поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Хабаровской организации Союза художников России - 70 лет

05.04.2011
Просмотры
1006
Разговор накануне выставки

Разговор с председателем правления Хабаровской краевой организации ВТОО «Союз художников России» Николаем Ивановичем Вагиным состоялся в дни подготовки праздника. Мы сидели в правлении, дверь в которое не закрывалась потому, что постоянно приходили художники с вопросами, куда и когда приносить работы для юбилейной выставки. Понятное дело. Для художников выставки - важный этап жизни. Так было и до создания Союза художников. Так будет всегда.

- Николай Иванович, как определилась точная дата юбилея?

- Благодаря прекрасной книге «Мастера кисти и резца», изданной Государственным краевым архивом Хабаровского края, мы знаем точную дату своего рождения. Наша организация была создана в феврале 1941 года.

- Но почему время празднования отодвинулось на весну?

- Мы хотели расширить выставочные площади, использовав возможности и фонды Дальневосточного художественного музея (ДВХМ), поэтому сроки согласовывали с ним. К апрелю у нас выйдет альбом «Художники Хабаровского края». Его презентация станет важной частью праздничных мероприятий. Кроме того, в апреле растает снег. Весна, солнце создадут соответствующее настроение для праздника. Юбилей мы отмечаем не формально. Это важный этап в жизни организации. Есть повод оценить прошлое и задуматься о будущем. Я как художник и гражданин к прошлому отношусь с благодарностью и в будущее смотрю с большой надеждой.

- Главное мероприятие праздника - юбилейная выставка. Чем она будет отличаться от выставок, постоянно проходящих в галерее имени Алексея Федотова и ДВХМ?

- Конечно, главное - выставка. Мы хотим показать наше культурное наследие, богатство, которое мы сохранили, картины художников за 70 лет существования организации. Сегодняшние художники должны знать и любить своих предшественников. Это поможет им в сегодняшнем творчестве. Ведь связь времен, культурная традиция сохраняются, и мы продолжаем работать относительно них, ушедших. Именно они - Федотов А. М., Высоцкий В. Н., Зорин Г. С., Шахназаров Б. Г. и многие другие задали нам высокую планку. Мы с этими прекрасными мастерами встретимся на выставке на одних стенах. Ушедшие и живые. Вместе создадим образ дальневосточного изобразительного искусства в развитии.

-Как будут проходить праздничные мероприятия?

- Мы приглашаем всех желающих в галерею имени А. М. Федотова на торжественное открытие выставки 8 апреля в 14 часов, а в 16 часов в Дальневосточном художественном музее состоится презентация юбилейного альбома «Художники Хабаровского края» и открытие выставки картин дальневосточных художников, хранящихся в фондах музея. Кроме того, будет открыта выставка в галерее Института повышения квалификации работников здравоохранения.

- Чем еще занимается Союз?

- Мы активно занимаемся пропагандой российского искусства. Ведь мы российская организация. Это обязывает нас шире работать с людьми, с другими творческими организациями, дизайнерами, архитекторами, Союзом писателей. Существует такая форма сотрудничества, как совместные выставки, участие в совместных мероприятиях. Кроме того, нами созданы две народные некоммерческие галереи, где выставки членов Союза художников проходят регулярно. Это галерея в Институте повышения квалификации работников здравоохранения и в Хабаровской семинарии. Мы активно сотрудничаем с галереей, существующей в Совете творческой интеллигенции. В последнее время у нас сложились дружеские отношения с китайскими художниками. Мы уже провели с ними два совместных пленэра и ряд выставок. В Китае вышел большой альбом о лучших живописцах Дальнего Востока. Китайцы очень интересуются русской классической культурой. Они любят русскую народную музыку, знают русские народные песни, высоко ставят русскую классическую литературу.

Другим направлением нашей деятельности является работа в области монументального искусства. Мы украшаем город. В частности, мы принимали активное участие в создании Спасо-Преображенского собора, Храма святой великомученицы Елизаветы, храма святого Серафима Саровского. Все хабаровчане хорошо знают здания цирка, краевой филармонии. Им полюбилась территория городских прудов, где также представлены работы, выполненные членами нашей организации. Мы имеем скульптурный цех, где наши мастера исполняют витражи любой сложности, парковую и монументальную скульптуру, кованый металл, литье и многое другое. Они могут сделать все, что делает образ зданий, города красивым и неповторимым. В том, что Хабаровск признан лучшим по благоустройству, есть вклад и наших художников.

