поиск
8 февраля 2025, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Меньше слов, а больше дела

09.01.2014
Просмотры
272
Среди множества публикаций о новой модели развития Дальнего Востока статья д.э.н. В.К. Заусаева («Тихоокеанская звезда» от 13, 14, 15 ноября 2013 г.), на мой взгляд, привлекает удачным соотношением прагматизма и академизма. Она реалистична, так как подготовлена ученым на основе многолетнего изучения социально-экономического развития региона и прогноза его развития.

Вместе с тем, автор на основе анализа сценариев развития региона рассматривает губительный для нас, дальневосточников, сценарий о возможной передаче отдельных территорий в концессию. Как известно, это верный путь не только к ущемлению суверенитета, а и к прямой потере территории. Напомним, что концессии на Дальнем Востоке были и последняя, японская на о. Северный Сахалин, закрыта советским правительством в 1944 г. Неужели история повторяется и наступает новый ее виток?

В этой же связи В.К. Заусаевым упомянуты и геостратегические риски. Позволю себе уточнить, что геополитика для российского Дальнего Востока весьма актуальна. Само название говорит, что здесь соединены два понятия - политика и география. Как когда-то сказал Б. Наполеон, география - это приговор. И он был абсолютно прав. Как известно, на Дальнем Востоке Наполеон не бывал, а то бы уточнил свою формулировку. Природно-географические факторы нашего региона веками оказывают определяющее влияние на его социально-экономическое развитие. Наглядное подтверждение - недавнее наводнение на Амуре и Уссури, нанесшее ущерб на 40 млрд. рублей.

Однако для настоящего понимания геополитики необходимо добавить еще одну составляющую - историю. Вот тогда все встанет на свои места. В 1854 г. под руководством Н.Е. Муравьева по Амуру состоялся первый сплав русских сил и средств из Забайкалья до Николаевска. Доставленные по Амуру, и далее морем на Камчатку, войска из Забайкалья героически отразили нападение англо-французской эскадры и пресекли экспансию в наши тихоокеанские владения. Работал Амур на оборону региона и в годы Второй мировой…

А реальность такова, что более полутора веков строится всепогодная дорога в Николаевск-на-Амуре. А пока сохраняется по реке «северный завоз» в этот исторический город.

После строительства нового Кузнецовского тоннеля расширили узкое место на железнодорожном подходе к морским портам на берегу Татарского пролива. Но это временно, так как прогнозы дают нарастание грузопотока. В годы войны, да и совсем недавно часть грузов в тихоокеанские порты шла по Амуру. Сегодня на Амуре судоходство захирело, нет ни нужного количества пароходов, ни причалов в приречных населенных пунктах. Практически полный раздрай и паралич на реке, а ведь это историческая государственная магистраль. Неужели сегодня Амур региону не нужен? Вот такова историческая география.

Уже несколько лет мы ожидаем бурного развития особой экономической зоны в районе Советской Гавани. Да что-то там не заладилось. А недавно сообщили, что у порта Ванино появился какой-то новый загадочный инвестор. Все это уже похоже на детектив с печальным для нас концом. Настораживает и сообщение, что группа компаний из китайской провинции Ляонин готова вложить $150 млн. в создание портовой особой экономической зоны «Советская Гавань» в Хабаровском крае и управление ею. Об этом РИА «Новости» сообщил источник, близкий к Ассоциации китайско-российского сотрудничества провинции Ляонин. Повторимся, что с учетом стратагемной политики Китай может скоро стать «хозяином» стратегических портов. Совсем свежее сообщение - Южная Корея тоже готова там похозяйничать.

А ведь это основные морские порты экспорта той продукции, которую запроектировали в новой программе развития региона. Мало того, что Россия лишилась многих морских портов в западной части страны, так и в этом стратегическом регионе власти позволяют эксперименты, угрожающие национальной безопасности.

