Дальний Восток России: как жить и хозяйствовать
поиск
22 мая 2025, Четверг
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Дальний Восток России: как жить и хозяйствовать

15.08.2012
Просмотры
402
Дальний Восток России: как жить и хозяйствовать
Наша природа привлекает туристов
(Окончание. Начало в №№133, 137, 138, 140, 147 за 20, 26, 27, 31 июля, 2, 9 вагуста 2012 г.)

После соответствующего благоустройства пляжи Хасана, Владивостока и Находки могут принять до 1,2 млн чел. отдыхающих, в более отдаленной перспективе - до 2 млн чел.

Формирование рекреационно-туристической зоны Хасанского и других районов южного Приморья ориентировано, прежде всего, на жителей Дальнего Востока, которые экономически отрезаны от курортных зон юга России. Однако, нарастает поток туристов на Дальний Восток из соседних стран, в том числе из Республики Корея, Японии и Китая. Основной поток иностранных туристов прибывает из последнего, в том числе большинство - по линии челночной коммерции. Однако, в связи с экономическим развитием КНР и ростом доходов его населения можно ожидать значительный приток туристов, направляющихся в южные регионы Приморского края с целью отдыха на море и ознакомления с местной природой.

Важно учитывать, что на границе с российским Дальним Востоком в трех китайских провинциях проживает около 80 млн чел. Это население способно сформировать в недалеком будущем потоки туристов, исчисляемые сотнями тысяч человек. Туристический комплекс Приморского края может получить дополнительные импульсы и ресурсы развития.
Есть несколько перспективных моделей развития рекреационно-туристического комплекса юга Приморья. Первая - инерционная, основой которой является стихийная эксплуатация ресурсов. Функционирует местечковый туризм с низким качеством, обслуживающий ограниченное количество дальневосточников, ведущий к развитию теневого бизнеса и обострению экологических проблем. В конечном счете, он ничего не дает для качественного преобразования экономики соответствующих районов и края.

Более предпочтительная и оптимальная модель развития туризма основана на полном и рациональном использовании рекреационных ресурсов юга Приморского края. Цель - создание курорта национального и международного уровня, конкурентоспособного китайским и тайским центрам отдыха по объемам услуг и качеству сервиса. Главным результатом такой модели должно стать ежегодное обслуживание не менее 1,2 млн. туристов, которые будут приносить доход в размере 20-22 млрд руб. в год. Она будет вносить заметный вклад в формирование новых условий для ускоренного развития сервисной экономики края, роста производительности труда в данной области в 3,8 раз против среднего уровня, сложившегося в целом в экономике Приморского края.

Река Амур с островами - наиболее интересный объект развития туризма в Хабаровском крае. Это главная его достопримечательность, в долине реки сосредоточено наибольшее количество природных, культурно-исторических туристских объектов. Круиз по Амуру - один из ярких и увлекательных маршрутов, знакомящих не только с природой, но и историей, культурой, традициями малочисленных народов, населяющих берега Амура. Большое значение здесь может сыграть остров Большой Уссурийский. Учитывая его ресурсно-туристический потенциал и близость к центру федерального округа, можно выделить наиболее перспективные для российских и зарубежных туристов виды и формы туризма: эколого-географический, историко-краеведческий, ландшафтно-экологический, эколого-ботанический, зооэкологический, историко-этнографический, культурно-просветительский, спортивно-приключенческий.

Экзотика Сахалина и Курильских островов предполагает развитие специализированных туристских маршрутов (автомобильных, морских, конных, лодочных и др.) в летнее и зимнее время, с рыболовной или охотничьей специализацией. Обустройство их потребует создание сети туристических баз с современным оборудованием и высокой степенью комфорта.

Международный туризм может получить новый импульс при активном использовании исторических достопримечательностей. Музей под открытым небом, где бы демонстрировались экспонаты освоения Сахалина, в том числе японского периода, образ жизни коренных народов Севера (айнов), заинтересовал бы не только отечественных, но и японских и корейских туристов. Свой вклад в туристическую копилку мог бы сделать и музей на базе археологической стоянки, а также специальная экспозиция в краеведческом музее о жизни корейцев на Сахалине.

