О качестве вслух
16.03.2012
386
Куда бы мы ни бросили взгляд - везде качество, безусловно и безоговорочно, наша большая проблема. Во всех недавных статьях В.В. Путин говорит об этом. Низкое качество экономики, государственного и муниципального управления, образования, обслуживания, производства и т.д.
Почему-то о качестве не принято говорить вслух. Хотя если посмотреть внимательно, эта тема не сходит со страниц газет и журналов, только звучит она как-то глухо и невнятно.
На моей памяти систематически проблемой качества занимались в 60-80 гг. прошлого века. Именно тогда на предприятиях, организациях стали успешно действовать региональные системы качества - от саратовской до львовской, которые переформировались в межотраслевые системы менеджмента качества. Сейчас всё забыто и заброшено. Поэтому и видим мы полномасштабное снижение производственной культуры, отсутствие мотивации для выпуска конкурентоспособной продукции.
Лишь 5-7% российских предприятий в той или иной мере занимаются инновациями, и наш край не исключение. Продолжавшееся десятилетиями пренебрежение проблемами качества дает о себе знать до сих пор. Оно, увы, не находит отражение в многочисленных региональных программах. На протяжении нескольких лет у нас отсутствует своя программа качества. Для местных властей так и остался недостигаемым опыт в этом таких регионов, как Ярославская область, Ставропольский край, Татарстан, Мордовия, и этот список можно ещё продолжать.
Говорят знатоки, что, будучи сенатором, Билл Клинтон энергично внедрял системы менеджмента качества на предприятиях и среди управленцев. Может, некоторые руководители краевого и муниципального уровня боятся заняться серьёзно проблемой качества работы своих подчинённых, так как придется на порядок уменьшить административный аппарат.
Конечно, если бы качество получило должную поддержку исполнительной власти и не только моральную, но и материальную - многие проблемы, так или иначе связанные с качеством, наверно, удалось бы решать. В том числе проблему обучения людей достойному отношению к качеству.
Нужно поднять престиж и авторитет ежегодных конкурсов и премий по качеству. Предприятиям - лидерам в области качества, целесообразно давать определенные преференции в виде освобождения от части налогов и предоставления льготных кредитов.
Вариантов поддержки качественной работы много. Сильно влияние СМИ на сознание людей, но нет на краевом телевидении канала, пропагандирующего лучшие образцы качественной работы, не очень жалуют эту проблему и печатные издания.
Если все заинтересованные предприятия, организации, союзы, советы, ассоциации сегодня не сосредоточат всё внимание и не приступят к решению проблем качества - в самом широком понимании: от качества продукции до качества управления, то мы так и будем аутсайдерами и будем дальше сдавать позиции, ибо проблемами качества нужно заниматься на всех уровнях и оценивать с позиции качества работу предприятий, организаций, министерств края и региона в целом.
Качество должно стать сердцевиной инновационных планов и программ.
Б. ШАЕВИЧ, директор ФБУ «Хабаровский ЦСМ».
Почему-то о качестве не принято говорить вслух. Хотя если посмотреть внимательно, эта тема не сходит со страниц газет и журналов, только звучит она как-то глухо и невнятно.
На моей памяти систематически проблемой качества занимались в 60-80 гг. прошлого века. Именно тогда на предприятиях, организациях стали успешно действовать региональные системы качества - от саратовской до львовской, которые переформировались в межотраслевые системы менеджмента качества. Сейчас всё забыто и заброшено. Поэтому и видим мы полномасштабное снижение производственной культуры, отсутствие мотивации для выпуска конкурентоспособной продукции.
Лишь 5-7% российских предприятий в той или иной мере занимаются инновациями, и наш край не исключение. Продолжавшееся десятилетиями пренебрежение проблемами качества дает о себе знать до сих пор. Оно, увы, не находит отражение в многочисленных региональных программах. На протяжении нескольких лет у нас отсутствует своя программа качества. Для местных властей так и остался недостигаемым опыт в этом таких регионов, как Ярославская область, Ставропольский край, Татарстан, Мордовия, и этот список можно ещё продолжать.
Говорят знатоки, что, будучи сенатором, Билл Клинтон энергично внедрял системы менеджмента качества на предприятиях и среди управленцев. Может, некоторые руководители краевого и муниципального уровня боятся заняться серьёзно проблемой качества работы своих подчинённых, так как придется на порядок уменьшить административный аппарат.
Конечно, если бы качество получило должную поддержку исполнительной власти и не только моральную, но и материальную - многие проблемы, так или иначе связанные с качеством, наверно, удалось бы решать. В том числе проблему обучения людей достойному отношению к качеству.
Нужно поднять престиж и авторитет ежегодных конкурсов и премий по качеству. Предприятиям - лидерам в области качества, целесообразно давать определенные преференции в виде освобождения от части налогов и предоставления льготных кредитов.
Вариантов поддержки качественной работы много. Сильно влияние СМИ на сознание людей, но нет на краевом телевидении канала, пропагандирующего лучшие образцы качественной работы, не очень жалуют эту проблему и печатные издания.
Если все заинтересованные предприятия, организации, союзы, советы, ассоциации сегодня не сосредоточат всё внимание и не приступят к решению проблем качества - в самом широком понимании: от качества продукции до качества управления, то мы так и будем аутсайдерами и будем дальше сдавать позиции, ибо проблемами качества нужно заниматься на всех уровнях и оценивать с позиции качества работу предприятий, организаций, министерств края и региона в целом.
Качество должно стать сердцевиной инновационных планов и программ.
Б. ШАЕВИЧ, директор ФБУ «Хабаровский ЦСМ».