поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Французский суп 200-летней давности

23.08.2012
Просмотры
392
Французский суп 200-летней давности
Наталья Шереметьева: «Армия французов была не великой, а всего лишь большой»
Этой осенью Россия отметит юбилей одного из самых значительных событий своей истории - Бородинской битвы. В связи с этим в стране проходят различные выставки, фестивали, организуется конный пробег Москва - Париж, участие в котором примут 50 казаков. А 7 сентября, в день великой битвы, на Бородинском поле пройдет грандиозная реконструкция сражения.

Историки заново оценивают военные события 1812-го года.     

- Армию Наполеона называют великой, но и это уже ставится под сомнение, - говорит сотрудник музея истории Хабаровска Наталья Шереметьева. - Ведь слово «Grande» можно перевести и как «великая», и всего лишь, как «большая». Да, армия Наполеона действительно была многочисленной, но была ли великой?

На этот вопрос можно поискать ответ на выставке «Отечественная война 1812 года в гравюрах», которая проходит в музее истории Хабаровска. 62 фоторепродукции гравюр XIX-начала XX веков ведут нас в историю войны 1812-го года. Портреты русских военачальников и французских маршалов, основные этапы войны: переход через Неман, битва под Витебском, пожар в Москве, сражение под Красным. Авторы гравюр - французы и немцы, поэтому даже при отступлении солдаты Наполеоновской армии выглядят достойно, хотя и бредут по снегу, закутанные в лохмотья.

- Еще один миф - жестокие холода в ту зиму, - говорит Наталья Шереметьева. - Обычная была зима, а для французов, наверное, она показалась невыносимой, вот и свалили на холода свои военные неудачи.

Больше всех смеялись над французскими солдатами и самим наполеоном русские художники-карикатуристы. Мало кто знает, что военная пропаганда успешно существовала еще и те времена. Целая походная типография при штабе Кутузова штамповала листовки самого издевательского для французской армии содержания. Всего было создано 200 карикатур, авторами которых были известные художники Алексей Венецианов, Иван Иванов. Но самым знаменитым стал Иван Теребенев, который вообще-то был скульптором, известны его барельефы на здании Адмиралтейства, статуи для Нарвских триумфальных ворот, несколько фигур для залы в здании биржи. Кстати, сын Ивана Теребенева Александр - автор знаменитых атлантов, поддерживающих своды Эрмитажа.  

Карикатуры Ивана Теребенева имели бешеный успех. Он не только рисовал, но и придумывал к ним смешные подписи. Вот высмеиваются голодные французы в карикатуре «Французский вороний суп»: «Ворона как вкусна! Нельзя ли ножку дать? А мне из котлика хоть жижи полизать». Вот история про старостиху Василису, захватившую в плен французских солдат: «Ей! Не отпущу, не заплачу я пеню, Смотри, ступай скорей, вить разом пришешеню». Наполеон представлен без всякого почитания: «Раздайся, расступись, Париж, передо мной. На раке еду я с бирюльками домой».

«Летучие листки» стали родоначальниками российской и советской политической карикатуры, предвестниками Окон РОСТа и ТАСС. В 1814 году лучшие рисунки Ивана Теребенева были собраны в азбуку для детей (всего 34 страницы, 35-я избражала профиль Наполеона, составленный из трупов), которая продавалась по 5 рублей. Отдельные рисунки шли по 2-3 рубля за хороший экземпляр для обеспеченной публики и бесплатно в виде афиш для простого народа.

А Иван Теребенев умер в 43 года в бедности, оставив вдову и четверых детей. Чтобы поддержать семью, книгопродавец Сленин возвратил вдове все доски и раскрашенные отпечатки с досок, которые были проданы по 24 рубля за экземпляр.

Марина Литвинова.
Фото Вячеслава Реутова.