Хабаровский товар на прилавках предпочитает отмалчиваться

В 2010 году предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края снизили темпы производства. Одна из причин - падение потребительского спроса на их продукцию.
Свое - лучше
Ситуация, на первый взгляд, удивительная. Ведь в Хабаровском крае производятся практически все основные виды пищевой продукции - 1533 наименования на сегодня: 749 видов колбасной продукции и мясных полуфабрикатов, 150 видов молочной, соевой и комбинированной продукции, 7 видов майонеза и так далее. Ассортимент местной «пищевки» постоянно пополняется, появляются все новые и новые виды продуктовых товаров.
Яркой приметой последнего времени стало появление на прилавках хабаровских магазинов всевозможных лечебно-профилактических видов произведенных у нас же в регионе продуктов питания. Это вполне объяснимо, учитывая то, что россияне, в том числе и жители Хабаровского края, уделяют все больше внимания вопросам сохранения собственного здоровья.
Сейчас в ассортименте отрасли по краю уже 127 наименований «лечебно-профилактических» продуктов. В первую очередь речь идет о мясной и молочной продукции, а также о хлебо-булочных изделиях с добавлением лактозы, йода. Хабаровские колбасные модули выпускают сосиски, обогащенные йодом и селеном. Бывают и эксклюзивные предложения. Скажем, один из местных частных предпринимателей предлагает потребителям котлеты с добавлением папоротника.
Среди новинок 2010 года - хлебобулочные изделия с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов. Это хлеб «Ржаной», «Диабетический», «Раздолье», «Кукурузный». Для удобства потребителей хлебозаводы и пекарни производят хлеб и булочки самого разного размера, включая и мини-изделия весом от 40 до 50 граммов.
Конкуренция на прилавке
Казалось бы, то, что производится на территории Хабаровского края и предназначено для «внутреннего употребления», должно пользоваться спросом у населения и продаваться лучше, нежели привозной товар. Для популяризации местной торговой продукции в крае ежегодно проводятся выставки местных производителей. Участвуют хабаровские предприятия и в различных всероссийских и региональных выставках, в том числе и самых престижных, таких, как ежегодняя Всероссийская агропромышленная ярмарка «Золотая осень».
Однако доля местной «пищевки», в том числе и предприятий из Хабаровска, в общем объеме торговли в крае, на самом деле, мизерно мала. В 2010 году, вопреки усилиям муниципалитетов и самих предприятий, ситуация по сравнению с прошлогодними показателями даже несколько ухудшилась.
За девять месяцев этого года производство колбасы в Хабаровском крае снизилось на 55 тонн, пива - на 23,5 процента, пшеничной муки - на 33,6 процента.
Причина кроется в наличии высокой конкуренции - зачастую из-за пределов края к нам привозят аналогичную продукцию и продают ее у нас по более низким ценам.
Уменьшение объема производства хлебобулочных изделий в Хабаровском крае объясняют тем, что доходы у большей части населения в результате финансового кризиса несколько упали. Поэтому, говорят хлебопеки, существенно снизился спрос на высокорецептурные и дорогостоящие виды продукции.
Есть также и ряд объективных причин, из-за которых страдает в целом вся отечественная «пищевка». Скажем, такой популярный до недавнего времени у населения напиток, как пиво. Сейчас его производство повсеместно уменьшилось. Производители объясняют это падением покупательского спроса - после введения в РФ (с 1 января 2010 года) повышенных ставок акциза, изменилась, естественно, и цена самого продукта.
Реклама - двигатель прогресса
В цепочке, связывающей производителя и покупателя, значение имеет не только первое звено. Миллионы «казенных» рублей, потраченных на реконструкцию, расширение и модернизацию производства, еще не гарантия того, что продукция предприятия окажется победителем в борьбе за место на прилавке. Если конкурент настоящий «профи», знающий толк в «раскрутке» товара, многие покупатели могут предпочесть именно его.
На недавнем рабочем заседании крайминсельхоза во время обсуждения перспектив развития сотрудничества между хабаровскими производителями продуктов питания и предприятий торговли приводилась официальная статистика.
Мощности предприятий пищевой промышленности края сегодня используются всего на 40 процентов. Остальные 60 - это потерянные доходы самого производителя, заработная плата его работников и налоговые отчисления в местный бюджет.
Заместитель начальника управления пищевой промышленности краевого минсельхоза Ирина Ефимова считает, что сложившаяся ситуация во многом зависит от работы коммерческих отделов самих предприятий. Зачастую производители не до конца осознают, что изучение покупательского спроса - это не чья-то прихоть, а реальная необходимость нашего времени.
К тому же предприятия нередко сами себя ставят в заведомо невыгодные условия по сравнению с конкурентами, «зажимая» деньги на рекламу. Плохо это или хорошо, но покупатель сегодня предпочитает покупать те товары, названия которых ему знакомы, про которые он уже что-то читал или слышал. И только одними специализированными выставками здесь не обойтись.
По оценкам специалистов, сегодня предприятия пищевой промышленности закладывают на собственное продвижение в среднем от 10 до 500 тысяч рублей в месяц. Между тем цены на рекламу довольно высоки, и за 10 тысяч рублей хорошее и действенное «промо» получить очень трудно.
По мнению Ирины Валерьяновны, в нерасторопности наших производителей кроется серьезный «подвох» для местной «пищевки» на ее пути к прилавку.
Привела она и примеры. Скажем, для того, чтобы потребители легко узнавали на прилавках «свои» продукты, наши дизайнеры - по просьбе самих же производителей - разработали специальный логотип, предназначенный для размещения на упаковке товара, произведенного на территории Хабаровского края.
Утвержденный знак был направлен на предприятия края еще несколько месяцев тому назад. Однако до сих пор символикой так никто и не воспользовался. Видимо, просто «руки не дошли»...