«Буржуйское» топливо цеха №15
04.07.2013
340

Хабаровский НПЗ: вид на реконструкцию
Грандиозная реконструкция Хабаровского НПЗ, ведущаяся уже несколько лет (молодые специалисты и не видели завод в ином состоянии, чем состояние большой стройки), совсем скоро закончится.
Сейчас все силы на ХНПЗ брошены на завершение строительства уникального объекта - комплекса гидрокрекинга и гидроочистки (ГКГО). Этот ключевой объект реконструкции, плюс ряд связанных с ним установок находятся в зоне ответственности нового цеха № 15, руководит которым Владимир Мелехин, до этого занимавший должность генерального директора Комсомольского НПЗ.
Сжечь или продать?
Цех № 15 будет эксплуатировать комплекс глубокой переработки нефти, который позволит заводу выпускать дизельное топливо стандарта «Евро-5», авиационный керосин мирового стандарта и серу.
Для Хабаровского НПЗ выбран дизельный вариант глубокой переработки (бывает еще бензиновый, использующий каталитический крекинг).
Гидроочистка даст дизельное топливо мирового стандарта «Евро-5» и керосин мирового стандарта. Гидрокрекинг позволит получать из вакуумного газойля дополнительно бензин и дизельное топливо. Одним из продуктов станет также сера. Все производство будет практически безотходным, безопасным, экологичным и экономичным.
- Вот мазут направили на вакуумный блок, - объясняет принципы работы комплекса глубокой переработки Владимир Мелехин, - и получили из него вакуумный газойль и гудрон - очень вязкий, трудный для использования. Что с ним делать дальше? Есть два варианта - либо получать кокс, как это делают в Комсомольске-на-Амуре, либо дальше вырабатывать топливо через процесс висбрекинга, как это спроектировано у нас. Гудрон нагревают и отправляют в специальный реактор, где меняется его молекулярная структура, делая почти твердое вещество жидким топочным мазутом. Незначительные отходы этого процесса идут на производство битума. Другой вид отходов глубокой переработки нефти - сероводород. Его надо или сжигать, что плохо для экологии, или перерабатывать, получая серу. Мы станем производить серу, которая пользуется хорошим спросом, например, в КНР.
Будем передовиками
Завод находится в центре города, и ключевыми основами задания для создателей проекта была безопасность его производства, в том числе экологическая, и, вследствие нехватки свободных площадей, компактность.
- Могу похвалить тех, кто в свое время формировал техническое задание, - говорит Владимир Владимирович, - и выбрал компанию «Шелл» в качестве создателя базового проекта комплекса глубокой переработки. Серьезная фирма сделала отличный базовый проект. Безопасность выдержана на самом высоком уровне. Например: кнопка включения насоса находится в стороне от самого оборудования. В случае аварии оператору не придется подбираться к горящему или разрушающему насосу, его можно выключить на расстоянии. В российских стандартах проектирования такой подход не обязателен. Выбор генподрядчика для монтажных работ - испанской компании «Техникас Реунидас» - тоже был удачен: у них большой опыт строительства объектов нефтепереработки, налажены хорошие связи с поставщиками по всему миру. Поэтому качество монтажа отменное, все очень аккуратно, подогнано, надежно. Все сделано в соответствии с европейскими экологическими стандартами, наиболее жесткими в мировой практике.
Все оборудование здесь - современное, с высоким КПД и экономичностью. Комплекс глубокой переработки ХНПЗ - это те самые передовые технологии, о нехватке которых так часто говорят с экранов телевизоров, но зачастую не замечают, когда они внедряются буквально под носом.
Начальник цеха № 15 уверен, что со сдачей комплекса в эксплуатацию завод можно смело называть передовиком отрасли:
- Мы полностью перейдем на производство дизельного топлива класса «Евро-5». Авиационный керосин будет лучшего мирового стандарта - Jet А-1, на таком летают большинство самолетов ведущих мировых авиакомпаний. А топливо такого качества - это и дополнительная прибыль для предприятия, и престиж, репутация для завода.
А на вопрос, не жалеет ли он о смене места работы, Владимир Мелехин отвечает:
- Нисколько. Мне очень нравится запускать новое производство, учить молодых ребят, у которых здесь есть прекрасный шанс показать себя, есть отличные перспективы карьерного роста - не только быстрого, но и увлекательного. Работа на нашем принципиально новом оборудовании для них - бесценный опыт, который обязательно пригодится.
