Чтобы молодёжь «рвалась» на производство, его необходимо модернизировать
26.12.2012
553

Бригадир линии вулканизации «Амуркабеля» Сергей Ерошкин работает на умной автоматике
По темпам роста индекса промышленного производства Хабаровский край занимает пятое место среди регионов России и первое в Дальневосточном федеральном округе. Об этом сообщил в своём докладе первый заместитель председателя правительства края по вопросам модернизации и промышленной политики Виктор Чудов на расширенном заседании правительства Хабаровского края.
Объем валового регионального продукта в 2012 году по отношению к 2009 году увеличится в 1,6 раза, причем продукция обрабатывающих производств в 1,8 раза.
Но для того,чтобы промышленность края стала действительно конкурентоспособной, чтобы молодёжь «рвалась на производство», отметил Чудов, необходимо выполнить поручение президента Российской Федерации Владимира Путина на заседании президиума Госсовета 29 ноября этого года, посвященного развитию Дальнего Востока. А именно «в разы увеличить долю обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей, сформировать мощный сектор глубокой переработки сырья, реализовать транзитный потенциал территорий».
Поэтому вопросы модернизации производств и инновационного развития - одно из приоритетных направлений работы правительства Хабаровского края.
Сделано в этом плане немало. В Хабаровском крае создан механизм поддержки инвестиционной деятельности, и как результат - на территории края реализуют инвестиционные проекты крупнейшие компании: ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ФСК ЕЭС); ОАО «Российские железные дороги» (РЖД); холдинг «Сухой»; ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Плюс к этому: ОАО «Газпром»; ОАО «Нефтяная компания «Роснефть»; ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК); ОАО «Дальневосточная генерирующая компания», и ряд других.
В 2012 году инвестиции в основной капитал составят более 181 миллиарда рублей, по отношению к 2009 году это рост почти в два раза.
В то же время в крае применяются механизмы финансовой поддержки в виде налоговых льгот и гарантий. Так за два года (2011 - 2012) предоставлено налоговых льгот на сумму более одного миллиарда рублей, гарантий края на 4,8 миллиарда рублей.
Наиболее показательным примером высокотехнологичного развития в обрабатывающей отрасли является реализация комплексной программы модернизации на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении. Объем капитальных вложений предприятия с 2003 по 2011 год превысил 11 миллиардов рублей, а в период с 2011 по 2015 год на развитие производственного потенциала «КнААПО» планируется инвестировать более 10 млрд. рублей, что позволит авиастроителям в 2012 году увеличить в 1,9 раза объем производимой валовой продукции по сравнению с 2009 годом. Программой производства 2012 года запланирована поставка для «Гражданских самолетов Сухого» 18 комплектов составных частей самолета. В дальнейшем предусматривается выпуск до 60 комплектов ежегодно.
Амурский судостроительный завод с 2012 года приступил к реализации плана модернизации производства. Предприятием получено первоочередное оборудование на сумму 230 млн. рублей, в том числе за счёт средств, аккумулированных предприятием в результате льготы по налогу на имущество, предоставленной правительством края.
В дальнейшем на модернизацию этого завода предусмотрено финансирование в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ до 2020 года» общей стоимостью более 3,5 млрд. рублей, начиная с 2013 года.
На Хабаровском судостроительном заводе реализуются мероприятия по техническому перевооружению корпусообрабатывающего цеха и модернизации судоспусковых устройств на грузоподъёмность до 2000 тонн с общим объемом финансирования более 1,2 миллиарда рублей.
Это позволит увеличивать и расширять номенклатуру выпускаемой продукции. В 2012 году объем производства превысит аналогичный показатель 2009 года в 1,5 раза.
По инициативе правительства края, с целью замены морально и физически устаревших пассажирских судов, для обеспечения перевозок по реке Амур в 2011 году завод приступил к строительству скоростного пассажирского судна на 100 мест проекта А45-2 и двух пассажирских судов на воздушной подушке на 30 и 50 посадочных мест, с привлечением средств федеральной лизинговой компании.
