поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

И днём, и ночью служба «04» на страже безопасности людей

22.04.2011
Просмотры
719
И днём, и ночью служба «04» на страже безопасности людей
Аварийная бригада на выезд готова (слесарь ЦАДС Иван Боровик и водитель Юрий Латышев)
В Хабаровском крае идет месячник по пропаганде безопасности пользования газом.

В этом году ОАО «Хабаровсккрайгаз» отметит свое 55-летие. Ровно столько лет существует на предприятии и аварийно-диспетчерская служба (ЦАДС). За эти годы она, конечно, менялась - модернизировалась, оснащалась новым оборудованием, компьютеризировалась, но суть ее работы остается прежней: срочно идти на помощь людям при возникновении опасной ситуации, связанной с утечкой газа.

ЦАДС работает в круглосуточном режиме. Кроме головной службы в Хабаровске, есть три филиала - в Вяземском, Сов­гавани и Комсомольске-на-Амуре. Работающие здесь люди имеют трудовой стаж на предприятии не один год, практически все прошли школу районного звена, сами начинали слесарями, и опыт этот помогает им принимать в каждой конкретной ситуации самое верное решение. Ведь они сразу понимают, о чем идет речь.

Принимают заявки два диспетчера. Все звонки записываются, и каждое утро руководители подразделения проводят их анализ, в спорных моментах решают, правильно ли поступил диспетчер, дав ту или иную команду бригаде. Бригада - это водитель и слесарь, обучение которых по действиям в экстренных ситуациях ведется по одной программе.
Основные работы выполняет слесарь, но при необходимости водитель может не только ему помочь, но и заменить, если такое потребуется, в экстренной ситуации. Но прежде надо домчаться до места: после поступления аварийной заявки бригада должна выехать в течение пяти минут.

В ЦАДС существует регламент, по которому на то, чтобы добраться на место возможной аварии в самую отдаленную точку обслуживания (а в зону ответственности службы попадает весь город, Хабаровский и частично Нанайский районы), дается всего 40 минут. Надо успеть, при этом не создав аварийной ситуации. Наверное, каждый автолюбитель поймет, насколько эта задача непростая. Несмотря на включенную сирену, далеко не все и не всегда уступают дорогу.
Но в Крайгазе работают профессионалы! Один из них - водитель аварийной службы Хасян Ахметов, трудовой стаж которого без малого 40 лет. Хасян Усманович знает все премудрости газовой службы. Кстати, у водителей тут свои тонкости. К примеру, даже при выборе места для стоянки своей машины он должен учесть множество факторов, в том числе высоту дома, чтобы в случае разрушения машину не накрыло, и направление ветра - в сторону газа, а не наоборот, чтобы самому не стать источником взрыва.

В центральной аварийно-диспетчерской службе во всю стену висит карта Хабаровска, так что диспетчер сам видит место предполагаемой аварии и руководит бригадой с пульта по рации. В случае необходимости он может выслать на помощь мастера, который тоже обязательно дежурит в каждой смене.

В «спокойные» дни ЦАДС фиксирует до 1 200 звонков за сутки. А если возникают какие-то проблемы, то и до полутора тысяч. Если вы думаете, что служба «04» принимает заявки, касающиеся только «газовых» вопросов, то глубоко ошибаетесь. Народ звонит по любому поводу: узнать про погоду, вызвать такси, пожаловаться на жизнь...
Диспетчеры выслушивают всех. Консультируют сами, дают нужные телефоны, сами связываются со «скорой помощью» или пожарной службой, если этого требует ситуация, а уж если заявка, как говорится, по адресу, тогда принимают экстренные меры. В среднем за смену аварийным бригадам приходится выезжать по 30 заявкам.

Надо сказать, что как только Крайгаз объявляет месячник по безопасности, количество звонков значительно увеличивается. Люди становятся более бдительными и внимательными.

- Типичные звонки - это жалобы на запах газа, - говорит заместитель начальника Центральной аварийно-диспетчерской службы Крайгаза Андрей Сухоловский. - Совсем свежий пример: на ул. Серышева, 34 хозяйка не закрыла газовый баллон, оставила открытым кран на плите и ушла из дома. Соседка, почувствовав, что в подъезде пахнет газом, вызвала аварийку. Хорошо, что у соседей был ключ от квартиры! Отключили баллон и плиту, пока виновница не сходит на инструктаж. Так после того, как все закончилось, в доме началось недовольство: «Что вы людей без газа оставляете?! Ничего же не произошло, а вы нас отключаете!..». А если бы произошло, было бы уже поздно.

Этот случай Андрей Викторович назвал типичной халатностью, невнимательностью и пофигизмом. Но этот «пофигизм» в прошлом году мог в 67 случаях закончиться плачевно, столько раз хабаровчане оставляли открытый кран на газовой плите без горения. Всего за год в диспетчерскую службу  поступило 1427 звонков с жалобами на запах газа в жилых домах.

- Запах газа из закрытой квартиры - 89 случаев, - продолжает статистику Сухоловский. - Почти восемь случаев в месяц! Дома никого нет, квартира закрыта, а оттуда пахнет газом. Слава богу, что есть внимательные соседи, которые вызывают нас! Иначе последствия были бы непредсказуемы: кто-то зашел в подъезд, чиркнул спичкой, и... 34 случая самовольного отключения или подключения газовой плиты, чего человек, в принципе, не должен делать самостоятельно - это то, что мы обнаружили, а ведь есть и пока неизвестное нам. 13 вызовов по поводу работающей за закрытой дверью газовой плиты: человек вышел из квартиры, дверь захлопнулась, а плита работает. Там что-то кипит-кипит, поплыло, затушило пламя, и все, угроза взрыва... По проблемам, связанным с неисправной газовой плитой в домах с централизованным газоснабжением, выезжали за год 224 раза и 311 раз в дома, где установлены привозные газовые баллоны.

