Как угнаться за селёдкой
По информации председателя комитета рыбного хозяйства краевого министерства природных ресурсов Сергея Рябченко, дела в отрасли идут не совсем хорошо - объемы добычи некоторых видов рыбы снижаются. Некоторые предприятия даже не выбирают квоты, что грозит их снижением, а то и расторжением договоров. Самое плачевное состояние в крае с селедкой.
Во-первых, не все заводы берут ее на переработку. А если и берут, то по низким ценам. Во-вторых, ее промысел нерентабельный, по сравнению, например, с минтаем. Рыбаки отдают предпочтение последнему. В связи с этим добыча сельди снизилась на 30 процентов.
Из-за поздней корректировки выделенных ресурсов не освоены квоты по крабу. Не хватает производственных площадей по переработке лососевых пород рыб. Береговые мощности не справляются с объемами добытой рыбы и морепродуктов, а на промысловых судах переработкой заниматься теперь запрещено «Законом о рыболовстве».
- Суда, занимающиеся ловлей краба, несколько лет назад были переоборудованы в Южной Корее для его переработки и заморозки, - говорит генеральный директор «Восточной промысловой компании» Владимир Фукалов. - То есть они превратились в действующие заводы. Но теперь закон обязывает рыбодобытчиков всю переработку вести на берегу.
Выход только один - надо всего лишь в законе добавить одну строчку, что переработка улова возможна «и на промысловых судах».
Серьезной проблемой для отрасли является и техническая отсталость промыслового флота. Более 70% судов имеют предельный срок эксплуатации. Нет возможности у рыбаков и купить новые суда: 80-100 миллионов долларов - приличная сумма. Одно из рыбодобывающих предприятий края нашло два судна испанского производства аж в Аргентине.
- А почему не пытаетесь заказывать и строить корабли в лизинг на территории края? - поинтересовался Вячеслав Шпорт. - У нас же есть завод в Комсомольске-на-Амуре. Да, он выпускал атомные подводные лодки. Но неужели не сможет по заказу построить промысловое судно?
Оказалось, что никто из представителей отрасли к комсомольским судостроителям и не обращался.
Губернатор предложил совместными усилиями разработать программу строительства кораблей в лизинг. Также Вячеслав Шпорт пообещал председателю правления рыболовецкой артели «Колхоз имени Ленина» Николаю Хомченко поручить краевому министерству транспорта посмотреть, что можно сделать относительно тарифов на перевозку рыбопродукции из Охотска в Хабаровск. Ситуация такова, что охотский завод выпускает 57 наименований рыбной продукции. Но в краевой столице ее или нет, или есть, но по заоблачным ценам.
И еще одно очень важное решение, принятое на совещании. Руководитель Ассоциации рыбохозяйственников Амурского бассейна Александр Поздняков предложил открыть промысел осетровых пород. Несмотря на то, что вылов этого вида рыб запрещен, ее все равно ловят браконьерским способом, по некоторым данным, от 500 до 600 тонн ежегодно. Так почему бы не делать это законно?
Вячеслав Шпорт все предложения рыбаков пообещал довести до сведения правительственной комиссии по рыболовству на совещании, которое состоится 24 февраля в Москве.