В бюджете края на 2013 год предусмотрены средства в объеме 135 млн. рублей на начало строительства еще четырех судов СВП-50 и 3 судов А45-2 до 2018 года.
В этом году приступил к реконструкции и техническому перевооружению производства Хабаровский радиотехнический завод. В 2012 году на эти цели предусмотрено использовать 139 млн. рублей, а до 2020 года в модернизацию предприятия планируется вложить 750 млн. рублей за счёт федерального бюджета.
За последние три года в лесную отрасль привлечено более 22 млрд. рублей, 75% из них направлено на развитие деревоперерабатывающих производств. Сумма заявленных инвестиций по приоритетным проектам на 2012 г. составляет 5,0 млрд. рублей. Это позволило увеличить в 2012 году по сравнению с докризисным периодом: объем реализации лесопродукции в 1,4 раза; долю продукции переработки в общем объеме реализации лесопродукции с 6 до 27%.
Создаются крупные производства по выпуску высококачественных пиломатериалов, древесно-волокнистых и стружечных плит, шпона, топливных гранул компаниями: СП «Аркаим», «Дальлеспром», «Римбунан Хиджау МДФ».
В горнодобывающем комплексе в модернизацию и развитие производства до 2016 года запланировано инвестировать более 14 миллиардов рублей.
Сегодня в Хабаровском крае работают такие инструменты реализации инновационной политики, как государственная целевая программа, программа кластера авиастроения и судостроения, координационный совет по модернизации и инновационному развитию при губернаторе края, межведомственная экспертная комиссия.
Основой регулирования поддержки инноваций в крае будет закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Хабаровском крае».
Принятие закона запланировано в начале 2013 года, сейчас ведется активное обсуждение его проекта, с применением механизмов «Открытого правительства».
Правительство края, понимая, что нам нужны в первую очередь точки инновационного роста в ключевой для края отрасли - машиностроении, инициировало создание кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края с заделом на развитие космической отрасли, ориентированной на строительство космодрома «Восточный».
Программа развития нашего кластера в августе 2012 года включена в перечень 25 пилотных кластеров и названа приоритетной для Российской Федерации. Сегодня создан практический механизм развития кластера - «интернет-портал», первый такой проект в России.
Планы развития кластера озвучили в своих докладах на расширенном заседании правительства представители Российской венчурной компании и Центра стратегического развития «Северо-Запад».
Прежде всего - это развитие инновационной инфраструктуры. Сегодня большинство таких объектов сосредоточено в высших образовательных учреждениях.
Только в 2012 году на развитие студенческого бизнес-инкубатора, студенческого технопарка, сети студенческих конструкторских бюро, затрачено Комсомольским-на-Амуре университетом 70 миллионов рублей и Тихоокеанским университетом 85 миллионов рублей.
Речь идёт о создании в рамках кластера технопарка, включающего все этапы - от центра протипирования до непосредственного производства, возможно, в особой экономической портовой зоне.
- Мы понимаем, что модернизация производств и инновационная экономика невозможны без развития многоуровневой системы подготовки кадров. Это вторая ключевая задача, которую предстоит решать при переходе к инновационной экономике, - отметил Виктор Чудов. - Действующей краевой программой развития профессионального образования определены: 10 опорных учреждений образования, а также перечни востребованных профессий и специальностей.
Для повышения престижа инженерных специальностей совместно с отделами образования городов Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска, Союзом машиностроителей России на базе общеобразовательных школ созданы специализированные классы с углубленным изучением технических дисциплин.
Комсомольский-на-Амуре технический, Тихоокеанский университеты и Дальневосточный университет путей сообщения обладают достаточным потенциалом для реализации современных программ и методов подготовки и переподготовки инженерных кадров.
Наши инженерные вузы тесно сотрудничают с холдингом «Интеллектуальные технологии» по вопросам подготовки кадров для авиастроительной отрасли края, строительства и эксплуатации космодрома «Восточный». Организовано взаимодействие с ведущими вузами страны.
Прорабатываются возможности реализации различных форм дистанционного обучения и получения диплома о двойном высшем образовании.
