Что надо, чтобы власть повернулась лицом
Министерством экономического развития края подготовлен сводный доклад о результатах мониторинга эффективности работы городских округов и муниципальных районов по итогам 2009 года. Что это такое и для чего даются оценки муниципалам - выясняла депутат Законодательной думы Хабаровского края, член депутатской фракции партии «Единая Россия» Раиса ЦЕЛОБАНОВА.
Результаты оценки неожиданные. Самой эффективной признана власть города Хабаровска, Бикинского, Верхнебуреинского и им. П.Осипенко районов.
Понятно, что районы края несравнимы, поэтому для объективности их поделили на четыре группы, и каждый из названных стал лучшим в своей. Да, это не самые экономически развитые районы. Но их власть лучше исполняет свои полномочия по количеству и качеству услуг для населения и эффективнее расходует бюджетные деньги.
Мониторинг делается по указу президента страны. Два года оценивается работа губернаторов, городских и районных властей. Причем зависимость уже есть. Показатели по районам на две трети состоят из показателей поселений, а оценка работы губернатора на две трети зависит от данных по городам и районам.
Мониторинг идет по восьми направлениям и по 65 показателям (с 2011 года их будет 145). Вдобавок - анализ неэффективных бюджетных расходов. Слабые места - как на ладони.
Типичная ситуация. В районах есть дороги, которые ни у кого не стоят на балансе. Их не ремонтируют. По ним не ходят автобусы. Народу плохо, а у власти удобная отговорка: дорога не наша - нет права выделять деньги. И это - правда. Но только до вопроса: почему муниципалитет не берет дорогу на баланс? Как только возьмет, она сразу становится «нашей», появляется право на финансирование, обязанность ремонтировать и т.д.
В Вяземском районе такой горемычной была дорога в поселки Шумный и Медвежий. Районная власть нынче берет ее на свой баланс. И деньжата нашлись, и автобус купили.
А что в крае с дорогами? По отчету в 12 районах все местные дороги с твердым покрытием. В Советско-Гаванском районе таких дорог только 75 процентов, в Верхнебуреинском - 71. В Аяно-Майском и Тугуро-Чумиканском районах дорог с твердым покрытием вообще нет. А потребность в развитии дорог, в транспортном сообщении между селами есть везде. Нет только жесткого вопроса: доколе так будет?
Помню, лет восемь назад районная власть заасфальтировала часть улицы в поселке им. П.Осипенко (правда, к визиту губернатора). Еще помню, в Эльбане директор совхоза вымостил дорогу к ферме списанными плитами с военного аэродрома. (Он решил: его доярки будут ходить не в сапогах, а в туфельках.) Несколько лет назад один краевой депутат привел в порядок дорогу между таежными селами. Нынче в Мухене обустроили поселковую площадь. Где еще? У нас очень мало примеров местной инициативы, хотя ежегодно планируются суммы на дорожное хозяйство и содержание дорог. В 2009 году 7 районов добавили денег на эти цели, 6 районов убавили, 4 района вообще средства не выделяли. Почему?
Перейдем к следующему показателю - регулярному автобусному или железнодорожному сообщению сел с райцентрами. Население только четырех районов полностью охвачено такими услугами. 59 процентов населения в Аяно-Майском, 51 - в Тугуро-Чумиканском, 48 - в Ульчском, 34 - в Охотском, 32 процента населения в районе им. П. Осипенко отрезаны от райцентра. Да и в обустроенных районах есть свои медвежьи углы. Вот только кто бы поставил задачу: ни одна деревня не должна быть отрезанной хотя бы от райцентра! Кто?
Возьмем дошкольные учреждения. Все дети с 5 до 7 лет должны быть обеспечены подготовкой к школе. Смотрим на показатели районов: если было 40 процентов, то на перспективу пишут 50. Рассуждают так: если у района нет денег, то как он может планировать эту сферу? Правильный ли только такой подход? Вовсе не обязательно строить детсад - можно создать условия для дополнительных групп при детсадах, при школах (как это сделали в Монгохто), можно создать небольшие частные сады. Формы разные, но суть одна - власть должна исполнять эту свою обязанность. Например, глава села Князе-Волконское Хабаровского района выделил муниципальную квартиру, где организовали частный детский сад. Есть хорошие примеры в Вяземском районе.
Наибольшая доля детей, получающих дошкольные образовательные услуги, в Комсомольске-на-Амуре - 71 процент. Хуже всех в Хабаровском районе - только 38 процентов. По категории детей от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, «лидирует» район им. Лазо - всего 27,8 процента.
Остановимся на расходах местных бюджетов на развитие бизнеса в расчете на одного жителя: в Тугуро-Чумиканском районе - 192 рубля, в Вяземском - 27, в Хабаровске - 21, в Амурском районе - 4,5 рубля, в Комсомольске и Советско-Гаванском районе - по два рубля. В остальных районах по этому показателю нули! Хотя малый бизнес - основной источник наполнения местных бюджетов. Можно ли в таком случае планировать его развитие?
По заработной плате. Самые высокие начисления у муниципальных врачей Аяно-Майского района (56 395 руб.), самые низкие - у врачей Вяземского района (18 135 руб.). Больше других начисления у муниципальных учителей Ульчского района (22 502 руб.), меньше всех в Хабаровском районе (11 285 руб.).