Муза. Художники. Музеи

«Муза венчает славу, а слава - музу». Это о нём - о священном союзе художника и музы - говорит известное латинское изречение. Художник и муза - понятия неразделимые. Поэтому и музеи - храмы муз - всегда были и будут нужны людям, рождённым для искусства.

Первое в крае объединение мастеров искусств - Ассоциация хабаровских художников - было создано в 1927 году по инициативе заведующего художественным отделом краевого музея П.М. Покровского и художников Н.П. Наумова и И.А. Горбунова. А с 1931 года, когда был организован Дальневосточный художественный музей, у художников появились и новые перспективы в творческой работе: именно художественный музей становится центром культурной жизни города и местом проведения первых краевых художественных выставок. Кроме того, основой музейного собрания явились подлинные произведения лучших мастеров отечественной и зарубежной классики. Поэтому теперь художники города обрели блестящие возможности - находиться рядом, видеть, копировать живопись В. Тропинина, И. Репина, В. Сурикова, И. Шишкина, В. Поленова, И. Левитана, В. Верещагина, К. Маковского, рассматривать оригинальные произведения скульптуры и старинной графики и получать важный стимул для собственного творчества.

Благодаря общим интересам художников и музейщиков в 1930-е годы стал формироваться музейный фонд изобразительного искусства художников Приамурья, Приморья, Забайкалья. В эти же годы в ходе научных этнографических экспедиций сотрудниками музея, в числе которых были художники В.Н. Высоцкий и Г.В. Гусак, были собраны бесценные коллекции традиционного искусства коренных народов Дальнего Востока.

И в последующие десятилетия, когда уже родилась и набирала силу краевая организация художников, творческое содружество живописцев и графиков, объединившихся вокруг ДВХМ ещё в 1930-е годы, продолжало участвовать в создании новых музейных экспозиций, проведении лекций и оживлённых творческих дискуссий. В небольшом здании Художественного музея, бывшем здании синагоги, в годы Великой Отечественной войны создавали свои агитационные плакаты и острую политическую карикатуру хабаровские графики И.А. Горбунов, И.Д. Елкин, Н.И. Туркин, А.П. Смелов. Один из них - Николай Иванович Туркин - в 1941 году стал директором Дальневосточного художественного музея и вписал ещё одну страницу в историю совместного творчества музейщиков и художников.

Активный член правления Союза советских художников Хабаровского края, энергичный и целеустремлённый Н.И. Туркин обладал широким видением перспективы сотрудничества музея с организацией художников. В области музейного собирательского дела он прошёл свои «университеты», старательно выстраивал отношения с московскими и ленинградскими коллекционерами, вёл переписку с хранителями творческого наследия известных русских мастеров. В эти годы в отдел русского искусства влились полотна А. Варнека, И. Крамского, А. Куинджи, В. Васнецова, К. Гуна, А. Исупова, Е. Лансере, П. Кузнецова, П. Корина. Высоким уровнем и разнообразием отличались поступления этих лет в раздел графики, обогатившийся работами С. Галактионова, А. Брюллова, К. Беггрова, М. Врубеля, Н. Крымова, А. Пластова. Наметились контуры будущей коллекции скульптуры советской эпохи. Начало ей положили произведения В. Домогацкого, Д. Цаплина, И. Фрих-Хара, А. Древина, А. Мильчина, Н. Ивлевой.

Для хабаровских зрителей как в прошлые десятилетия, так и сегодня, музей всегда был и остаётся главной экспозиционной площадкой, где можно увидеть всё разнообразие регионального искусства. Здесь по-прежнему гости музея восхищаются произведениями тех мастеров, что стояли у истоков создания региональной школы пейзажа, натюрморта, исторической картины - работами А.М. Федотова, Б.Г. Шахназарова, Г.С. Зорина. Многие музейные проекты адресованы зрителям, которые хотят видеть искусство хабаровских мастеров 1970-х или 1980-х годов. Организация персональных или групповых выставок молодых дальневосточных художников является не менее важной задачей для музея.