А для повышения имиджа инженера в будущем году в Комсомольске-на-Амуре состоится Первый Дальневосточный конгресс инженеров «Наука - инженер - промышленность».
Подготовила
Раиса ПАЛЕЙ.
Фото Вячеслава РЕУТОВА.
Объем валового регионального продукта в 2012 году по отношению к 2009 году увеличится в 1,6 раза, причем продукция обрабатывающих производств в 1,8 раза.
Но для того,чтобы промышленность края стала действительно конкурентоспособной, чтобы молодёжь «рвалась на производство», отметил Чудов, необходимо выполнить поручение президента Российской Федерации Владимира Путина на заседании президиума Госсовета 29 ноября этого года, посвященного развитию Дальнего Востока. А именно «в разы увеличить долю обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей, сформировать мощный сектор глубокой переработки сырья, реализовать транзитный потенциал территорий».
Поэтому вопросы модернизации производств и инновационного развития - одно из приоритетных направлений работы правительства Хабаровского края.
Сделано в этом плане немало. В Хабаровском крае создан механизм поддержки инвестиционной деятельности, и как результат - на территории края реализуют инвестиционные проекты крупнейшие компании: ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ФСК ЕЭС); ОАО «Российские железные дороги» (РЖД); холдинг «Сухой»; ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Плюс к этому: ОАО «Газпром»; ОАО «Нефтяная компания «Роснефть»; ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК); ОАО «Дальневосточная генерирующая компания», и ряд других.
В 2012 году инвестиции в основной капитал составят более 181 миллиарда рублей, по отношению к 2009 году это рост почти в два раза.
В то же время в крае применяются механизмы финансовой поддержки в виде налоговых льгот и гарантий. Так за два года (2011 - 2012) предоставлено налоговых льгот на сумму более одного миллиарда рублей, гарантий края на 4,8 миллиарда рублей.
Наиболее показательным примером высокотехнологичного развития в обрабатывающей отрасли является реализация комплексной программы модернизации на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении. Объем капитальных вложений предприятия с 2003 по 2011 год превысил 11 миллиардов рублей, а в период с 2011 по 2015 год на развитие производственного потенциала «КнААПО» планируется инвестировать более 10 млрд. рублей, что позволит авиастроителям в 2012 году увеличить в 1,9 раза объем производимой валовой продукции по сравнению с 2009 годом. Программой производства 2012 года запланирована поставка для «Гражданских самолетов Сухого» 18 комплектов составных частей самолета. В дальнейшем предусматривается выпуск до 60 комплектов ежегодно.
Амурский судостроительный завод с 2012 года приступил к реализации плана модернизации производства. Предприятием получено первоочередное оборудование на сумму 230 млн. рублей, в том числе за счёт средств, аккумулированных предприятием в результате льготы по налогу на имущество, предоставленной правительством края.
В дальнейшем на модернизацию этого завода предусмотрено финансирование в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ до 2020 года» общей стоимостью более 3,5 млрд. рублей, начиная с 2013 года.
На Хабаровском судостроительном заводе реализуются мероприятия по техническому перевооружению корпусообрабатывающего цеха и модернизации судоспусковых устройств на грузоподъёмность до 2000 тонн с общим объемом финансирования более 1,2 миллиарда рублей.
Это позволит увеличивать и расширять номенклатуру выпускаемой продукции. В 2012 году объем производства превысит аналогичный показатель 2009 года в 1,5 раза.
По инициативе правительства края, с целью замены морально и физически устаревших пассажирских судов, для обеспечения перевозок по реке Амур в 2011 году завод приступил к строительству скоростного пассажирского судна на 100 мест проекта А45-2 и двух пассажирских судов на воздушной подушке на 30 и 50 посадочных мест, с привлечением средств федеральной лизинговой компании.
В бюджете края на 2013 год предусмотрены средства в объеме 135 млн. рублей на начало строительства еще четырех судов СВП-50 и 3 судов А45-2 до 2018 года.
