе выбора не задавали даже в качестве эксперимента.
Сейчас очень часто раздаются вздохи сожаления по тем суровым годам. По линейкам, равнениям на знамя, строгим и торжественным приемам в пионеры и комсомольцы. По осмысленному началу, которое объединяет детей в команды и дает возможность руководить ими без лишних рефлексий.
Сейчас в лагерях нет пионерских костров, дружин имени какого-то героя революции, нет идеологических речевок, взятых на себя обязательств. Программы включают в себя развивающие игры, творческие мастер-классы, изучение самых разных премудростей - от фотографии до умения красиво говорить.
И мне совсем не жаль, что исчезает та детская цивилизация, которая шагала строем, и на ее место пришла совсем другая - цивилизация индивидуалистов, разработчиков своих аккаунтов, компьютерных асов. Говорят, что они не читают книг, не умеют общаться и все поголовно собираются уехать на Запад.
Это не совсем так. Наши дети не глупее, а в чем-то даже умнее нас. Достаточно только увидеть, как легко они «вгрызаются» в каждую техническую новинку, как играючи осваивают фотоаппараты, сотовые телефоны, ай-пады и ноутбуки. Их пальцы багают по клавишам быстрее наших в десятки раз, и любые знания они мгновенно добывают из Интернета. Недаром весь образовательный процесс сейчас перестраивается по принципу: «Учитель - не источник знаний, а помощник в их добывании».
Но при этом наши дети - совсем не роботы: они задают вопросы, рассуждают, философствуют, спорят, читают Стругацких и Чехова, Паланика и Мариам Петросян.
«Я горжусь своей страной, но иногда мне за нее бывает стыдно. Я знаю, что Родину, как и родителей, не выбирают, поэтому очень надеюсь, что буду еще не раз ею гордиться», - написала в сочинении на тему «Что такое Родина» ученица хабаровской школы Аня.
И это - уже позиция будущего гражданина, а не безмолвного винтика в общей системе. Раз наши дети так рассуждают, значит, не все они торопятся на Запад за лучшей жизнью, им есть чем заняться здесь. Только они это будут делать не потому, что их заставили, а потому, что они сами так решили. Наверное, именно так и должна создаваться страна, в которой хочется жить.
Марина ЛИТВИНОВА.