поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Андрей и Ольга Павленковичи: двойной портрет

30.10.2012
Просмотры
594
Андрей и Ольга Павленковичи: двойной портрет
Ольга Павленкович на этюдах в Вэйхае
«Искусство прежде всего содержит заряд знаний, чувств, информации, которые художник передает в воспитательных целях человечеству. Дает обществу импульс к свободе. Причем, не только импульс, но и понимание, что есть свобода: что это прежде всего сострадание к людям, не произвол, а любовь, причем, любовь деятельная».

Это слова российского художника Максима Кантора. На этих же принципах развивался и работает более пятидесяти лет замечательный факультет ДВГГУ, который неофициально называют «худграфом». Выпуская учителей рисования, по сути, здесь растят людей, создающих в Хабаровске богатую творческую среду. За полвека на худграфе была воспитана целая плеяда дальневосточных художников.

Среди них - Андрей и Ольга Павленковичи. Андрей - лауреат премии администрации Хабаровска в области изобразительного искусства, премии губернатора края в области изобразительного искусства, участник 79-и художественных выставок: городских, краевых, региональных и международных. Ольга - заведующая кафедрой изобразительного искусства ДВГГУ, кандидат педагогических наук, автор более шестидесяти научных публикаций по теории и методике изобразительного искусства, участник всероссийских, региональных и международных выставок.

Худграф по парам

Ольга Павленкович: «Я поступала на худграф досточно сложно и не с первого раза, потому что существовала жесткая система отбора. Но ничего не бывает случайным: в тот же год поступил и Андрей. Познакомились мы в колхозе. Помню, в нашу комнату зашли познакомиться однокурсники. Андрей подошел именно ко мне и сел рядом».
Это был очень интересный выпуск. За пять лет учебы никто не был отчислен, наоборот, из академического отпуска вернулись несколько человек. Пары создавались одна за другой, так что к концу пятого курса у некоторых уже были дети, в том числе, и у Павленковичей.

Ольга: «Это - уникальный факультет, здесь всегда преподавали действующие художники. Наш курс вели четыре педагога. И какие! Александр Лепетухин, Владимир Хрустов, Антон Вольгушев, Андрей Паукаев. Каждый был интересен, и как человек, и как художник».

Андрей Павленкович: «Думаю, что обучая детей рисовать, надо не заставлять их изображать кувшины, а возбуждать интерес. Худграф в этом преуспел: наши студенты смело разрабатывали свои подходы к творчеству, находя время на самообразование.

Иногда в академиях учат студентов так хорошо, что они становятся похожими на своего преподавателя. А я до сих пор узнаю своих бывших студентов по исполнению, по почерку. Есть картины, которые сделаны так тщательно, как будто это фотография, но ни о чем. А художник - это человек, которому есть, что сказать».

Этюд на сахарном мешке

После окончания института начался сложный период: Ольга воспитывала сына, Андрей устроился преподавать в школу, потом занимался бизнесом, преподавал в ДВГГУ. А по ночам писал картины на шестиметровой кухне.

Андрей: «Когда работаешь в институтской мастерской, очень легко и приятно ощущать себя настоящим художником. А вот когда выходишь на пленэр и в жару, и в холод - совсем другое дело. Многие перестают работать, когда начинаются трудности. Поэтому талант, я считаю, это трудолюбие, преодоление собственной инерции. Многие быстро взлетают, и им приписывают талант. А потом они отступают».

Ольга: «Иногда думают: для того, чтобы начать писать, нужен холст, подрамник, краски. На самом деле, хочется писать - и пишешь, иногда даже на мешках из-под сахара, как мы в свое время. Помню - холодно, снег идет, даже дома неуютно. А Андрей собирается и идет на улицу писать пейзаж. Четыре часа на морозе! Наконец звенит долгожданный звонок, Андрей стоит на пороге, замерзший, но довольный. И, выпив чаю, вновь отправляется на улицу».

Андрей: «Я могу возвращаться к одной работе несколько лет. Этот труд нужен, чтобы потом я написал за два часа этюд или натюрморт, создал его, как фокусник. Но сколько часов надо было до этого биться над неудавшимися работами!»

Первая «персоналка» Андрея Павленковича проходила в очень уважаемой  хабаровской галерее имени Алексея Федотова.
Ольга: « А там, чтобы заполнить стены, нужно более ста работ. И когда мы начали доставать работы, оказалось, что их так много, что невозможно было повернуться в нашей однокомнатной «хрущевке». Многие работы потом после выставки забрали в свои мастерские известные художники, например, Владимир Хрустов, который часто помогал Андрею, с годами стал для него другом, коллегой».

Когда подрос сын, Ольга вслед за Андреем пришла работать на родной худграф.

Ольга: «Первого сентября заходишь на кафедру и чувствуешь знакомый со времен студенчества запах красок. Мне повезло - каждый год я возвращаюсь в свою юность».

Андрей: «Если занимаешься живописью, то нет времени больше ни на что. Раньше я разбрасывался, сейчас - не могу, да и не хочу. Что же до преподавания, то я понял, что сейчас учу сам себя».

Ольга: «Андрей лукавит, я знаю, что студенты приходят к нам в мастерскую, чтобы пообщаться и с ним. Он говорит очень взвешенно, точно и честно. И я осознаю, что он продолжает оставаться педагогом».

Любовная лодка не бьётся о быт

Пленэр для художника необходим. Андрей Павленкович побывал с творческими командировками в Твери, Старице, Торжке, Великом Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве, объездил весь Дальний Восток, был в Китае. Совсем недавно они с Ольгой вернулись с Камчатки.

Андрей: «Жили в достаточно скромных условиях, но разве это важно? Мы приехали за красивыми пейзажами, и Ольга была счастлива. А для меня важно, что рядом  человек, который понимает, чем я занимаюсь».

Ольга: «Приходишь в мастерскую вечером усталая с работы, и так хорошо услышать, как Андрей говорит: «Отдохни, а потом начинай писать». Я просыпаюсь, вижу, что он подготовил холст, краски и начинаю работу».

Сейчас у Андрея и Ольги Павленкович наступил благотворный период: они достигли много, и много еще планов впереди. Пожелаем им успехов!

Марина Литвинова. Фотоснимки предоставлены А. и О. Павленковичами.