Лидерские позиции бизнесу по плечу
поиск
22 мая 2025, Четверг
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Лидерские позиции бизнесу по плечу

30.05.2012
Просмотры
464
Лидерские позиции бизнесу по плечу
С продукцией местного малого и среднего предпринимательства хабаровчане хорошо знакомы
Если вспомнить, что в 1986-88 годах в Российской Федерации появились, наконец, законодательные определения предпринимательства - «Закон о кооперации», «Закон об индивидуальной трудовой деятельности», то получается, что сейчас оно, как считает заместитель министра экономического развития и внешних связей Хабаровского края по вопросам малого и среднего предпринимательства Юрий ЧАЙКА, вступило в такой вполне зрелый мужской возраст, и прежде всего по делам. По его мнению, сегодня получили развитие и крепко встали на ноги многие предприятия, которые начинались еще тогда. Да, какие-то из них искали себя, меняли виды деятельности, наконец, определились с приоритетами, и сейчас это известные и крупные компании и фирмы. Тот, кто прошел суровую школу 90-х, сегодня самый, пожалуй, стойкий предприниматель.

- Но разве не из 90-х годов тянется малосимпатичный шлейф представлений о российском бизнесе, как о чем-то не очень законном, безответственном, направленном лишь на сиюминутную выгоду?

- А до этого в течение 70 лет стирали из сознания само понятие «предпринимательство», людей приучали считать его незаконным видом деятельности, поэтому потом в одночасье революцию в умах совершить было невозможно. Кроме того, с предпринимательством в то время часто ассоциировали какие-то криминальные структуры, к настоящему делу отношения не имеющие.

Цель любого нормального бизнеса - получение дохода. В 90-х годах правила игры в этой сфере еще не были установлены. Это происходило постепенно, кто-то их принимал и двигался дальше, кто-то уходил в сторону. В развитых странах давно созданы такие условия, что бизнесу выгодно работать во взаимодействии с обществом, с учетом его запросов, требований экономики - в противном случае он просто не сможет развиваться.

В Хабаровском крае сегодня мы стремимся как раз к этому. Основные инструменты для взаи­модействия общества и бизнеса - общественные организации, которые являются координаторами для всех предпринимателей. Однако наш бизнес еще очень слабо охвачен общественными объединениями. По оценкам, только около двух тысяч состоят в какой-либо предпринимательской организации, а тех, кого можно назвать активными,  еще меньше.

- Однако в нынешнем году произошло знаковое в этом смысле событие: состоялась первая краевая конференция предпринимателей. По сути - это первый опыт обсуждения путей и перспектив развития предпринимательства на такой солидной площадке.

- Попытки такого масштабного объединения были в 90-х годах, было проведено два предпринимательских съезда, но продолжения не последовало. Теперь, как говорится, назрело: и власть, и предприниматели понимают, что настоящего, масштабного диалога пока не получалось. Прошедшая конференция - это и первый опыт организации такого диалога, и, что очень важно, - последующие совместные усилия по реализации ее решений, совершенствование механизмов взаимодействия предпринимательского сообщества и власти.

- На конференции, кстати, было отмечено, что краевая целевая программа по поддержке малого и среднего бизнеса работает. Однако и ее, и других существующих мер поддержки недостаточно.

- Субъектов малого бизнеса у нас в крае более 50 тысяч - это те, кто не просто зарегистрирован, но и работает реально, платит налоги. Программа же поддержки направлена на создание нового бизнеса и такого, который еще не встал прочно на ноги. Она «точечно» работает в год с 1-2 тысячами предпринимателей, получающими консультационную, образовательную, финансовую поддержку. Основная же масса предприятий и предпринимателей пользуется более серьезными финансовыми институтами, такими, как коммерческие банки, или работает собственными ресурсами.

«Пробуксовываем» мы в другом. У нас некоторые предприниматели все еще предпочитают прятаться - может, это то самое наследие 90-х, когда прятались то от криминала, то от власти. И вот эта «игра в прятки» мешает участвовать в объединении. А вот если бы более активно объединялись, например,  по отраслевым признакам, скажем, те же мебельщики,  общались по своим проблемам  между собой, с профильными  министерствами и ведомствами, то и каналы связи работали бы более качественно. Мы это стараемся учесть в разрабатываемом проекте краевого закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае».

Второй комплекс проблем связан с инерционностью законодательства и с тем, что предпринимательское сообщество еще не вполне готово пользоваться предоставленными ему механизмами. Предпринимателя вообще надо буквально выращивать и воспитывать с раннего возраста. Когда ребенку объясняют, что он - гражданин, и его обязанность, пользуясь тем, что государство ему дает, отдавать и ему, платить налоги.

Предприниматели - это вообще особый слой, он плавно распределен среди всех прочих слоев общества.

Предпринимателем может быть любой человек, от студента до пенсионера - его только надо направить и создать ему условия для развития. Так что тут образовательным структурам большой простор для работы.

- Если говорить о тех направлениях, которые наши предприниматели выбирают как сферу приложения своих сил и способностей, то это по-прежнему, как и 20 лет назад, торговля, сфера услуг?

