Дальний Восток России: как жить и хозяйствовать

02.08.2012 | Новости | 4м. 26 c. | 134

(Продолжение. Начало в №№133, 137, 138 и 140 за 20, 26, 27 и 31 июля 2012 г.)

В период освоения производства российского регионального самолета в объединении выполнен большой объем работ по техническому перевооружению предприятия, введено в эксплуатацию много нового суперсовременного оборудования, в частности, высокопроизводительные станки и обрабатывающие центры от мировых лидеров станкостроения - Германии, Австрии, Швейцарии, Японии, Чехии.

Впервые в отечественном самолетостроении «Superjet-100» проектировался исключительно по компьютерным технологиям. Уникальность проекта заключается в том, что ЗАО «ГСС» выбрало перспективную в мировой промышленности схему создания разных продуктов на базе единой платформы. Семейство региональных самолетов в настоящее время представлено четырьмя моделями: «Superjet-75» и «Superjet-95» вместимостью соответственно 75 и 95 мест, в вариантах с базовой (В) и с увеличенной (LR) дальностью полета. Семейство разрабатывалось по принципам максимальной унификации агрегатов основных самолетных систем (крыла, оперения, шасси, силовой установки, кабины экипажа) и комплектующих изделий. Унификация позволяет строить на одной базеавиалайнеры разной вместимости и назначения, не вкладывая при этом огромные средства в создание новых моделей самолетов.

Вся программа «Sukhoi Superjet-100» - это совместный проект с рядом ведущих мировых производителей из Европы и США. Так, Комсомольское объединение ведет сборку центроплана и основной части конструкции, а также занимается монтажом систем, осуществляет предварительную стыковку основной части с центропланом, обработку крыла, изготовление деталей фюзеляжа и панелей для него и сборку фюзеляжа самолета.

Кроме того, на территории завода выделены помещения для работы Комсомольского-на-Амуре филиала ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». В его функции входят: стыковка фюзеляжа самолета Superjet с крылом и оперением, окончательная сборка и отработка монтажа, инженерное сопровождение изготовления отсеков, контроль и приемка агрегатов, изготавливаемых на КнААПО, облет готового самолета и отгрузка его заказчику. То есть речь идет не просто о новом, инновационном изделии, а об абсолютно пионерном в стране подходе к созданию конкурентного на мировом рынке продукта, отвечающего всем современным требованиям и стандартам гражданской авиации. К 2014 г. планируется выпускать до 60 единиц, а в ближайшие годы - начать серийное производство самолета с увеличенной дальностью полета. В результате доля выпускаемой авиационной техники гражданского назначения в ОАО «КнААПО» будет доведена до 50%.

С середины 1980-х годов основной продукцией ОАО «КнААПО» стал истребитель четвертого поколения Су-27 и его модификации. Они составляют сегодня основу парка боевой авиации ВВС России и ряда зарубежных государств. Своим успехом на мировом рынке самолеты типа Су-27, обладающие уникальными характеристиками и возможностями, во многом обязаны не только великолепной конструкции, созданной отраслевой наукой, но и высокому научно-техническому и производственному потенциалу завода. В настоящее время ведется ремонт и модернизация самолетов.

Новые прорывные проекты в области военной авиации: самолет СУ-35, который уже проходит летные испытания, и новый многофункциональный боевой истребитель пятого поколения. В рамках поддержки российского авиапрома до 2015 г. объединение получит заказы на Су-35, СУ-30 и СУ-27СМ, что обеспечит ему необходимый уровень загрузки.

ОАО «КнААПО» становится центром территориально-инновационного кластера, представляющего собой сеть взаимодействующих друг с другом предприятий и организаций (Приложение В). Наиболее тесные связи сложились с обеспечивающими организациями, поставляющими факторы производства - трудовые ресурсы, технику, технологии, капитал, а также предоставляющие инфраструктуру, услуги и сервис.

Согласно Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г. машиностроительный комплекс должен в значительной степени опираться на потребности смежных перспективных отраслей региона. В этой связи возможности развития ОАО «КнААПО» открываются в случае создания на юге Дальнего Востока аэрокосмического кластера вокруг нового космодрома «Восточный» в Амурской области.

Проведение организационных преобразований в ракетно-космической промышленности России приведет к образованию трех-четырех крупных ракетно-космических корпораций, которые к 2020 г. будут полностью обеспечивать выпуск ракетно-космической техники для решения задач экономических, обороноспособности и безопасности страны, эффективной деятельности России на международных рынках. Свое место здесь должен найти и дальневосточный авиакосмический кластер.