Современный музей и Хабаровская краевая организация художников, самостоятельная ветвь ВТОО «Союз художников России», по-прежнему во главу своих интересов ставят популяризацию искусства и приобщение зрителей к источникам художественной культуры. Именно поэтому и в наши дни сотрудничество ДВХМ с художниками региона продолжает оставаться интересным и разноплановым. Персональные и групповые выставки В.П. Дроздова, Г.А. Палкина, А.П. Лепетухина, К.Б. Кузьминых, И.Г. Грабовского, И.В. Кравчука, В.А. Смирнова, А.В. Бабурова, Н.Е. Ковалевской, И.Д. Лиханова - это лишь небольшой перечень совместной работы самых последних лет. Организацию и участие музея и художников в социокультурных акциях надо отнести к числу новых форм сотрудничества. В этой связи стоит назвать цикл дискуссионных встреч художников со зрителями под названием «Лицом к лицу», проходящих в течение года в музее, а также серию выездных мероприятий для краевой молодёжи, состоявшихся в рамках первой студенческой инновационной площадки в декабре 2010 года. Это - примеры совместной творческой работы музея и художников, которая вносит в традиционные формы сотрудничества свежесть и новизну.

Текущий 2011 год стал юбилейным не только для сообщества хабаровских художников. Сегодня и сам музей стоит на пороге своего 80-летия. Поэтому и у коллектива художников, и у коллектива музея в перспективе много совместных планов и идей. Одна из них - это создание постоянной музейной экспозиции хабаровских художников. Стать реальностью эта идея сможет только после открытия в столице ДВФО первой на Дальнем Востоке государственной Галереи современного искусства, нового отдела Дальневосточного художественного музея. И сегодня, веря в воплощение совместной мечты, художники активно работают, создавая замечательные по оригинальности идей и способам их воплощения произведения, а музейные специалисты формируют полноценные музейные коллекции, заполняют исторические лакуны, по крупицам восстанавливают историю художественной жизни края, создают проекты новых экспозиций регионального искусства. Ведь решение актуальных задач современного культурного строительства в городе и крае сможет вывести сотрудничество Дальневосточного художественного музея и краевой организации художников на новый виток совместного творческого развития.

Культура - это любовь к миру

Партнером проекта, посвященного 70-летию Хабаровской организации Союза художников России, стал НОМОС-РЕГИОБАНК. И это не случайно. Уже стало доброй традицией участие этого банка в культурных событиях Хабаровского края.

Своим давним и верным партнером считает НОМОС-РЕГИОБАНК и Дальневосточный художественный музей. Многие культурные события здесь прошли благодаря поддержке банка. Например, уникальная фотовыставка «Французская фотография от истоков до наших дней» в 2010 году, объявленным Годом Франции в России и России во Франции. Или выставка известного хабаровского художника Игоря Кравчука «Вечное цветение времени». Запомнилась передвижная выставка «Близкое искусство» из собрания Дальневосточного художественного музея, посвященная русской живописи ХVIII - XX вв.

Благодаря последней жители самых отдаленных районов Хабаровского края смогли увидеть тридцать произведений мастеров исторической картины, парадного и лирического портрета, пейзажа и натюрморта, чьи имена являются гордостью русского изобразительного искусства: Ивана Шишкина, Василия Поленова, Ильи Репина, Константина Маковского. В течение года передвижная выставка побывала в Ванино, Советской Гавани, Николаевске-на-Амуре, Комсомольске-на-Амуре, Амурске, Солнечном.

- Как же сопряжены в современном мире культура банковская - финансовая и общечеловеческая?

- Связь здесь самая неразрывная, - считает Сергей Гребенюк, президент НОМОС-РЕГИОБАНКа. - Мы не можем существовать вне культуры: если цивилизация - это власть над миром, то культура - это любовь к миру. Для нас, граждан России, очень важно сберечь культурное наследие, ведь культура формирует самооценку нации. И здесь вопрос не только к государству, но и к населению нашей страны, региона, города. Наш банк - не исключение. Мы уверены, что бизнес вне социальной сферы не существует, и невозможно жить, опираясь лишь на разум. Надо прислушиваться к своей душе.

Наверное, поэтому НОМОС-РЕГИОБАНК выступил партнером создания книги детских стихов Александры Загорулько «Таежные малыши». Коренная дальневосточница, дочь лесника Александра Загорулько написала стихи для детей, а иллюстрации к ним нарисовали известный хабаровский художник Виктор Пичуев и преподаватель Хабаровского педагогического колледжа Светлана Абрамова. Участвуя в этом проекте, банк получил возможность привлечь внимание к вопросам воспитания, бережного отношения к родному краю, формированию семейных ценностей в регионе, где живем мы и где будут жить наши дети.

И, между прочим, книга стихов «Таежные малыши» получила серебряную медаль на 14-й Дальневосточной выставке-ярмарке «Печатный двор».