- Да! И так будет всегда и во всех странах. Это - вотчина малого бизнеса. Торговля и услуги - это самый быстрый способ вложить средства и получить результат. Но мы хотим, чтобы предпринимательство заходило еще и в реальный сектор экономики, именно это направление будем поддерживать. В нашей новой программе около 40 % поддержки, в том числе финансовой, сконцентрировано именно на этом направлении.

- Оценивая минувший год, какие его моменты и события в сфере бизнеса вы можете отметить как принципиально важные, знаковые?

- Это был первый год после введения повышенных страховых взносов…

- Немало копий было сломано по этому поводу…

- Да, но, может, причина в том, что новшество было введено слишком резко. Возможно, если бы это произошло на заранее подготовленной почве, да еще б не существовали рядом немалое количество предпринимателей, по-прежнему не желающих платить работникам полную «белую» зарплату, нести ответственность за их будущую пенсию, переход не был бы столь болезненным.

Но, надеюсь, понимание приходит. Мы анализировали цифры, и выяснилось, что в Хабаровском крае снижения налоговых поступлений, в том числе тех, которые привязаны к заработной плате (тот же НДФЛ), не произошло, напротив - пошел рост. Во все бюджеты малый бизнес заплатил примерно 13 млрд. рублей налогов, больше, чем в предшествующем году. В разы увеличились поступления в Пенсионный фонд.

Самое главное - и мы это увидим по итогам 2012 года - что какие-то предприниматели не ушли в тень. Это один из вопросов социальной ответственности бизнеса. Тут, кстати, многое зависит и от самих работников. Должно быть встречное движение от них, когда «серые» зарплатные схемы не будут ими приниматься.

Безусловно, знаковым событием стала сплошная перепись бизнеса, когда впервые предпринята попытка оценить эту сферу в соответствии с наконец выработанными критериями. В результате стало возможно, к примеру, увидеть, сколько предпринимателей реально работают, а кто лишь зарегистрирован в этом качестве.  

- А на краевом уровне?

- Появились новые виды поддержки бизнеса, на них привлечены рекордные суммы средств. В частности, мы начали поддерживать инновационные компании. Впервые реализовали поддержку частных дошкольных учреждений, запустили программу поддержки энергоэффективности - объясняли предпринимателям, как выгодно экономить в этой сфере, и стимулировали замену устаревшего энергоемкого оборудования рублем.

Мы создали Гарантийный фонд, который осуществляет поручительство за предпринимателя перед банками. Не хватает залога - приходи и бери. Это не готовая «рыбка», это «удочка», и она дается тому, кто способен не просто тратить, а выделяемыми средствами эффективно управлять. Наша задача - чтобы занятых в малом бизнесе становилось как можно больше. И не за счет роста количества микроскопических предприятий, а благодаря расширению сфер его деятельности.

- А появившаяся в прошлом году электронная торговая площадка для сельхозпроизводителей Хабаровского края?

- 19 мая исполнился год с момента ее запуска. Очень, оказалось, нужное дело! Там размещают объявления и фермеры, и владельцы личных подворий. С тех пор размещено более 600 объявлений и заключено более 360 сделок.

Причем мы занимаемся поддержкой именно местных производителей, а не посредников или торговцев завозной (например, китайской) продукцией, отслеживаем это. За время существования электронной площадки установлены партнерские связи между крупными торговыми сетями Хабаровска и фермерами.

Состоялась уже и межрегиональная сделка: одна московская компания выкупила у заготовителя весь предлагаемый им папоротник. И покупатель, и предприниматель очень довольны!

- Но папоротник - это же сырье!

- Не скажите! Речь идет о заготовленной и переработанной продукции. Кстати, когда в Москве с 15 по 18 мая проходила выставка «Дни малого и среднего бизнеса Российской Федерации», где Хабаровский край принял активное участие и представил более 20 предприятий различных (не торговых!) направлений - ремесло, производство, инновации, более всего удивили именно продукты переработки нашей рыбы и дикоросов, того же папоротника. Ну, а еще другая экзотика - лимоны, апельсины и другие фрукты из теплиц Амурска. Наши предприятия завоевали там три награды по инновационному направлению, шесть - за лучшую продукцию. А Хабаровский край получил диплом как лучший субъект Дальневосточного федерального округа по условиям ведения бизнеса.

- И продолжая разговор об электронной торговой площадке: не пора ли расширять ее возможности?

- По аналогии с такой площадкой мы запустили еще и биржу услуг, которая позволяет размещать на нашем сайте как предложения предпринимателей о своих возможностях, так и их запросы на какой-то вид деятельности. В «запросной» части мы надеемся со временем видеть крупный бизнес, который хотел бы подключать к своим проектам бизнес малый.

Следующий наш шаг - запуск биржи так называемой субконтрактации. Это, по сути, уже федеральный ресурс, в Москве он был запущен в 2006 году: там на серьезном уровне крупный бизнес размещает заказы на продукцию для малого бизнеса, предприниматели оценивают свои возможности и включаются в этот ресурс. На Дальнем Востоке мы намерены быть среди первых.

Марина Семченко.