Судостроительные предприятия Дальнего Востока представлены семью заводами Хабаровского края и тремя - Приморского края. Наиболее крупное предприятие из них - ОАО «Амурский судостроительный завод» (ОАО «АСЗ»), расположенный в г. Комсомольске-на-Амуре. Это полнопрофильное судостроительное предприятие из 23 цехов, выполняющих машиностроительные, кузнечные, литейные, трубообрабатывающие, корпусообрабатывающие, сборочно-сварочные, малярные, корпусостроительные (стапельные), механомонтажные работы. Располагает акваторией с причальными сооружениями - набережной и пирсом, оборудованными системами снабжения (электроэнергия, сжатый воздух, пар, вода, пожаротушение), портальными и плавучими кранами, стапельным комплексом из трех крытых отапливаемых эллингов, сухих доков, оснащенных судовозными путями, крановым оборудованием, всеми видами энергообеспечения и наливным бассейном с передаточными устройствами (трансбордером и путями), тяговыми лебедками, наружными судовыми путями, причальными сооружениями. Предприятие примыкает к водным, железнодорожным и автомобильным магистралям.

За 70 лет его истории со стапелей сошло более 300 судов, ведется также их ремонт и модернизация. Заводом строились для Тихо­океанского флота крейсеры и эсминцы, транспортные суда, дизельные подводные лодки, доки и плавучие базы. Изготовлено 56 атомных подводных лодок.

Многолетний опыт работы по производству кораблей для Мин­обороны России позволяет ОАО «АСЗ» использовать уникальные технологические возможности и развитую инфраструктуру вспомогательных производств для выпуска различных видов гражданских судов: лесовозов-пакетовозов, морских буксиров-спасателей, промысловых судов, сухогрузов «река-море», транспортных рефрижераторов, понтонов, плавучих причалов. Построен плавучий завод по переработке жидких радиоактивных отходов. Из трех добывающих платформ, работающих сегодня на российском шельфе, две прошли переоборудование на ОАО «АСЗ». Выиграв международный конкурс, завод успешно реализовал строительство уникального судна сейсморазведки для государственной индийской компании ONGC, завершается строительство серии танкеров химовозов для немецкого заказчика. Начато строительство корветов для Тихоокеанского флота.

Сегодня объемы производства существенно снижены в связи с сокращением оборонных заказов. Но завод остается одним из ведущих предприятий Дальнего Востока, способным выпускать до 100% инновационной продукции. Среди основных проектов по развитию гражданского машиностроения здесь выделяется строительство оснований нефтедобывающих платформ для освоения шельфовых месторождений, судов для утилизации ядерных отходов, морских танкеров, плавучих атомных электростанций.

Наиболее приоритетное направление - развитие производства по строительству платформ. Маркетинговые исследования показывают, что только для освоения сахалинских проектов («Сахалин-3» - «Сахалин-6») потребуется до 20 стационарных платформ. Кроме того, в стадии определения запасов находятся шельфовые месторождения Магаданской области («Магадан-1» - «Магадан-4»), Западно-Камчатского бассейна и месторождения Татарского пролива на шельфе Хабаровского края, три нефтегазовых месторождения у побережья Чукотки.

Завод планирует остаться ведущим в стране предприятием, где на основе использования опыта строительства атомных подводных лодок могут создаваться высококонкурентные, соответствующие требованиям иностранных партнеров по степени защищенности природной среды суда для утилизации ядерных и химических отходов, морские танкеры, имеющие высокопрочный двойной корпус, плавучие атомные электростанции.

Второе крупное судостроительное предприятие - ФГУП «Хабаровский судостроительный завод» расположен в г. Хабаровске на берегу Амурской протоки, примыкает к автомобильной и железной дорогам. По сложности выпускаемой продукции относится к IV классу и специализируется на постройке малых кораблей и судов: базовых тральщиков и больших морских охотников за подводными лодками. Завод построил несколько типов траулеров. Предприятие имеет в своем составе достаточное количество производственных площадей и сооружений, хорошо укомплектованные цеха, осуществляющие все виды судостроительного производства. Для выполнения своей программы завод располагает корпусостроительным производством, размещенным в одну линию в соответствии с технологической схемой: склад металла, корпусообрабатывающее производство, сборочно-сварочное производство, блочная постройка, стапельные места. Имеется в рабочем состоянии эллинг. Спуск кораблей производится у достроечной набережной длиной 260 м, оборудованной портальным краном. Глубины небольшие.

Существует также достроечный участок в г. Владивостоке.