Кстати, НОМОС-РЕГИОБАНК знакомит людей с шедеврами мирового искусства даже в стенах своего центрального офиса. В рамках совместного проекта с ДВХМ «Шедевры мировой фотографии» банковские стены украсили тридцать черно-белых фотографий всемирно известных фотографов Рута Оркина, Филиппа Хальцмана, Марио Тестино...

Не у всех хабаровчан была возможность посетить эту выставку, когда она проходила в ДВХМ. Поэтому в банк приходили не только клиенты, но и гости города, некоторые даже просили разрешения заснять все на камеру.

- Когда банк становится немного выставкой или немного музеем, это нормально?

- Конечно, - говорит Сергей Гребенюк, - ведь нестандартная подача всегда привлекает внимание. Это так же, как в бизнесе, где мы всегда ищем новые подходы, улучшаем, проверяем, совершенствуем. Организовать выставку для художника - целый проект, для которого, как правило, нужно место и средства. Поэтому можно искать варианты, например, показать лучшие работы мастера в офисном помещении.

Если же говорить о личных предпочтениях, то Сергей Гребенюк с большой теплотой отзывается о творчестве известного хабаровского живописца Владимира Хрустова. Может быть, потому, что именно улицы Хабаровска стали отдельной темой в творчестве этого замечательного пейзажиста, который с большой любовью изображает наш город. Три картины из этого цикла украшают сегодня и стены головного офиса НОМОС-РЕГИОБАНКа - городской пейзаж, «Планетарий» и «Зимний Хабаровск».

- Какие пожелания нашим художникам и Хабаровской организации Союза художников России в день их 70-летия?

- Художникам я желаю вдохновения для создания новых прекрасных произведений, - говорит Сергей Гребенюк. - А Хабаровской организации Союза художников России - процветания и благополучия в нелегком деле поддержки искусства на Дальнем Востоке.

Пятнадцать из семнадцати, или Запоздалое признание в любви

Нашему Союзу художников уже семьдесят. Пятнадцать лет я веду своеобразную летопись в рубрике «Душа и творчество», рассказываю о творческих людях, о выставках. Рубрика очень субъективна, ведь я говорю о тех, кого люблю, о тех, кто мне действительно интересен. Возможно, пропускаю что-то важное.

Пятнадцать лет - срок серьёзный. Многие герои очерков уже не с нами. Оставили свои картины и ушли.

«А вы нас любили,

А вы нас хвалили.

Так что ж вы лежите

Могила к могиле,

И молча плывёте,

В ладьях накреняясь,

Косарь и псоломщик,

И плотничий князь...»

Приведенные на память любимые мной стихи полны светлой грусти. Смысл их мне не до конца ясен, но они удивительно точно передают мои чувства к Степану Матвеевичу Федотову, Григорию Степановичу Зорину, Евгению Михайловичу Фентисову, Валентину Петровичу Степанову... Список ушедших большой, в нём десятки имен... Действительно, пятнадцать лет - срок не малый, а человеческая жизнь так коротка.

Степан Матвеевич был похож на старого лысого ребенка. Про таких говорят: душа человек. Он всех мирил, уговаривал, успокаивал. Чужую обиду он переживал, как свою боль. Наверно, он всерьез считал доброту нормой в нашем мире.

У Федотова начисто отсутствовало тщеславие. Он был несколько безалаберным по отношению к себе. Может, поэтому оставил мало законченных картин. Не ценил он свой талант. Это точно. Картин мало, но не всем подходит плодовитость кроликов.

То, что сделал в искусстве Степан Матвеевич Федотов, серьезно и значительно, даже недосягаемо для сегодняшнего уровня дальневосточного искусства. Он наш мало оцененный классик. Особенно в области портрета.

Общение с Григорием Степановичем Зориным, заслуженным художником и соседом по мастерской, было счастьем. Его мнение об искусстве, его критика, его рассказы о жизни... Как этого сейчас не хватает!

- Санька, ты работаешь? Работаешь... Ну тогда не буду мешать. Работай.

- Да что вы, Григорий Степанович, заходите! Я бросаю. Уже темно. Заходите, пожалуйста.

Григорий Степанович давал мне купюру, и я, став мальчиком, бежал в магазин. Потом, взяв папку с бумагой, ручку, карандаши, записывал его рассказы, рисовал портреты.

