поиск
5 декабря 2024, Четверг
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Дальний Восток России: как жить и хозяйствовать

01.08.2012
Просмотры
465
(Продолжение. Начало в №№133, 137 и 138 за 20, 26 и 27 июля 2012 г.)

Тем более что в Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г. есть положение о необходимости стимулирования искусственного воспроизводства леса.

Инновационные составляющие данного проекта связаны с разработкой новых технологий эксплуатации лесов. Для этого надо: противодействовать пожарам, помогать естественному возобновлению, выращивать посадочный материал, создать лесные культуры. В основе последнего лежит большая селекционная работа, обеспечивающая высокую эффективность лесовоспроизводства.

Среди множества проблем рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока наиболее фундаментальная - значительное сокращение сырьевой базы, в частности, ОДУ. В этой связи искусственное рыборазведение и развитие марикультуры - важнейшее направление роста отрасли, который невозможен без опоры на науку, лучший зарубежный опыт.

Наиболее значительные успехи в области искусственного рыборазведения достигнуты в Сахалинской области, где действуют 33 рыборазводных завода, и рассматривается возможность строительства новых предприятий на 17 реках. Один рыбозавод по выпуску 10 млн. мальков в год обеспечивает прирост ОДУ до 800 т. В настоящее время Япония вылавливает более 200 тыс. т лососей, имеющих искусственное происхождение.

Значительное число малых и средних рек Хабаровского и Приморского краев, Магаданской области остаются «необрыбленными», нерестовые площади не используются или осваиваются в незначительных размерах. Это же касается и части рек Камчатского края, особенно в юго-западной части, протекающих по территории Корякского автономного округа. Среднегодовой улов лосося здесь составляет около 150, а исторический максимум - 800 тыс. т.

Аналогичная ситуация и в остальных дальневосточных субъектах. Разумеется, при любых усилиях вернуться к прежним объемам улова не удастся. Кормовая база российского стада в Тихом океане уже занята лососем японского и североамериканского происхождения. Тем не менее, может быть поставлена и решена задача двухкратного увеличения ОДУ по лососю и доведения его до 600-800 тыс. т в год.

Второе направление наращивания ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса - освоение марикультуры. Это сложный высокотехнологичный экологический процесс, предусматривающий ротацию участков, регулярную смену объектов воспроизводства, предотвращение заиливания водоемов, контроль над состоянием водной среды, постоянное научное сопровождение производства.

Все акватории у российского побережья Японского моря и юга Охотского моря находятся в благоприятных климатических условиях для культивирования наиболее дорогостоящих на внутреннем и внешнем рынке промысловых гидробионтов. В список объектов разведения можно включать двухстворчатых моллюсков (гребешки, мидии, устрицы, анадары, спизулы), иглокожих (морские ежи и голотурии), ракообразных (промысловые крабы, крабоиды, шримсы, чилимы, рак-богомол), макрофитов.

Наиболее популярные виды, для которых отработаны технологии воспроизводства, - приморский гребешок, тихоокеанская мидия, гигантская устрица, травяная креветка, морская капуста. Два вида - приморский гребешок и гигантская устрица - входят в десятку мировых лидеров по культивированию моллюсков. Основные районы развития марикультуры: Приморский край (залив Петра Великого и Северное Приморье с центром во Владивостоке), юг Сахалина и Курилы (с центрами в заливе Анива и на Кунашире), побережье Татарского пролива в Хабаровском крае с центром в Советской Гавани, юг Камчатки с центром в Авачинском заливе. Это места дислокации региональных морских биотехнопарков, задачи которых - искусственное воспроизводство и мониторинг окружающей среды, культивирование промысловых гидробионтов, комплексная переработка океанического и марикультурного сырья.

По данным Института биологии моря ДВО РАН, общий потенциал марикультуры Приморского края на открытых акваториях составляет по площади 3758 км2. Выпуск продукции возможен в размере 620 с перспективой роста до 700 тыс. т за счет размещения хозяйств в мелководных зонах. При распространении этих данных на другие районы Дальнего Востока можно говорить об общем потенциале марикультуры в размере 1,0-1,2 млн. т, суммарной стоимостью от 1,0 до 1,5 млрд. дол. США.

Неистощительное природопользование - необходимое условие формирования в регионе постоянного населения. Поэтому восстановление воспроизводимых ресурсов моря и суши требует разработки соответствующей концепции, затрагивающей не только технико-технологические аспекты, но и проблемы собственности, размещения малых населенных пунктов и производства, прибрежного рыбохозяйствования.