В Приморском крае наиболее крупные судостроительные и судоремонтные предприятия - ГУП ДВ «Звезда» и ОАО «Восточная верфь». Они участвуют: в обеспечении национальной безопасности страны (ремонт кораблей Тихоокеанского флота ВМФ); строительстве судов для перевозок российских грузов морским путем; обеспечении рыболовной отрасли новыми судами российской постройки для более эффективного ведения промысла в экономической зоне России и восстановления промысла биоресурсов в Мировом океане; поставке уникальных плавучих и стационарных морских сооружений и необходимого технического флота для разведки и добычи углеводородного сырья на арктическом и дальневосточном шельфах России. Позиционирование основных судостроительных предприятий Дальнего Востока по техническим возможностям производства приоритетной морской техники гражданского назначения приведено в приложении Г.

Известно, что судостроение и судоремонт - «собирательная» отрасль. Она выполняет важную мультипликативную роль, формируя заказы для множества региональных производителей. В то же время включение дальневосточных предприятий в технологические цепи крупных российских и зарубежных корпораций, которые находятся в первых рядах гонки за мировые рынки, открывают новые перспективы не только инновационного роста, но и освоения новых рыночных механизмов хозяйствования.

Чёрная металлургия

На Дальнем Востоке расположены два основных района развития черной металлургии: Южная Якутия и Приамурье. Запасы железной руды на месторождениях Южной Якутии (Таежное, Десовское, Пионерское и др.) - самые значительные на Дальнем Востоке по объемам и обладают вполне приемлемым качеством. В сочетании с сырьевой базой коксующихся углей, другими компонентами, необходимыми для организации металлургического производства, здесь налицо все предпосылки для создания крупного металлургического комбината. Несмотря на то, что начиная с 50-х годов прошлого века соответствующие проработки велись постоянно, по ряду причин решение о его строительстве постоянно откладывалось. Главная причина - отсутствие достаточного внутреннего спроса на Дальнем Востоке и гарантированных внешних рынков сбыта продукции.

В настоящее время ситуация кардинально меняется. В регионе реализуются крупные ресурсоемкие проекты - такие как строительство нефте- и газопроводов, железных и автомобильных дорог, мостов и тоннелей, освоение шельфа, гидростроительство, развитие сетевой электроэнергетики. Возрастают потребности в железорудном сырье и металле со стороны Китая. Продолжают расти цены на них. Все это создает хорошие предпосылки развития на Дальнем Востоке черной металлургии.

В перспективе до 2030 г. металлургический комбинат мощностью до 10 млн. т может быть создан в Республике Саха (Якутия). Более близкую перспективу реализации имеют проекты освоения двух железорудных месторождений Еврейской автономной области - Кимканского и Сутарского, а также Гаринского месторождения Амурской области. Первые позволяют добывать 10 млн. т руды, производить 6 млн. т концентрата и 3 млн. т железорудных окатышей. Сбыт продукции полностью ориентирован на КНР. Для реализации проекта необходимы: строительство мостового перехода «Нижнеленинское - Тунцзян» и железнодорожной ветки на китайской стороне от Тунцзяна до государственной железной дороги «Фунцзынь - Цзяньцзин», модернизация железнодорожной ветки Биробиджан - Нижнеленинское, возведение перегрузочных комплексов в связи с различной шириной железнодорожной колеи в России и Китае.

А. ХОРОШАВИН, в. заусаев - из книги «Дальний Восток России: как жить и хозяйствовать» (Продолжение в следующих номерах).







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

19.10.2021 15:37
Президент поддержал предложения Михаила Дегтярёва
Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам совещания по вопросам социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа

19.10.2021 13:33
Наполнение ЕГРН недостающими сведениями – это инвестиционная привлекательность региона и защита прав собственников

19.10.2021 10:59
Хорошему врачу и квартира кстати
Еще одну служебную квартиру выдали медицинскому работнику в Хабаровском крае.

19.10.2021 10:20
Полетели из Хабаровска в Шахтерск
Новый рейс начала выполнять краевая авиакомпания «Хабаровские авиалинии».

19.10.2021 09:06
Интернета в крае станет больше
Хабаровский край подключился к реализации проекта «Устранение цифрового неравенства 2.0».



23.06.2021 14:46
Спутниковый интернет поможет юноше из глубинки Хабаровского края исполнить мечту
Проект РТКОММ «Меняем жизнь людей» поможет 18-летнему Валерию Калугину с нарушением зрения из хабаровской глубинки реализовать заветную мечту — получить профессию копирайтера и программиста.

02.10.2020 10:36
Режим ЧС ещё для двух районов
Режим краевой ЧС в связи с паводками распространен на Ульч­ский и Николаевский районы распоряжением врио губернатора края Михаила Дегтярева.


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?