поиск
11 октября 2024, Пятница
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Ведь потому он и Дальний Восток, что далеко на востоке...

19.01.2011
Просмотры
353

(Окончание. Начало в №8 за 19 января 2011 г.)

Остался открытым вопрос: что делать с северянами, которые там жить не хотят? Необходимо переселение настроенных на выезд жителей северных территорий Дальнего Востока на юг региона (без Республики Саха (Якутия) это порядка 500 тыс. человек), предоставление им благоприятных возможностей для обустройства, чтобы они рано или поздно не уехали на запад страны.

Здесь, в местах наиболее благоприятного проживания человека, целесообразно формировать постоянное население. Ими должны стать большие и малые селитебные центры, обеспечивающие качественные условия жизни дальневосточникам, приложение высококвалифицированного труда в перерабатывающих производствах. Взаимоотношения дальневосточных субъектов должны строиться на принципах комплексирования и дополняемости.

Тогда сложившийся вектор миграции в западном направлении будет переориентирован на юг региона, а живущие здесь люди будут работать не только на местных предприятиях, а и вахтовыми, и экспедиционными методами трудиться по всей территории Дальнего Востока.

Одновременно на границе с Китаем будет формироваться мощный социохозяйственный пояс, являющийся опорой всей региональной экономики.

По сути, стратегия должна заложить основу формирования нового сценария развития Дальнего Востока с высокой степенью государственного участия. Тогда и план по ее реализации должен быть дополнен мероприятиями, позволяющими устранить «болевые точки» и кардинально изменить демографическую ситуацию на Дальнем Востоке. Они включают: увеличение размеров дальневосточных надбавок и выплату их из государственного бюджета; бесплатное высококачественное медицинское обслуживание; бесплатное высшее образование; дотация не менее 50% стоимости строительства жилья; дотация не менее 50% коммунальных расходов; бесплатный проезд один раз в год в западные регионы страны (может заменяться на приезд на Дальний Восток родственников).

Цена подобных мероприятий весьма высокая и измеряется суммой более 1 трлн. руб. в год. Но нет необходимости реализовывать их разом.

Главное, обозначить и двигаться постепенно в этом направлении. Тогда жители Дальнего Востока могут видеть свою перспективу и с учетом ее строить свою жизнь, реализовывать геостратегические преимущества региона, сохранять пространство, которое будет самым дефицитным ресурсом в мире уже в этом столетии.

Особенно затратным является решение проблемы дальневосточных (северных) надбавок. В настоящем виде в коммерческой сфере они не выполняют стимулирующую роль. Предприниматель устанавливает базовое значение заработной платы таким, чтобы с повышающими коэффициентами уложиться в рыночную цену своей продукции. Только если государство возьмет на себя роль плательщика этих надбавок, заработная плата в коммерческом секторе может быть повышена. А значит, и устранена одна из главных причин негативных демографических процессов на Дальнем Востоке.

Принятие подобных непростых решений на государственном уровне объясняется словами известного на Дальнем Востоке экономиста М.И. Леденева. Россия без Дальнего Востока - богатырь, ноги которого в мешке.

Дальний Восток без России - ноль. Поэтому значимость Дальнего Востока определяется тем, как позиционирует себя сегодняшняя российская элита. Если как в те времена, когда его осваивали русские первопроходцы, которые шли встречь солнцу и приращивали богатство России, - это одно. Если как в период рыночных преобразований, когда высказываются откровенные мнения о ненужности и обременительности для России Дальнего Востока, - это второе.

От выбора политики России на Дальнем Востоке зависит исполнение или не исполнение опасений П.А. Столыпина, который говорил: «Если мы будем спать летаргическим сном, то край этот будет пропитан чужими соками и, когда мы проснемся, может оказаться русским только по названию». Хочется, чтобы они не исполнились.