А всего в прошлом году по внутреннему газопроводу было 3 224 аварийные заявки, по которым выезжала аварийная служба крайгаза. Добавьте к этому еще 515 ситуаций, связанных с наружным газопроводом, из них 244 случая, когда были проблемы на газовых станциях, возле которых баловались дети, куда въехала машина, где кто-то что-то сломал... Работникам аварийной службы отдыхать во время смены не приходится, нагрузка приличная! Отрабатывается каждая заявка, но не каждая из них бывает правдивой.

- Одно время были распространены ложные заявки, - рассказывает Андрей Викторович. - Когда мы приезжали по названному адресу, а там нас не ждали. Оказывается, соседи или друзья пошутили... Сейчас этого стало поменьше. А вот неадекватные звонки с угрозой взрыва приходят практически каждый день. Звонят пьяные, наркоманы, душевнобольные... Бывает, когда поссорятся в семье:  «Ах, вы такие-сякие, я вас взорву!» - и открывает кран... В прошлом году было, наверное, с десяток конкретных угроз взрыва, в этом году уже один такой случай....
Круглосуточно в «аварийке» Крайгаза работают пять бригад. Все машины укомплектованы специальными инструментами, рацией и картами-планшетами с подробным описанием каждого места города - где что расположено и как туда проехать. Правда, газовщикам, как и всем экстренным службам, часто приходится сталкиваться с трудностями - многие дворы перегорожены и перекопаны, попасть туда проблема.  

- Это больная тема! - считает Андрей Сухоловский. - На наших газовых станциях мы специально делаем надпись «Огнеопасно». Туда ближе чем на 15 метров подъезжать нельзя, однако водители ставят машины вплотную к газгольдерам! Не дай бог, если что-то на газовой станции вышло из строя, пошел запах газа, а водитель начнет заводить свой автомобиль - в загазованной зоне  может взорваться и машина, и человек, и станция, вот что опасно! Еще одна проблема: порой бывает  затруднен подъезд к газовым станциям, и иногда слесарю приходится пешком добираться до места, чтобы, например, перекрыть газ.

Из-за стоящих вплотную к станции машин бывает, что наши пропановозы не могут подъехать туда! Тогда водитель звонит диспетчеру, что нет подъезда. Иногда вот так без толку приходится по нескольку дней ездить! Оставляем людей без газа. Есть у нас такие «горячие» адреса, вроде ул. Шеронова, 3, 5, 7, где для того, чтобы проехать пропановозу, утром выставляют нашего дежурного слесаря, чтобы он стоял и охранял подъезд для газовода, чтобы легковые машины не заняли! Особенно этим страдает Центральный район, он забит - много машин, контор, офисов. В других районах попроще, там дома стоят пореже и места побольше.

Обратил внимание Андрей Викторович и на плановые работы на газовых станциях, которые проводятся с апреля по сентябрь. Как раз сейчас они начались, и в некоторых домах Хабаровска сейчас отсутствует газоснабжение. О предстоящем отключении жителям должны были сообщить управляющие компании или ТСЖ, вывесив объявления, но, видимо, не везде граждане успели прочитать эту информацию, и теперь они звонят в диспетчерскую с возмущением: что за безобразие, почему нет газа?

Дело в том, что каждый год все газопроводы, проложенные во дворах, проходят контрольную опрессовку-проверку, как они пережили предыдущую зиму и готовы ли к следующей. Из газопровода убирается газ, под давлением туда нагнетается воздух, идет испытание трубы на прочность и плотность. Бывает, манометры показывают, что где-то это давление не держится, и тогда ремонтная служба ищет возможные щели и трещины, специалисты вырезают эти участки газопровода и меняют их.

Контрольная опрессовка труб нужна обязательно, все-таки это металл, и на него воздействуют разные температуры, бывают сдвижки грунта, небольшие землетрясения, из-за которых и происходит порыв подземных газопроводов как зимой, так и летом. Раз в две недели обходчики Крайгаза проходят по всем газопроводам.

Кстати, есть безошибочные приметы утечки газа: зимой над этим местом желтеет снег, а летом там жухнет трава и роится куча зеленых мух, которые, видимо, очень любят запах газа. По таким приметам даже непосвященный человек может сказать, что здесь на газопроводе неполадки. Тогда там начинаются внеплановые ремонтные работы.
Еще одна причина отсутствия в домах газа - так называемое ВОГИ. Это внутренний осмотр и гидравлические испытания газовой станции. Такую процедуру станция обязательно проходит раз в 10 лет. ВОГИ отслеживается Ростехнадзором. На этот год запланированы испытания 96 газовых станций Хабаровска из имеющихся 476.

Во время ВОГИ сначала из резервуаров станции выкачивается жидкий газ и выжигается так называемая паровая фаза, потом емкости заливают горячей водой. (Одновременно снимают всю надземную аппаратуру, увозят в ремонтный цех предприятия, где ее перебирают, проверяют и испытывают.). А воду выкачивают и делают опрессовку - нагнетают высокое давление и осматривают каждый сосуд, проверяя его стенки.

Ведь со временем они утончаются, и, если такое происходит, то принимающий работу специалист Ростехнадзора может или уменьшить срок службы резервуара, а иногда даже просто запретить его эксплуатацию. Тогда емкость надо вообще заменять и ставить новую. Эта проверка на следующие 10 лет!

Все делается не для прихоти Крайгаза, а ради нашей с вами безопасности. Поэтому давайте отнесемся с пониманием к некоторым временным неудобствам. Чтобы следующие 10 лет прожить спокойно и уверенно, можно сейчас немного потерпеть.