В этом году приступил к реконструкции и техническому перевооружению производства Хабаровский радиотехнический завод. В 2012 году на эти цели предусмотрено использовать 139 млн. рублей, а до 2020 года в модернизацию предприятия планируется вложить 750 млн. рублей за счёт федерального бюджета.
За последние три года в лесную отрасль привлечено более 22 млрд. рублей, 75% из них направлено на развитие деревоперерабатывающих производств. Сумма заявленных инвестиций по приоритетным проектам на 2012 г. составляет 5,0 млрд. рублей. Это позволило увеличить в 2012 году по сравнению с докризисным периодом: объем реализации лесопродукции в 1,4 раза; долю продукции переработки в общем объеме реализации лесопродукции с 6 до 27%.
Создаются крупные производства по выпуску высококачественных пиломатериалов, древесно-волокнистых и стружечных плит, шпона, топливных гранул компаниями: СП «Аркаим», «Дальлеспром», «Римбунан Хиджау МДФ».
В горнодобывающем комплексе в модернизацию и развитие производства до 2016 года запланировано инвестировать более 14 миллиардов рублей.
Сегодня в Хабаровском крае работают такие инструменты реализации инновационной политики, как государственная целевая программа, программа кластера авиастроения и судостроения, координационный совет по модернизации и инновационному развитию при губернаторе края, межведомственная экспертная комиссия.
Основой регулирования поддержки инноваций в крае будет закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Хабаровском крае».
Принятие закона запланировано в начале 2013 года, сейчас ведется активное обсуждение его проекта, с применением механизмов «Открытого правительства».
Правительство края, понимая, что нам нужны в первую очередь точки инновационного роста в ключевой для края отрасли - машиностроении, инициировало создание кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края с заделом на развитие космической отрасли, ориентированной на строительство космодрома «Восточный».
Программа развития нашего кластера в августе 2012 года включена в перечень 25 пилотных кластеров и названа приоритетной для Российской Федерации. Сегодня создан практический механизм развития кластера - «интернет-портал», первый такой проект в России.
Планы развития кластера озвучили в своих докладах на расширенном заседании правительства представители Российской венчурной компании и Центра стратегического развития «Северо-Запад».
Прежде всего - это развитие инновационной инфраструктуры. Сегодня большинство таких объектов сосредоточено в высших образовательных учреждениях.
Только в 2012 году на развитие студенческого бизнес-инкубатора, студенческого технопарка, сети студенческих конструкторских бюро, затрачено Комсомольским-на-Амуре университетом 70 миллионов рублей и Тихоокеанским университетом 85 миллионов рублей.
Речь идёт о создании в рамках кластера технопарка, включающего все этапы - от центра протипирования до непосредственного производства, возможно, в особой экономической портовой зоне.
- Мы понимаем, что модернизация производств и инновационная экономика невозможны без развития многоуровневой системы подготовки кадров. Это вторая ключевая задача, которую предстоит решать при переходе к инновационной экономике, - отметил Виктор Чудов. - Действующей краевой программой развития профессионального образования определены: 10 опорных учреждений образования, а также перечни востребованных профессий и специальностей.
Для повышения престижа инженерных специальностей совместно с отделами образования городов Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска, Союзом машиностроителей России на базе общеобразовательных школ созданы специализированные классы с углубленным изучением технических дисциплин.
Комсомольский-на-Амуре технический, Тихоокеанский университеты и Дальневосточный университет путей сообщения обладают достаточным потенциалом для реализации современных программ и методов подготовки и переподготовки инженерных кадров.
Наши инженерные вузы тесно сотрудничают с холдингом «Интеллектуальные технологии» по вопросам подготовки кадров для авиастроительной отрасли края, строительства и эксплуатации космодрома «Восточный». Организовано взаимодействие с ведущими вузами страны.
Прорабатываются возможности реализации различных форм дистанционного обучения и получения диплома о двойном высшем образовании.
А для повышения имиджа инженера в будущем году в Комсомольске-на-Амуре состоится Первый Дальневосточный конгресс инженеров «Наука - инженер - промышленность».
Подготовила
Раиса ПАЛЕЙ.
Фото Вячеслава РЕУТОВА.