Однажды Григорию Степановичу не понравился мой этюд. Он ругал его много часов подряд: «Ну как ты мог такое написать?!» Он ругал, а я радовался, что есть человек, который за тебя переживает и говорит правду. Теперь такого человека нет. И навряд ли будет. Григорий Степанович научил меня искусству, становиться стариком. Не надо гнить и киснуть, как забитый под кроватью на даче кабачок. Надо с годами сильнее любить жизнь, надо людей научиться понимать и жалеть. Зорин с возрастом заметно добрел. Он словно выходил из раковины эгоизма. Он все принимал. Ни на что не роптал. Может, поэтому в своих последних картинах стал петь цветом. И смолк он на самой высокой ноте.

- Ах, Санька, - жаловался он мне перед смертью, - мне каждую ночь снится, что я пишу картины. Вчера проснулся в слезах, нечаянно смазал кусок красивой живописи мастихином...

Евгений Михайлович Фентисов был человеком трудным. Мы много спорили, почти никогда не соглашались, но никогда не ссорились потому, что наши споры-разговоры вращались вокруг общей любви. Мы оба любили искусство.

Евгений Михайлович смотрел на жизнь трагическим взглядом. Как всякий атеист, Фентисов цепенел от ужаса смерти. Он не верил в продолжение. Об этом и спорили.

Еще он верил в прогресс в искусстве. Он считал смену форм прогрессом. Я не соглашался.

- Искусство вырастает из любви. Разве в любви есть прогресс? Может, мы научились любить больше и сильнее, чем Данте Беатриче?

Написал эти слова и понял, что затеваю очередной спор. Но нет Евгения Михайловича, и не будет ответа.

С уходом Фентисова в Хабаровске исчезла классическая пастель. Он был единственным и неповторимым мастером. Пастелью рисуют и сегодня, но так, как можно рисовать и другими материалами. Только Фентисов мог выявить её бархатные свойства. Только он мог превратить серый цвет в серебро.

Валентин Петрович Степанов был наделён щедрой русской душой. Он всех хвалил, всеми восхищался. «Да что я, - говорил он, - помнишь, у тебя была картина...»

Пожалуй, Степанов был единственным художником, который не ставил себя высоко, но при этом был выше всех в искусстве живописи.

Ему была открыта стихия цвета. Казалось, он присутствовал при творении мира и сохранил тот восторг, который пережил тогда.

Русское начало в его творчестве связано с радостью и благодарностью. В лучших вещах Степанова есть благодарность творцу за мир и за возможность быть соучастником творения. Ведь мир все еще создается. Всё ещё нужны настоящие художники.

Художник Василий Григорьевич Зуенко в конце жизни практически ослеп. Он придумал какие-то колесики с зубчиками, которыми на ощупь наносил изображения. Рисовал на ощупь! Глядя на эти рисунки, ни за что бы не поверил, что художник только догадывался о результате.

«Дима, Димочка, Дмитрий Андреевич» - так назывался очерк о Дмитрии Романюке. Этот художник оставил о себе ту самую светлую память, о которой мы часто говорим дежурно, привычно. Свет его гравюр теплый. Он был лиричен и пафосен. Детство. Мир природы. Мечта о гармонии. Таков был круг его образов. Романюк был наделен сильным отцовским чувством. Когда появились дочери-любимицы, то стали музами. Они росли в его работах. В своих гравюрах и гуашах Романюк наделял их счастьем. Наверно, они были счастливы со своим отцом. Надеюсь, они не забыли о своем папе-художнике.

Имена, судьбы, картины... Ушедшие любят, чтобы их вспоминали. Мне так кажется. Добрая память как-то хорошо отзывается в душах живых. Не зря существуют дни памяти.

Александр Викторович Гуриков. Мой учитель. Первый учитель. Он сумел, не делая специальных усилий, наделить нас энтузиазмом. Его слова о том, что «не существует искусства изобразительного, есть искусство выразительное», и тогда и сегодня - главный лозунг настоящих художников.

Пожалуй, самым дорогим для меня материалом, опубликованным в рубрике, стал очерк о Нелли Ивановне Потехиной. Есть такое понятие в социальной психологии: значимые другие. Это люди, относительно которых мы строим свою жизнь. Нелли Ивановна стала для меня таким человеком. Не будь встречи с ней, я бы стал совсем другим художником. Но «Бог не играет в кости». Он точно сводит человеческие судьбы. И все что происходит, происходит не зря так, как происходит. И слава Богу за все!

Пятнадцать лет... О многом еще не рассказано. Сменяются поколения. Уходят мастера. Но дальневосточное искусство по-прежнему живо. Появляются новые интересные люди, проходят интересные вернисажи, а значит, есть смысл писать. Но, признаюсь, сердце мое осталось в XX веке.