Наконец, превращение Сахалина в топливно-энергетический центр Северо-Восточной Азии, формирование новых интеграционных отношений с Японией и другими сопредельными странами открывают перспективу развития делового, научного и политического туризма.

В последние годы широкое распространение в сфере туризма получает его познавательный аспект. В этой связи интересным и перспективным для Дальнего Востока может стать туристический проект «Восточное кольцо России», охватывающий достоинства Хабаровского края (путешествие по Амуру, на Шантарские острова), Камчатки (вулканы, Долина гейзеров), Сахалина (исторические памятники, достопримечательности Курильских островов), Приморского края (конные и пешеходные маршруты по Сихотэ-Алиньскому заповеднику, будущий архитектурный комплекс АТЭС).

Перспективны международные туристические проекты, например, совместно с Китаем по Амуру, Уссури и Сунгари.

Для организации и расширения туристских функций Дальнего Востока необходимо решение следующих первоочередных задач:

• формирование современного туристического рынка на основе развития здоровой деловой конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских организаций субъектов Дальнего Востока;

• подготовка и внедрение в процесс управления туристическим комплексом адаптированной к международным стандартам нормативно-правовой базы;

• формирование атмосферы доброжелательности и гостеприимства для прибывающих туристов, прежде всего иностранных, повышение рекреационной культуры местного населения;

• создание широкой гаммы рекламно-информационного пакета, обеспечивающего продвижение дальневосточных туристских продуктов на основных международных рынках, активная пропаганда преимуществ отдыха и санаторно-оздоровительного лечения в регионе, необходимость участия в организации и проведении туристских конференций, ярмарок, выставок, расширение связей с отечественными и зарубежными туристскими организациями;

• обеспечение комфортного передвижения туристов за счет улучшения качества транспортного обслуживания в аэропортах, морских и железнодорожных вокзалах, обязательной их модернизации с учетом современных требований комфорта и безопасности пассажиров;

• расширение географии авиарейсов и проведение гибкой и прогнозируемой ценовой политики в отношении туроператоров;

• изучение возможностей развития познавательного туризма на базе высокотехнологичных предприятий региона;

• развитие научных исследований и международных связей в сфере туриндустрии;

• создание новых туристских маршрутов, в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Дальнего Востока - межрегиональный туристский продукт под единым брендом - «Восточное кольцо России»;

• разработка совместно с Правительствами Хабаровского края и провинции Хэйлунцзян туристического проекта «Амур - река дружбы»;

• развитие в регионе событийного туризма, направленного на привлечение потока туристов в периоды межсезонья (проведение фестивалей, международных спортивных состязаний, народных праздников, конференций, издание календаря туристских событий).

Таким образом, чтобы развить туристскую сферу на Дальнем Востоке, довести ее до международных стандартов требуются значительные усилия не только со стороны бизнеса, но и местных органов власти. Этот вид бизнеса на Дальнем Востоке только начинает развиваться. И придать ему мощный импульс возможно при тесной координации дальневосточных субъектов, использовании адаптированного к местным условиям зарубежного опыта, внедрении новых инновационных подходов.

*          *          *

Лидирующие проекты на Дальнем Востоке традиционно имеют инфраструктурное и сырьевое направления. Это естественно для начального этапа будущего крупномасштабного развития территории пионерного освоения. Первые создают основу для обустройства и преимущественно финансируются из федерального и региональных бюджетов. Вторые - имеют коммерческую основу ввиду высокой рентной составляющей. Но те и другие играют преимущественно транзитную роль, создавая только предпосылки для укоренения населения. Поэтому с точки зрения геостратегической сущности экономики Дальнего Востока в обозримой перспективе здесь должны получить развитие перерабатывающие проекты, особенно инновационной трудосберегающей направленности, способные повысить для населения привлекательность производства и нивелировать объективно существующие удорожающие факторы.

А. ХОРОШАВИН, в. заусаев - из книги «Дальний Восток России: как жить и хозяйствовать» Фото М. НЕЛЛИ.