Нефтегазовый комплекс

Как показали проведенные выше расчеты, добыча углеводородов стала важнейшим фактором экономического развития юга Дальнего Востока. Сегодня это мощный «локомотив» Сахалина. Складывающаяся мировая конъюнктура, а также процессы, происходящие в сопредельных странах, открывают хорошую перспективу сохранения и усиления подобных тенденций.
Нефтегазовый комплекс (НГК) Сахалинской области обеспечен суммарными геологическими ресурсами углеводородов в размере 7,8 млрд. т условного топлива, в том числе нефти - 3,8 млрд. т, конденсата - 250,5 млн. т,
свободного газа - 3,3 трлн. м3. На основе имеющихся к настоящему времени данных на шельфе Курильских островов с большой вероятностью тоже возможно открытие новых крупных газовых и нефтяных месторождений. Суммарные ресурсы углеводородов Средне-Курильского прогиба оцениваются в 386 млн. т условного топлива.

Нефть сахалинских месторождений характеризуется разнообразием физикохимических свойств и углеводородного состава. Преобладают запасы легкой (64,7), маловязкой (82,0), малосернистой (98,7) и малопарофинистой (70,0%) нефти. Отличаются они высокими выходами светлых нефтепродуктов, значительным удельным весом высокооктановых бензинов и ценных масел, низкими потерями в процессе переработки. В целом, по своему качеству сахалинская нефть превосходит традиционную российскую экспортную смесь «Urals».

Общую схему развития НГК Сахалина можно представить в виде следующих крупных этапов:

•  выход на проектные мощности и обеспечение устойчивых добычи и поставок нефти и газа на экспорт, в переработку для получения сжиженного природного газа, а также потребителям Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев на комплексах «Сахалин-1» и «Сахалин-2»;

•  подготовка к освоению и эксплуатации месторождений по проектам «Сахалин-3» - «Сахалин-7»;

•формирование интегрированной инфраструктуры нефте- и газодобычи, включая строительство нефте- и газопроводов, портов, нефтехранилищ, терминалов для отгрузки продукции на экспорт и внутренний рынок;

•  рационализация топливных балансов Сахалинской, Еврейской автономной областей, Хабаровского и Приморского краев, газификация тепловых электростанций, жилищно-коммунального, социального и домашнего секторов потребления энергии;
•  подготовка к освоению и эксплуатации месторождений по проектам «Сахалин-8» и «Сахалин-9»;

•  развитие нефтегазохимии.

В настоящее время реализуется первый этап. По проекту «Сахалин-1» осваиваются три морских месторождения (слз-вестными запасами 307 млн. т нефти и 485 млрд. м3 газа): Чай-во, Одопту и Аркутун-Даги. Первое - расположено в 7 км от берега на глубине 20 м. Оно имеет многопластовую структуру с нефтеконденсатными, газовыми и газоконденсатными залежами на глубине от 1200 до 2900 м. Разработка ведется с помощью морской платформы «Орлан», а также наземной буровой установки наклонного бурения «Ястреб», спроектированной и изготовленной специально для данного месторождения. Она используется для вскрытия северо-западной части основного нефтено­сного пласта.

Пробурены наклонные скважины на расстоянии более 11 км от берега, обеспечивающие экономию затрат и повышенную экологическую защиту. Морская платформа «Орлан» - сталебетонная конструкция, позволяющая осуществлять круглогодичное бурение скважин для вскрытия юго-западной части месторождения.

Месторождения Одопту и Аркутун-Даги рассчитаны на долгосрочную перспективу, и в соответствии с планами консорциума по получению максимального количества углеводородов должны обеспечивать равномерную добычи нефти и газа до 2050 г.

По проекту «Сахалин-1» реализованы и другие компоненты инвестиционного плана: береговой комплекс подготовки продукции мощностью 12 млн. т нефти и 8 млрд. м3 газа в год, нефтепровод до терминала в поселке Де-Кастри диаметром 500 мм, терминал по отгрузке нефти на экспорт, в состав которого входят два резервуара по 100 тыс. м3 для накопления нефти, подводный загрузочный трубопровод (5,7 км), выносной одноточечный причал. Отгрузка нефти на экспорт производится в танкеры грузоподъемностью 100 тыс. т, имеющие двойной корпус в соответствии с международными стандартами. Газ, добываемый в рамках проекта «Сахалин-1», отправляется как потребителям Хабаровского края, так и закачивается обратно в пласт.

Проект «Сахалин-2» базируется на нефтегазовых месторождениях Лунское и Пильтун-Астохское, расположенных в Охотском море (13-20 км от берега). Суммарные запасы нефти и газа этих месторождений составляют 140 млн. т и 408 млрд. м3.

С 1999 г. идет эксплуатация нефтегазодобывающего комплекса «Витязь». Он установлен на Астохском участке Пиль-тун-Астохского месторождения на расстоянии 18,5 км от северо-восточного побережья острова Сахалин. В него входят стационарная ледостойкая платформа «Molikpaq», наливное плавучее нефтехранилище (танкер) «Оха» и подводный трубопровод длиной в два километра. Добыча нефти осуществляется круглогодично.

