Хлестаков, Городничий, Король Лир и Одинокий Романтик…
13.06.2015
277
Романтик Матвеев и в 75 на сцене
И все это - народный артист России Владимир Гаврилович Матвеев, которому в декабре 2014-го исполнилось семьдесят пять лет. Сейчас в Хабаровске проходят гастроли Амурского театра драмы, где играет этот артист. А начинал театральную карьеру он в Комсомольске-на-Амуре, так что хабаровская публика относится к нему по-особому.
В семьдесят пять лет, оказывается, романтиком быть не только по пьесе в роли, но и по жизни - ничего удивительного! Матвеев, который за свой «театральный век» переиграл весь классический репертуар и внушительную часть современной драматургии, об этом говорит с уверенностью человека, знающего и понимающего театр каждым нервом и каждым закоулком души.
- Как председатель худсовета театра, я иногда вынужден принимать решения непростые, ведь спорные моменты нередки. Такое уж это место - театр, некий спектр спорных моментов и непростых коллизий: между драматургией и сценическим решением, между режиссурой и актерами, между творческими и коммерческими задачами.
- То есть творческие разногласия Вы одобряете?
- До определенного предела в театре и спорить, и отстаивать свои позиции - только на пользу. Но не до бесконечности. Надо искать и находить точки сближения, уметь пойти на компромисс, руководствуясь
соображениями целесообразности. Конечно, с творцами не всегда легко и просто.
Я приехал в Благовещенск по приглашению директора Николая Федоровича Стародуба. К тому времени (а я работал в драмтеатре Комсомольска-на-Амуре) многие роли были сыграны. В моем активе был уже Хлестаков.
- Сколько Вам тогда было лет?
- Тридцать восемь. Возраст самый что ни на есть плодотворный, силы есть, здоровье, опыт уже какой-никакой накопился - и житейский, и сценический.
- А были «черные дни»?
- Это попозже. Уже Стародуба сменил другой директор, я уже звание «Заслуженный артист России» имел. Присмотрели меня в русской драме Якутска, стали на работу звать. Ну мало ли кого куда зовут. Я не
собирался уезжать, но почему-то вдруг почувствовал: руководство театра заботливо эдак начало меня «выдавливать». Мол, перспективы блестящие - скорее звания, награды пойдут, роли самые-самые. Якутск - театральный город, да и внимания в то время было к национальным республикам со стороны Москвы побольше. Там и зарплата, мол, повыше, чем в Благовещенске. Короче, мысль такая: уезжай поскорее, тебе же лучше.
- А Вы?
- А я не поехал. Здесь мне нравится, роли у меня были всегда, работы не боюсь, сцену люблю - чего мотаться? Остался - и все тут! И Валентина Ивановна, несмотря на трудности момента, перенесла все стоически.
- Кстати, о Валентине Ивановне. Мало того, что вы столько лет вместе, семья у вас театральная - под одной крышей дома, так ведь еще и на работе - в одном театре. Это - как?
- О, Валентина Ивановна - мой ангел-хранитель. Собственно, она меня и «вылепила»…
- Редкий мужчина в таком признается…
- Она мудрее меня и дальновиднее во всех бытовых и житейских вопросах. Это раз. Второе - у Валентины Ивановны уже до нашего с ней союза был большой театральный опыт. Ей не понаслышке известно, как порой талантливые актеры почти буквально гибли в самом начале карьеры. Чуть успеха хватнул - и понеслась душа в рай. Или звездная болезнь одолеет, или… Сел на лавры, взял рюмку - считай, что талант пропил. И все достижения… Так вот, Валя «выстроила» мою судьбу. У нее хватило ума это сделать. В творческие мои дела никогда не вмешивается, не ругает. Правда, и хвалит очень сдержанно. И редко. В лучшем случае вымолвит: мол, нормально, пойдет. А уж если скажет, что хорошо - значит, сработал на «пятерку». Обычно - максимум - «удовлетворительно». Скупая она на оценки! Я судьбе благодарен за Валентину Ивановну - не каждому актеру такое везение бывает, да и мужчине не каждому, чтобы такая любящая и терпеливая жена была рядом, да еще и умная. И любимая, конечно.