Посмотрим на охват населения профилактическими медицинскими осмотрами в 2009 году. В Солнечном районе - 31 процент! От 81 до 90 процентов - в Амурском, Бикинском, Вяземском, Советско-Гаванском, Ульчском районах. Почему так?
Ничтожные показатели по развитию сельского хозяйства, по культуре и физкультуре - по всем районам или нули, или минимум поддержки.
Но есть и отрадные тенденции. В прошлом году в Бикинском, Вяземском, Комсомольском, Хабаровском, Аяно-Майском районах и в Комсомольске-на-Амуре не было банкротства муниципальных организаций. В других районах доля таких банкротов не превышала 1,6 процента (кроме Солнечного района - 12,4 процента).
И еще оптимистичный итог: в 2009 году во всех городских округах и муниципальных районах не было долгов по оплате труда в муниципальных бюджетных учреждениях.
Понятно, что невозможно представить все показатели, но эта информация открыта. Сравнивай себя с любой территорией, со всей страной, причем по единой шкале оценок. Хабаровск, к примеру, среди 15 городов Дальнего Востока и Сибири на шестом месте. А Хабаровский край - на 57 месте в стране. К сожалению. В предыдущий раз оценка была выше.
Не забудем, что эта оценка на две трети состоит из показателей наших городов и районов, где все зависит только от глав. Они должны привести работу администраций в соответствие с вопросами местного значения. У нас ведь и так бывает, что власть занимается чем угодно, только не своими полномочиями.
В мире такие оценки существуют давно. В Англии - вертикальная система, от оценки правительства и до низа. В Германии - горизонтальная система общественной оценки.
Сегодня эта информация еще не нашла горячей потребности. Хотя ее могут использовать общественные, некоммерческие организации. К ней желательно привлечь внимание и партии «Единая Россия», ибо почти все главы в ее рядах. Чтобы люди знали, какие власть получает оценки. Чтобы понимали, что власть планирует на ближайшие годы. А если не берет обязательств, то нужна ли такая власть?
Главы районов теперь как говорят: полномочий с каждым годом все больше, а финансирования все меньше. Но только ли в деньгах дело? У нас есть дефицит пострашнее - это дефицит знаний и инициативы.
Посмотрим, к примеру, на Вяземский район. Прежний глава Виктор Иванович Шашкун понимал, что району не грозит пришествие богатых инвесторов, и самое реальное - это сельское хозяйство. Понимание сошлось с инициативой общественных организаций и некоторых селян. Соединив гранты с небольшими муниципальными деньгами, он дал возможность родиться первым фермерам и кооперативам. Но на очередных выборах победила Наталья Ивановна Якутина. Ярый конкурент Шашкуна, в прошлом человек из культуры, она продолжила прежде всего аграрную политику района, понимая ее значение. И теперь у нас Вяземский район самый «продвинутый» по развитию кооперативов, фермерских хозяйств, личного подворья. К муниципальным деньгам подтянули программу самозанятости, учредили конкурсы, выставки. Теперь это лучший в крае район по поддержке коллективной предпринимательской активности. Конечно, до благоденствия далеко, но пошло движение, жизнь окрасилась в другие тона. Такие примеры редки.
Есть и такое наблюдение. Как только едем в очередную лазовскую деревню, так я горюю: сколько березового сока утекло, грибов сгнило, папоротника пропало! Два года горюю. Демонстративно. Глава района Александр Петрович Яц - человек, не умеющий отказывать, он обещает «изучить и привлечь». Но время идет, а деревенского бизнеса нет и нет.
Почему не работают районные программы по малому бизнесу? Потому что все ждут, когда кто-то что-то организует. Почему ждут? Потому что в нашем крае сугубо иждивенческий менталитет: почти все мы - переселенцы. Лишь малая часть наших предков ехала сюда сама, большинство - привезли. А в этом великая психологическая разница. Привезенным «давали» (иного термина тогда не было) работу, зарплату, жилье и еще много чего. А теперь говорим: сами организуйте себе работу, зарплату, жилье…Возможно ли это, когда многие из тех переселенцев за минувшие десятилетия только бурьян у себя во дворе и вырастили?!
А вот представьте - можно! В начале лета в правительстве края появилась программа под названием «Вовлечение населения в процессы самоуправления в поселениях края». Проект предполагал системный подход к организации малого бизнеса, а затем и самоуправления. Центральная фигура в его системной вертикали - мастер сопровождения, то есть закрепленный за селом обученный специалист по работе с активным населением. Его задача - создание кооперативов, фермерских хозяйств и других форм бизнеса. Работа платная: сколько создал - столько и получил.
С проектом программы знакомились многие районщики и давали очень оптимистичные отзывы - им там, на местах, как раз не хватает десятка-другого обученных и уполномоченных людей-толкачей. Проект ценой 30 миллионов рублей в год подлежал утверждению с дальнейшим включением в бюджет. Но - увы! Пока не получилось. А жаль. Мы опять перед дилеммой «можно, но нельзя».
Правда, 10 миллионов рублей все же нашлись и даже в бюджет включены: по итогам оценки работы муниципалитетов за 2010 год каждый победитель получит грант в 2,5 миллиона. Мало, конечно. Для начала желательно хотя бы 40 - для настоящего стимула, для конкуренции. Ну почему в данном случае мы так дешево ценим нашу муниципальную власть?