Компания-оператор «Сахалинская энергия» начала разработку Лунского (газового) и Пильтун-Астохского месторождений. Завершено строительство магистральных газопровода и нефтепровода протяженностью 800 км. Пущен завод сжиженного природного газа (СПГ) в пос. Пригородном мощностью 9,6 млн. т.

Для повышения устойчивости развития местной энергетики предусматривается строительство газоотводов от магистрального газопровода в направлении Южно-Сахалинска (ТЭЦ-1), с. Троицкого (ГРЭС), Тымовского, Смирныховского, Поронайского, Макаровского, Долинского и Корсаков-ского районов.

Для освоения Пильтун-Астохского месторождения нефти и газа используется интегрированная нефтегазодобывающая платформа «Пильтун-Астахская - Б» (ПА-Б), установленная в открытом море в 12 км от берега на глубине 32 м. Она оснащена жилым комплексом, оборудованием для бурения, распределения углеводородов, жидкостей (воды), хранения химических материалов. Для обеспечения максимальной безопасности технологическое оборудование, вспомогательные системы и жилые помещения размещаются в разных блоках. Основные рабочие зоны - закрытого типа. В них предусмотрен контроль температуры и вентиляция с локальной защитой от воздействия зимних факторов на оборудование наружной установки. Жилые помещения рассчитаны на размещение 100 постоянных и 40 временных рабочих.

Мощность платформы - 3,2 млн. т нефти и 1 млрд. м3 газа в год. Нефть с платформы ПА-Б через систему морских и наземных трубопроводов поступает на нефтеналивной терминал, расположенный в п. Пригородное Корсакове кого района.
Для освоения Лунского месторождения установлена платформа ЛУН-А в 15 км от берега на глубине 48 м. Она представляет собой буровую и добывающую платформу с минимально необходимым технологическим оборудованием.

Разделение нефти, конденсата и газа, в том числе обработка последнего для транспортировки на завод по производству СПГ, производится на объединенном береговом технологическом комплексе. На этой платформе добывается основная для сжижения часть газа. Платформа ЛУН-А спроектирована для круглогодичной эксплуатации в условиях суровых климатических, волновых, ледовых и сейсмических нагрузок. Имеет бетонное основание гравитационного типа, спроектированное и построенное в Приморском крае иностранными фирмами. Палуба платформы построена в Республике Корея. Производственная мощность платформы до 18 млрд. м3 газа и до 2,3 млн. т конденсата в год.

Помимо трех платформ(ПА-А, ПА-Б, ЛУН-А), по проекту «Сахалин-2» строится объединенный береговой технологический комплекс (ОБТК), расположенный в северо-восточной части Сахалина в районе выхода на берег морского газопровода от платформы «ЛУН-А». Основным назначением ОБТК является переработка газа и конденсата, полученных на Лунском месторождении, и передача их по трубопроводу на юг Сахалина. Туда же с ОБТК поступают добытые нефть и газ на платформах с Пильтун-Астохского месторождения. Отгрузка нефти и сжиженного газа осуществляется с причала завода СПГ и с терминала отгрузки нефти. В обоих случаях используется высокопроизводительное оборудование с многочисленными системами контроля и экологической защиты.

Использование высокопроизводительной техники по обоим проектам, привлечение к участию в них зарубежного капитала, который представлен не только инвестициями, но и передовыми мировыми технологиями добычи нефти и газа, а также высококлассным менеджментом, позволяет, несмотря на сложные условия, добиваться максимальной производительности труда. Так, выработка углеводородов на одного работающего в компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани» в десятки раз превышает производительность труда в ОАО НК «Роснефть - Сахалинморнефтегаз».

На шельфах Сахалина в настоящее время действуют лицензии на геологическое изу­чение следующих участков недр: Венинский блок («Сахалин-3»), Западно-Шмидтовский («Сахалин-4»), Восточно-Шмидтовский («Сахалин-5»), Пограничный участок («Сахалин-6»). Хотя прогнозные запасы постоянно уточняются, тем не менее, в рамках второй очереди проектов («Сахалин-3» - «Сахалин-7») речь идет о ресурсах, обеспечивающих добычу нефти в объеме 75 млн. т и газа 40,4 млрд. м3 в год.