- А часто сердится?
- И сердится, и кричит, и запрещает мне с возрастом все больше. Сладости не ешь, пирожки не ешь, громко не ори… А я сладенькое люблю и, что греха таить, вкусный кусок пирога не прочь отведать. Но я не обижаюсь, понимаю же. А вот насчет «не ори»… Ну что поделаешь, если у меня голос такой: говорю на первом этаже возле вахты, а во всем театре раздается.
- Кстати, о голосе. Вы же еще и поющий актер?
- У нас почти все поющие. Это часть профессии. Актер должен и петь, и танцевать.
- Какие Вы песни любите?
- Знаете, мои любимые - песни военных лет, а еще вот эта - романс Рощина из кинофильма «Разные судьбы». Текст задушевный там:
«Как боится седина моя
Твоего локона,
Ты еще моложе кажешься,
Если я около…».
Мелодия только поддерживает и укрепляет хорошие слова.
- Владимир Гаврилович, как Вы себя ощущаете по отношению к этому чуду и монстру, кровопийце и храму - ТЕАТРУ? С высот своих семидесяти пяти прожитых лет?
- Свое отношение? Могу назвать одним словом…
- И это слово…
- Служение. Знаете, я очень благодарен своим родителям, отцу и маме, которых давно уже нет. Нас было шестеро детей - две сестры и четверо братьев. Мы в Ханкайском районе Приморского края жили. Надо сказать, жили очень тяжко - и «тошнотики» из мерзлой картошки ели, и пухли от голода, но знали точно от своих родителей, что никому ничего легко не дается. Что главное условие успеха - это труд.
Они сами трудились от одной зорьки до другой, еще и ночь прихватывали, и нам - детям - внушали: работать надо много. Всегда, всю жизнь. Спасибо им, и светлая память с великой благодарностью. Мне 75 лет, я работаю, люблю свое дело. Люблю сцену, которая не дает расслабиться и даже заболеть не дает. Люблю театр. И свое Закулисье…
В Хабаровске у Владимира Матвеева тоже немало поклонников. Теперь уже и после бенефисного «Диогена», где народный артист мудр, остроумен и готов к диалогу с молодежью. Кстати, к бенефису в Благовещенске были выпущены даже юбилейные монеты - драхмы с профилем любимца дальневосточной публики.
В семьдесят пять лет, оказывается, романтиком быть не только по пьесе в роли, но и по жизни - ничего удивительного! Матвеев, который за свой «театральный век» переиграл весь классический репертуар и внушительную часть современной драматургии, об этом говорит с уверенностью человека, знающего и понимающего театр каждым нервом и каждым закоулком души.
- Как председатель худсовета театра, я иногда вынужден принимать решения непростые, ведь спорные моменты нередки. Такое уж это место - театр, некий спектр спорных моментов и непростых коллизий: между драматургией и сценическим решением, между режиссурой и актерами, между творческими и коммерческими задачами.
- То есть творческие разногласия Вы одобряете?
- До определенного предела в театре и спорить, и отстаивать свои позиции - только на пользу. Но не до бесконечности. Надо искать и находить точки сближения, уметь пойти на компромисс, руководствуясь
соображениями целесообразности. Конечно, с творцами не всегда легко и просто.
Я приехал в Благовещенск по приглашению директора Николая Федоровича Стародуба. К тому времени (а я работал в драмтеатре Комсомольска-на-Амуре) многие роли были сыграны. В моем активе был уже Хлестаков.
- Сколько Вам тогда было лет?
- Тридцать восемь. Возраст самый что ни на есть плодотворный, силы есть, здоровье, опыт уже какой-никакой накопился - и житейский, и сценический.
- А были «черные дни»?
- Это попозже. Уже Стародуба сменил другой директор, я уже звание «Заслуженный артист России» имел. Присмотрели меня в русской драме Якутска, стали на работу звать. Ну мало ли кого куда зовут. Я не
собирался уезжать, но почему-то вдруг почувствовал: руководство театра заботливо эдак начало меня «выдавливать». Мол, перспективы блестящие - скорее звания, награды пойдут, роли самые-самые. Якутск - театральный город, да и внимания в то время было к национальным республикам со стороны Москвы побольше. Там и зарплата, мол, повыше, чем в Благовещенске. Короче, мысль такая: уезжай поскорее, тебе же лучше.