Роман ЩУКИН.
Сейчас все силы на ХНПЗ брошены на завершение строительства уникального объекта - комплекса гидрокрекинга и гидроочистки (ГКГО). Этот ключевой объект реконструкции, плюс ряд связанных с ним установок находятся в зоне ответственности нового цеха № 15, руководит которым Владимир Мелехин, до этого занимавший должность генерального директора Комсомольского НПЗ.
Сжечь или продать?
Цех № 15 будет эксплуатировать комплекс глубокой переработки нефти, который позволит заводу выпускать дизельное топливо стандарта «Евро-5», авиационный керосин мирового стандарта и серу.
Для Хабаровского НПЗ выбран дизельный вариант глубокой переработки (бывает еще бензиновый, использующий каталитический крекинг).
Гидроочистка даст дизельное топливо мирового стандарта «Евро-5» и керосин мирового стандарта. Гидрокрекинг позволит получать из вакуумного газойля дополнительно бензин и дизельное топливо. Одним из продуктов станет также сера. Все производство будет практически безотходным, безопасным, экологичным и экономичным.
- Вот мазут направили на вакуумный блок, - объясняет принципы работы комплекса глубокой переработки Владимир Мелехин, - и получили из него вакуумный газойль и гудрон - очень вязкий, трудный для использования. Что с ним делать дальше? Есть два варианта - либо получать кокс, как это делают в Комсомольске-на-Амуре, либо дальше вырабатывать топливо через процесс висбрекинга, как это спроектировано у нас. Гудрон нагревают и отправляют в специальный реактор, где меняется его молекулярная структура, делая почти твердое вещество жидким топочным мазутом. Незначительные отходы этого процесса идут на производство битума. Другой вид отходов глубокой переработки нефти - сероводород. Его надо или сжигать, что плохо для экологии, или перерабатывать, получая серу. Мы станем производить серу, которая пользуется хорошим спросом, например, в КНР.
Будем передовиками
Завод находится в центре города, и ключевыми основами задания для создателей проекта была безопасность его производства, в том числе экологическая, и, вследствие нехватки свободных площадей, компактность.
- Могу похвалить тех, кто в свое время формировал техническое задание, - говорит Владимир Владимирович, - и выбрал компанию «Шелл» в качестве создателя базового проекта комплекса глубокой переработки. Серьезная фирма сделала отличный базовый проект. Безопасность выдержана на самом высоком уровне. Например: кнопка включения насоса находится в стороне от самого оборудования. В случае аварии оператору не придется подбираться к горящему или разрушающему насосу, его можно выключить на расстоянии. В российских стандартах проектирования такой подход не обязателен. Выбор генподрядчика для монтажных работ - испанской компании «Техникас Реунидас» - тоже был удачен: у них большой опыт строительства объектов нефтепереработки, налажены хорошие связи с поставщиками по всему миру. Поэтому качество монтажа отменное, все очень аккуратно, подогнано, надежно. Все сделано в соответствии с европейскими экологическими стандартами, наиболее жесткими в мировой практике.
Все оборудование здесь - современное, с высоким КПД и экономичностью. Комплекс глубокой переработки ХНПЗ - это те самые передовые технологии, о нехватке которых так часто говорят с экранов телевизоров, но зачастую не замечают, когда они внедряются буквально под носом.
Начальник цеха № 15 уверен, что со сдачей комплекса в эксплуатацию завод можно смело называть передовиком отрасли:
- Мы полностью перейдем на производство дизельного топлива класса «Евро-5». Авиационный керосин будет лучшего мирового стандарта - Jet А-1, на таком летают большинство самолетов ведущих мировых авиакомпаний. А топливо такого качества - это и дополнительная прибыль для предприятия, и престиж, репутация для завода.
А на вопрос, не жалеет ли он о смене места работы, Владимир Мелехин отвечает:
- Нисколько. Мне очень нравится запускать новое производство, учить молодых ребят, у которых здесь есть прекрасный шанс показать себя, есть отличные перспективы карьерного роста - не только быстрого, но и увлекательного. Работа на нашем принципиально новом оборудовании для них - бесценный опыт, который обязательно пригодится.
Роман ЩУКИН.