поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Крейсера рождались на Амуре

27.09.2012
Просмотры
359
Крейсера - крупные боевые корабли. Они появились в составе военно-морских флотов в 60-х годах ХIХ века, а в российском флоте с 1892 года. Крейсера предназначены для уничтожения надводных кораблей и подводных лодок противника, обеспечения высадки морских десантов, огневой поддержки сухопутных войск, а также для решения других боевых задач на море.

Цена одного крейсера в годы Второй мировой войны приравнивалась к стоимости пяти тысяч танков, поэтому понятно, что воюющие страны не рисковали посылать свои корабли в районы интенсивных боевых действий и избегали открытых морских боёв, как было в годы русско-японской войны 1904-1905 годов или в ходе Первой мировой войны.

К началу Великой Отечественной войны в составе советского Военно-морского флота насчитывалось всего три линкора и семь крейсеров, причем три крейсера были устаревшими, поскольку находились до 1917 года в составе царского флота, а из остальных четырех - два оставались в стадии постройки.

Первые крейсера советской постройки типа «Киров» были заложены в октябре 1935 года, один из них в Ленинграде, второй - в Николаеве. Крейсер «Киров» был спущен на воду в ноябре 1936 года и с 1938 года находился в составе Балтийского флота, а крейсер «Ворошилов» вошёл в состав Черномоского флота в 1940 году. Для постройки этих кораблей использовались только отечественные материалы и оборудование.

Уже в процессе постройки крейсеров «Киров», развернулось строительство крейсеров типа «Максим Горький» с усиленной броневой защитой и улучшенными характеристиками. Эти крейсера по сравнению с иностранными имели большую насыщенность вооружением, обладали отличными маневренными качествами, большей скоростью, высокой живучестью.

Первый крейсер «Максим Горький» вошёл в состав Балтийского флота в 1940 году, а «Молотов» - в состав Черноморского флота в 1941.

В стадии постройки в годы Великой Отечественной войны находились два крейсера типа «Максим Горький», это - «Калинин» и «Каганович». Оба они заложены на оборонном судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре.

В декабре 1941 года секретарь Хабаровского крайкома ВКП(б) Г. Барков обратился к Сталину с предложением о переориентации завода с кораблестроения на производство танков, но получил от него твердое указание строить в Комсомольске-на Амуре боевые корабли, в том числе два крейсера проекта 26 БИС, пяти эсминцев проекта 30, два сторожевых корабля проекта 29. Оставлять их в консервации, перепрофилировав завод на танкостроение, Сталин посчитал неразумным. Боевые корабли были нужны стране не меньше, чем танки Т-34.

Сегодня можно как угодно относиться к личности И. В. Сталина, но нельзя не отдать должное его прозорливости и железной воле. «Нужно видеть перспективу», - сказал тогда Верховный главнокомандующий Баркову.

Особое место в деятельности Комсомольского судостроительного завода занимало строительство крейсеров типа «Максим Горький» (проект 26 БИС). Крейсеру «Калинин» относительно повезло. В основном он был укомплектован оборудованием в довоенный период. Оборудование же, предназначенное для крейсера «Каганович», застряло на заводах-изготовителях, которые теперь оказались на оккупированной немцами территории или же во фронтовых городах, откуда ждать их в скором времени не приходилось. Гребные валы застряли на Сталинградском заводе «Баррикада», а гребные винты, отлитые на Балтийском заводе, - в блокадном Ленинграде. Уже приготовленная было к отправке в Комсомольск рулевая машина по приказу главкома адмирала Н.Г. Кузнецова была переброшена в Севастополь и установлена на корабль, получивший повреждение в бою…

Не хватало изоляционных материалов, многих механизмов, теплообменных аппаратов, паровых котлов и т.д. и т.п. Эти проблемы надо было решать собственными силами. И большинство из них было решено на заводе Комсомольска-на-Амуре.
18 мая 1942 года крейсер «Калинин» был выведен из построечного сухого дока и вскоре переведен на сдаточную базу во Владивосток. Ходовые испытания прошли успешно, и 31 декабря 1942 года он был принят в состав Военно-морского флота.

На «Когановиче» работа велась круглосуточно. В 1944 году пришла пора спуска крейсера на воду. Вывод его из построечного дока планировали на середину мая, но весной в тот год начался резкий спад уровня воды в Амуре, пришлось работать аврально. 7 мая крейсер был выведен из дока в Силинское озеро с зазором под килем при выходе из шлюза наливного бассейна всего 20 сантиметров. Задержись спуск хотя бы на день, и корабль был бы посажен на мель…

Небольшой подъем воды, по которой крейсер можно было бы провести по Амуру и Амурскому лиману к морю, ожидался в середине августа. К этому времени заводчанам предстояло завершить швартовые испытания крейсера в объёме, гарантирующем его безопасный переход на сдаточную базу Владивостока. Сосредоточив максимальные усилия на этой операции, заводчане сумели все работы завершить к 15 августа. За все время испытаний не было ни одной аварии или поломки. Крейсер «Коганович» был принят в состав Тихоокеанского флота 30 декабря 1944 года.

Крейсера «Калинин» и «Каганович» значительно увеличили боевые возможности Тихоокеанского флота. Они имели на вооружении по 28 орудий (9 - 180 мм, 6 - 100 мм, 13 - 37 мм), а также по 6 - 12,7 мм пулемётов, два торпедных аппарата, два бомбомёта (96 мин в запасе). Корабли имели водоизмещение - 9 728 тонн, длину - 191,4 метра, ширину - 17,7 метра. Мощность машины составляла 129 750 л. с. Крейсер развивал скорость более чем в 36 узлов (около 70 км/ч), и имел автономность плавания 4 800 миль при экономичной скорости в 17,8 узла. Экипаж крейсера - 963 человека. Крейсер мог принять на борт два гидросамолёта.

И ещё необходимо вспомнить, что за два года до закладки крейсеров в Комсомольске-на Амуре, в правительстве страны рассматривался вопрос о возможностях вывода по Амуру с осадкой в 7,5 метра. 11 августа 1936 года в соответствии с постановлением Совета труда и обороны СССР было дано задание специалистам составить технический проект углубления Амура от Комсомольска-на-Амуре до Николаевска-на-Амуре, а также в Амурском лимане.

Все работы по углублению Амура осуществлялись Строительством № 201. Работы начались в 1938 году и закончились осенью 1942 года. Строительство № 201 входило в состав ГУЛАГа НКВД. В техническом бюро работало около 70 специалистов и профессоров из Москвы. Работы велись круглосуточно в течение года.

А. МЕРЕЖКО.