- А Вы?
- А я не поехал. Здесь мне нравится, роли у меня были всегда, работы не боюсь, сцену люблю - чего мотаться? Остался - и все тут! И Валентина Ивановна, несмотря на трудности момента, перенесла все стоически.
- Кстати, о Валентине Ивановне. Мало того, что вы столько лет вместе, семья у вас театральная - под одной крышей дома, так ведь еще и на работе - в одном театре. Это - как?
- О, Валентина Ивановна - мой ангел-хранитель. Собственно, она меня и «вылепила»…
- Редкий мужчина в таком признается…
- Она мудрее меня и дальновиднее во всех бытовых и житейских вопросах. Это раз. Второе - у Валентины Ивановны уже до нашего с ней союза был большой театральный опыт. Ей не понаслышке известно, как порой талантливые актеры почти буквально гибли в самом начале карьеры. Чуть успеха хватнул - и понеслась душа в рай. Или звездная болезнь одолеет, или… Сел на лавры, взял рюмку - считай, что талант пропил. И все достижения… Так вот, Валя «выстроила» мою судьбу. У нее хватило ума это сделать. В творческие мои дела никогда не вмешивается, не ругает. Правда, и хвалит очень сдержанно. И редко. В лучшем случае вымолвит: мол, нормально, пойдет. А уж если скажет, что хорошо - значит, сработал на «пятерку». Обычно - максимум - «удовлетворительно». Скупая она на оценки! Я судьбе благодарен за Валентину Ивановну - не каждому актеру такое везение бывает, да и мужчине не каждому, чтобы такая любящая и терпеливая жена была рядом, да еще и умная. И любимая, конечно.
- А часто сердится?
- И сердится, и кричит, и запрещает мне с возрастом все больше. Сладости не ешь, пирожки не ешь, громко не ори… А я сладенькое люблю и, что греха таить, вкусный кусок пирога не прочь отведать. Но я не обижаюсь, понимаю же. А вот насчет «не ори»… Ну что поделаешь, если у меня голос такой: говорю на первом этаже возле вахты, а во всем театре раздается.
- Кстати, о голосе. Вы же еще и поющий актер?
- У нас почти все поющие. Это часть профессии. Актер должен и петь, и танцевать.
- Какие Вы песни любите?
- Знаете, мои любимые - песни военных лет, а еще вот эта - романс Рощина из кинофильма «Разные судьбы». Текст задушевный там:
«Как боится седина моя
Твоего локона,
Ты еще моложе кажешься,
Если я около…».
Мелодия только поддерживает и укрепляет хорошие слова.
- Владимир Гаврилович, как Вы себя ощущаете по отношению к этому чуду и монстру, кровопийце и храму - ТЕАТРУ? С высот своих семидесяти пяти прожитых лет?
- Свое отношение? Могу назвать одним словом…
- И это слово…
- Служение. Знаете, я очень благодарен своим родителям, отцу и маме, которых давно уже нет. Нас было шестеро детей - две сестры и четверо братьев. Мы в Ханкайском районе Приморского края жили. Надо сказать, жили очень тяжко - и «тошнотики» из мерзлой картошки ели, и пухли от голода, но знали точно от своих родителей, что никому ничего легко не дается. Что главное условие успеха - это труд.
Они сами трудились от одной зорьки до другой, еще и ночь прихватывали, и нам - детям - внушали: работать надо много. Всегда, всю жизнь. Спасибо им, и светлая память с великой благодарностью. Мне 75 лет, я работаю, люблю свое дело. Люблю сцену, которая не дает расслабиться и даже заболеть не дает. Люблю театр. И свое Закулисье…
В Хабаровске у Владимира Матвеева тоже немало поклонников. Теперь уже и после бенефисного «Диогена», где народный артист мудр, остроумен и готов к диалогу с молодежью. Кстати, к бенефису в Благовещенске были выпущены даже юбилейные монеты - драхмы с профилем любимца дальневосточной публики.