поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Будущее для особенных детей

27.08.2013
Просмотры
216
Обычно, рассказывая о передовом опыте в области дошкольного образования, СМИ говорят о группах для одарённых детей, инновационных курсах подготовки к школе и так далее.  На этот раз мы хотим рассказать о другом.

- И в Хабаровске, и в нашем крае есть мальчики и девочки, которым нужен особый подход, - говорит заведующая Хабаровским детским садом № 205 Галина Гаврилова. - Чтобы помочь им развиваться и найти своё место среди сверстников, необходима долгая и кропотливая работа. И наши педагоги достигают в ней хороших результатов.

Группа для детей с особенностями интеллектуального развития существует на базе детского сада

№ 205 с 2001 года. Сегодня в ней занимаются 10 ребят от четырёх до восьми лет. Диагнозы у всех разные: синдром Дауна, детский церебральный паралич, интеллектуальная недостаточность, нарушения эмоционально-волевой сферы... Ограничения, с которыми нужно учиться жить.
- Обучать и воспитывать таких ребят в обычных группах детского сада  невозможно: у многих из них, например, отсутствует речь, они не так быстро ориентируются, - рассказывает Галина Фёдоровна. - Однако есть специальная федеральная программа для детей с особенностями интеллектуального развития - именно на её основе мы и строим свою работу.

С дошколятами занимается целая команда квалифицированных специалистов: воспитатель, музыкальный и физкультурный руководители, учитель-дефектолог.

- Наша главная задача - помочь детям социализироваться, привить им культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, научить пользоваться вербальными и невсербальными средствам коммуникации, - объясняет учитель-дефектолог Ольга Корочанская. - Многие из ребят, которые приходят к нам в группу, сначала не умеют самостоятельно одеваться, пользоваться столовыми приборами или ходить в туалет. И это вовсе не потому, что они не могут этого сделать. Просто их нужно правильно научить, а для этого необходимы особые методики, о которых родители зачастую не знают. Зато как радуются мамы и папы, когда видят, что у их дочки или сына наконец получилось то, что не получалось раньше! А в том, что у каждого нашего маленького подопечного будут положительные результаты, я абсолютно уверена: у кого-то раньше, у кого-то позже, но обязательно будут!

Также у мальчиков и девочек из специальной группы детского сада № 205 проходят музыкальные занятия, они осваивают основы трудовой деятельности, занимаются художественным творчеством. Да ещё как занимаются! Например, в прошлом году совместные работы ребят и их воспитателя были представлены на городской выставке ландшафтного дизайна, где были отмечены сертификатами.

- У нас очень активная жизнь, - продолжает Ольга Петровна. - Ходим на концерты, смотрим театрализованные представления, устраиваем праздники, на которые приглашаем не только мам и пап, но и ребят из других групп. А в кабинете дефектолога вместе с родителями устроили маленький волшебный мир - сенсорную мини-комнату. Здесь есть и фонтанчик, и светодиодная лампа с нитями, и мягкое кресло с гранулами, и светомузыка. В этом кабинете мы проводим занятия по снятию психоэмоционального напряжения, тут дети могут отдохнуть, пообщаться друг с другом.

Кстати, даже игрушки в этой группе особенные, развивающие. А про родителей Ольга Корочанская упомянула совсем не просто так. Ведь мамы и папы - очень важные члены команды, без них большая и сложная работа не принесёт нужных результатов.

- Всё, чему мы учим ребятишек в детском саду, должно закрепляться дома, - добавляет она. - Поэтому с родителями мы работаем так же активно, как и с детьми. Проводим презентации, семинары-практикумы и консультации. Объясняем, как с помощью специальных методик научить ребёнка делать те или иные вещи, рассказываем, в какие игры можно поиграть дома, как сделать развивающие игрушки из подручных материалов: пуговиц, стаканчиков, крышечек от бутылок. И обязательно даём каждой семье рекомендации о том, над чем нужно поработать, на что сделать упор.

А ведь каждый ребёнок индивидуален. Это значит, что и программа обучения и развития у каждого должна быть своя. Теперь представьте, сколько знаний, опыта и сил для этого требуется!

- Именно поэтому на выставке «Инновации XXI века в образовании», которая проходила в Хабаровске в середине августа, опыт работы нашего дошкольного учреждения был представлен на примере специальной группы для ребят с особенностями интеллектуального развития, - отмечает заведующая детским садом Галина Гаврилова. - И мы рады, что получили признание - стали дипломантами этой выставки. Но ещё больше гордимся тем, каких результатов достигаем. Выпускники нашей группы растут и учатся дальше, многие идут в специализированные школы или классы. У них есть будущее - и это самое главное.

Беседовала Дарья Уланова.