Не буду пересказывать все геополитические покушения на российский Дальний Восток врагов из дальних и соседних стран, отмечу лишь, что военная и экономическая слабость никогда не была залогом безопасности и, наоборот, всегда являлась притягательным фактором для по­тенциального агрессора. История учит нас, что политика любых стран осуществляется всегда в их собствен­ных интересах и никогда в интересах чужих. Хочешь быть свободным, хочешь безопасности - будь силь­ным. Все предельно просто, поэтому, отвергая концессии и прочие иностранные вмешательства, нужно настойчиво искать другие сценарии развития региона.

Определенные сомнения возникают при оценке рабочего потенциала нашего региона и, естественно, напрашивается вопрос: а кто будет осуществлять грандиозные планы его развития? Теперь рабочего класса нет, трудоспособного населения явный недостаток. К историческому Дальнему Востоку разработчики новой программы «прирезали» Байкальский регион, как будто там есть излишки населения и оно сегодня жаждет к нам приехать. Мы знаем, что оттуда помощи не дождемся. Это в середине XIX века Восточная Сибирь и Забайкалье были плацдармом для возвращения Приамурья и Приморья в лоно России. Очевидно, опять нужна государственная программа переселения на Дальний Восток.Кстати, в Приморье уже внесли изменения в программу добровольного переселения соотечественни­ков из-за рубежа.

Порадовало утверждение начальника ракетных войск и артиллерии ВВО генерал-майора С. Баканева о настойчивом желании выпускников военных училищ и академий ехать служить в наш регион. Вот бы к этим офицерам добавить и желание девушек! Ведь были же хетагуровки!

А пока в Хабаровске проходит открытый региональный тур международного чемпионата по рабочим профессиям Worldskills. Посоревноваться в краевую столицу прибыли около 250 молодых рабочих со всего Дальнего Востока. Ранее сообщалось, что пэтэушники России худшие в мире. В нынешнем году учащиеся российских ПТУ и колледжей впервые участвовали в международных соревнованиях среди рабочих профессий WorldSkills International (WSI). На прошедших в июле в Лейпциге состязаниях Россия заняла 54-е место из 54 стран. После этого Минобрнауки решило пересмотреть программы отечественных учреждений среднего профессионального образования. Хочется надеяться, что это один из путей подготовки рабочих кадров.

Привлекло и сообщение СМИ об избытке рабочей силы в моногородах и заботах правительства по решению этой проблемы. Может быть, часть рабочих из тех городов перенацелить на предприятия нашего края?

В последние годы о мигрантах написано столько, что мои предложения мало что изменят. Единственное напоминание: рано или поздно количество мигрантов перерастает в качество, и они начинают диктовать свои правила игры. Для китайцев и прочих мигрантов наш регион - чужая земля и люди, отсюда и соответствующее отношение. Нам это нужно?

С учетом всех дальневосточных тягот и лишений и в царское, и в советское время для переселенцев и местных жителей были введены различные льготы. В последнее время все зациклились только на льготных авиабилетах, но это не выход. Катастрофическое наводнение на пограничных участках рек Амур и Уссури буквально оголило нашу пограничную полосу. С учетом стратагемной политики соседнего Китая оставлять границу без местного населения не просто опасно, а убийственно. Вот и нужно вернуться хотя бы к тем льготам для жителей погранзоны, которые существовали в недавние времена. Это как раз поучительный урок географии и политики.

Обратим внимание, что президент Владимир Путин на встрече с члена­ми дискуссионного клуба «Валдай» напомнил, что в мире обостряется военно-политическая ситуация, мир становится более жестким.

«Нужно быть сильным в военном, технологическом, экономическом отно­шении. Главное, что будет определять успех - это качество людей, качество общества: интеллектуальное, духовное, моральное», - заключил Путин и до­бавил, что «суверенитет, самостоятель­ность, целостность России безусловны, это те красные линии, за которые никому нельзя заходить».

Редко кто не согласится с такой оценкой обстановки. Но вопрос: что нам делать для ускоренного развития и сохранения Дальнего Востока в составе России? - требует решения с активной помощью государства!