Кто виноват в дорожных пробках
Вчера губернатор Вячеслав Шпорт провел совещание, посвященное развитию дорожной сети Хабаровска, на котором обсуждался комплекс необходимых мер по разгрузке города от автомобильных пробок. Это реконструкция и расширение улиц, строительство объездной дороги для транзитного транспорта, борьба с «дикими» таксистами, изменения дорожной разметки, использование железнодорожного электротранспорта для перевозки горожан.
О планах мэрии говорили главный архитектор города Сергей Сергейчук и заместитель начальника городского управления дорог и внешнего благоустройства Олег Гроо. Суть всех представленных проектов - создание такой транспортной инфраструктуры, чтобы можно было быстрее добраться до центра города из любой точки Хабаровска. А также, чтобы транзитный и большегрузный транспорт миновал загруженные улицы краевой столицы.
Планов много. Перечислим лишь часть из них: расширение всех магистральных улиц (а это Воронежское шоссе, улицы Пионерская, Краснореченская, Большая, Тихоокеанская и проспект 60-летия Октября) до восьми полос движения. Для этого предусмотрен снос домов на проспекте и закрытие некоторых участков трамвайного движения в Северном округе.
Планируется строительство улицы Блюхера, расширение улиц Серышева, Бондаря, Волочаевской и Краснореченской, продолжение улицы Даниловского, выход с Ленинградской на Тихоокеанскую, реконструкция Матвеевского шоссе, открытие тупиковых улиц Фрунзе и Истомина.
Улица Серышева будет оборудована дополнительной полосой для правого поворота на улицу Калинина, а на Центральном рынке избавятся от торговых точек, расположенных вдоль бульвара. А улица Комсомольская в планах мэрии - дорога с двухсторонним движением.
Отдельно говорилось о строительстве объездной трассы, которая должна увести мимо Хабаровска «транзитчиков» и «дальнобойщиков». Ее стоимость - около пяти миллиардов рублей. Проблема в том, что эта магистраль по своей сути попадает в разряд федеральных, но 80% ее проходит в черте города. Первое письмо, отправленное в Министерство транспорта РФ, осталось без ответа. Но на недавнем совещании Росавтодора предложение из Хабаровска все же было рассмотрено, и в скором времени, надеются в мэрии, вопрос о строительстве «обходного пути» будет решен положительно.
Необходимо, по мнению представителей городской администрации, убирать наземные пешеходные переходы в центре города. Только каким образом? Люди не хотят пересекать дороги над и под землей. Есть вариант строительства подземного перехода, который свяжет детский парк с парком «Динамо». Но это не будет просто переход - здесь планируют расположить торговые точки, кафе и даже пункты милиции.
Таким образом в мэрии собираются убить двух зайцев: заставить людей спускаться под землю и привлекать спонсоров, которые помогут их построить своим рублем в обмен на возможность осуществлять свою деятельность в переходе. В планах строительство таких же «подземных городков» под центральными площадями.
- Есть и другие меры, которые могут увеличить пропускную способность центральных улиц, - говорил мэр города Александр Соколов. - Эти меры принято называть «непопулярными» по той причине, что как только мы о них начинаем говорить, сразу же начинается критика со стороны СМИ и населения. Во-первых, это изменение бульваров. Примеры других городов показывают, что рано или поздно, но избавляться от небольших зеленых зон все-таки придется. Мы же не собираемся ликвидировать все насаждения. Просто немного их «потесним». Во-вторых, открытие тупиковых улиц. Мы планируем открыть улицы Истомина и Фрунзе. Опыт есть - улица Дикопольцева. Но в домах, расположенных в тупиках, люди привыкли жить в собственном мире - тихом и спокойном. И наши планы воспринимают в штыки. И третья проблема - протесты населения против строительства автопарковок внутри дворов. Хотели построить в районе улицы Московской подземную автопарковку на 300 автомобилей - народ против. И продолжает ставить автомобили под окнами, на газонах, где угодно.
По словам доцента кафедры «Автомобильные дороги» Тихоокеанского университета Игоря Пугачева, на базе вуза имеются программное обеспечение и наработки, которые позволяют прогнозировать изменения плотности движения автотранспорта в связи со строительством объектов различного назначения. То есть уже на стадии проекта можно увидеть, как изменится «жизнь вокруг», и к этому приготовиться.
Мешают нормальному движению в центре города и «дикие» таксисты. Их деятельность не лицензируется и не контролируется. За нарушение правил парковки они практически не наказываются. Вот и занимают все остановки общественного транспорта и места вдоль дорог.
- Сейчас вносятся изменения в Кодекс об административных нарушениях, - прокомментировал проблему начальник краевого ГИБДД Игорь Петряшин. - Они предусматривают увеличение штрафа за неправильную парковку до тысячи рублей. Мы покупаем приборы, которые в автоматическом режиме будут фиксировать подобные нарушения. Против видеофиксаторов им уже ничего не поделать.
- Давайте изучать опыт других городов, других стран! - посоветовал губернатор Вячеслав Шпорт. - Все, что не противозаконно, давайте применять в Хабаровске. Вот, например, где-то видел, что разметка на остановках общественного транспорта делается яркой краской. Туда лишний раз боятся заезжать на личном автотранспорте, потому что сразу видно - нарушил. А уж чтобы на такой разметке стоять, надо быть наглецом высшей гильдии! Есть проблема - надо решать!
- К нам приезжают гости из Москвы и говорят, что в Хабаровске еще не все так плохо, - пошутил Александр Соколов.
- После Москвы везде хорошо, - парировал губернатор. - Но не стоит этим себя успокаивать. Вот вы говорите - надо избавляться от трамваев. А есть расчеты? Есть схемы трамвайных путей? Может, где-то это единственный транспорт и его исчезновение ни к чему хорошему не приведет. Надо думать и об альтернативных транспортных вариантах.
- В Хабаровске существовала программа строительства железнодорожных платформ для электричек, - сказал мэр. - Но, в основном, эти платформы в плохом состоянии. Когда приезжал Якунин, мы с ним общались на эту тему. Пока соглашения о том, что РЖД откроет движение городских электричек, нет. Но этот вариант мы тоже рассматриваем как один из самых действенных. В этом году глава РЖД снова намерен посетить Хабаровск, и мы с ним на эту тему пообщаемся. Думаю, договоримся.
Заканчивая совещание, Вячеслав Шпорт посоветовал всем собравшимся не забывать про пропаганду.
Любые планы надо населению объяснять, разъяснять, со схемами показывать. К нарушителям применять самые строгие меры. И все нарушения фиксировать.
- Знаете, за границей на красный свет никто не переходит. Даже ночью. Вот так там воспитали население, - завершил губернатор мероприятие.