И это не предел роста добычи углеводородов. Но проблема заключается в том, что климатические и ледовые условия эксплуатации наиболее крупных месторождений неблагоприятны. Они расположены на удалении 40-50 км от берега, имеют глубины до 250 м. Море покрывается мощным ледяным панцирем более чем на шесть месяцев, поэтому значительные силы отечественных и иностранных компаний связаны не только с геологическим изучением месторождений, но и разработкой специфических способов и технологий эксплуатации месторождений. При этом используемые схемы и технические средства в каждом случае, как правило, индивидуальны. Фирмы-разработчики значительную часть времени вынуждены затрачивать на проведение дополнительных технологических исследований. Например, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» на несколько лет отстали от первоначального графика освоения месторождений по причинам технико-технологического порядка.

Создание перерабатывающей отрасли на основе нефти и газа - это ведущее направление реструктуризации промышленности. Наиболее логичными решением представляется создание на острове газохимических и нефтеперерабатывающих мощностей. Это направление закреплено в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.

Известно, что эффективность переработки углеводородного сырья в химические продукты возрастает по мере ее углубления. Кроме того, чем ближе перерабатывающий завод к месту добычи сырья, тем дешевле его продукция. В связи с этим предполагается строительство на острове нефтеперерабатывающего завода мощностью до 4 млн. т в год, использующего нефть, добытую в рамках проекта «Сахалин-3». Это предприятие могло бы полностью обеспечить потребности Сахалинской, Магаданской областей, Камчатского края и Чукотского автономного округа нефтепродуктами. Их можно также поставлять на внешний рынок, емкость которого будет расти.

В перспективе планируется строительство на юге острова еще одного завода небольшой мощности по производству сжатого природного газа. Его продукция будет использоваться для газификации отдаленных населенных пунктов на территории области, в том числе на Курильских островах.

В 2009 г. на юге Сахалина в п. Пригородное был запущен первый в стране завод по сжижению природного газа. С выходом на проектные мощности почти 2/3 его продукции будет поставляться в Японию, 20% - на западное побережье Северной Америки, остальное - в Республику Корея. Доля России на мировом рынке СПГ составит 5%. Предполагаются значительные объемы переработки для выпуска этилена, полиэтилена, полипропилена, метанола. Системное видение этого комплекса приведено на рисунке.

Комплекс в составе пяти заводов с переработкой 27,8 млрд. м3 газа и 4,2 млн. т нефти планируется разместить в с. Ильинское. Ввод его в действие в значительной мере определяется реализацией проектов «Сахалин-3» - «Сахалин-5», а также строительством ветки магистрального газопровода.

Экспортная ориентация нефтегазового комплекса Сахалина начинает оказывать мощное влияние на экономические и социальные процессы. Он создает дополнительные рабочие места в строительстве, торговле (особенно внешней), транспорте, энергетике. Происходят качественные преобразования. Область входит в разряд высокоэффективных субъектов России. Но, что самое важное, - изменяется в сторону повышения коэффициент «а», характеризующий инвестиционную отдачу. Это означает накопление в Сахалинской области факторов инновационного развития, при котором общественная производительность труда уже в 2000-2009 гг. прирастала в среднегодовом исчислении быстрее (7,9%), чем инвестиции (7,4%). Хотя этот период характеризовался только началом эксплуатации шельфовых месторождений.

Машиностроение

Необходимым условием реализации лидирующих проектов на Дальнем Востоке является развитие инвестиционных отраслей, материализующих финансовые вложения. Наиболее значимые из них, сохранившие благоприятные факторы роста, - авиастроение и судостроение.

Авиационная промышленность Дальнего Востока представлена предприятиями ОАО «КнААПО», а также заводом «Прогресс», выпускающим военные вертолеты и легкие спортивные самолеты. Авиационная отрасль входит в разряд отраслей инновационного класса, а ее продукция относится к разряду наукоемких.

ОАО «КнААПО» - ведущее предприятие авиационной холдинговой компании «Сухой». На протяжении своей 75-летней истории оно производит в содружестве с ведущими конструкторскими бюро России авиационную технику военного и гражданского назначения. Выпускаемая заводом продукция требует проведения большого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Они проводятся в тесном взаимодействии с российскими научно-исследовательскими институтами, научно-техническими центрами, опытно-конструкторскими бюро, университетами и другими научными организациями.

В настоящее время ОАО «КнААПО» осуществляет три прорывных проекта в области авиации. Новым проектом в гражданском авиа­строении стал «Sukhoi Superjet-100». Инвестором его выступает ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), дочерняя компания АХК «Сухой». Семейство «Superjet» - это первые и единственные российские самолеты, разработанные в постсоветское время с учетом всех существующих и перспективных требований к комфорту, надежности, безопасности и экологичности. Проект получает прямую и косвенную поддержку федерального бюджета. За счет кредитов Внешэкономбанка авиакомпании (прежде всего Аэрофлот) имеют возможность приобрести новые самолеты по лизингу.

А. ХОРОШАВИН, в. заусаев - из книги «Дальний Восток России: как жить и хозяйствовать»(Продолжение в следующих омерах).