Минвостокразвития станет правительством для девяти субъектов РФ
06.06.2012
438
Виктор Ишаев готов принять высочайшие полномочия в установленных ему пределах
На территории Дальневосточного федерального округа (ДВФО) предлагается ввести особый режим госуправления. Это следует из проекта положения о министерстве по развитию Дальнего Востока, направленного на согласование в правительство 1 июня, с которым удалось ознакомиться «Ъ». Ведомство, главой которого назначен полпред президента в ДВФО министр Виктор Ишаев, намерено ограничить или полностью отменить вмешательство других федеральных органов в дела ДВФО. В случае одобрения положения правительством центр управления 36,3% территории России и 5,4% ее ВВП будет переведен в Хабаровск.
Согласно проекту, власть министерства по развитию Дальнего Востока (проектом предлагается новое министерство именовать просто Минвостокразвития России) должна опираться на три главных элемента: федеральное имущество, федеральные деньги и неотвратимость наказания для региональных властей. Больше всего места в документе занимает описание имущественных прав ведомства: среди первых пунктов положения указано, что министерству передается «управление федеральным имуществом, в том числе природными ресурсами» ДВФО. В этом пункте сделана оговорка: исключение составят лесной фонд, особо охраняемые природные территории федерального значения, имущественные комплексы ОАО, а также стратегические предприятия и АО. Впрочем, министерство сможет получить «полномочия собственника в отношении федерального имущества», если докажет, что оно «необходимо для обеспечения его функций».
Уже в расшифровке этого положения допускается, что Минвостокразвития будет организовывать «продажу, в том числе выступая продавцом, приватизируемого федерального имущества» - безо всяких исключений, но с дополнительными полномочиями: министерство намерено организовывать оценку продаваемого имущества и контролировать управление федеральными земельными участками. Кроме того, Минвостокразвития намерено участвовать в корректировке прогнозного плана приватизации федерального имущества, готовить предложения об изменении перечня стратегических предприятий и АО, проекты директив для голосования на собраниях ОАО с госучастием и проекты решений правительства о назначении представителей в органы управления ОАО с госучастием.
Столь же глубоко министерство войдет и в управление природными ресурсами - в частности, «осуществляя координацию подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых» и даже контролируя Минприроды в вопросах предоставления прав пользования участками недр. Отдельно в положении оговорено право Минвостокразвития управлять на территории округа всеми энергоактивами, согласовывая инвестпрограммы не только территориальных сетевых компаний, но и всех остальных «субъектов электроэнергетики» на территории ДВФО.
Разделы положения, посвященные управлению средствами федерального бюджета, не оставляют сомнений в том, что к предложениям Минвостокразвития будет вынуждено прислушиваться и федеральное правительство: министерство намеревается получить функции главного распорядителя бюджетных средств, «поступающих на территорию ДВФО», по всем госпрограммам, ФЦП и ведомственным программам. При этом Минвостокразвития рассчитывает получить право согласования этих программ и право вносить предложения по их корректировке. Поскольку сегодня финансирование ДВФО осуществляется через общие для большей части РФ программы, по возможностям согласования это ведомство может оказаться на одном уровне с Минфином и Минэкономики.
Отдельным разделом документа описана передача Минвостокразвития практически всех функций Росрыболовства по управлению водными биоресурсами в ДВФО. Поскольку основные запасы водных биоресурсов находятся именно в этом регионе (см. справку), после утверждения положения Росрыболовству (теперь подчиненному Минсельхозу) предстоит ограничиться регулированием рыбной ловли только на Черном и Балтийском морях. Всего же Минвостокразвития намерено ограничить или лишить полномочий на территории ДФО не менее десяти федеральных ведомств: кроме Росимущества и Росрыболовства, свои полномочия предстоит сокращать, в том числе Минприроды, Минсельхозу и даже Минюсту.
Впрочем, еще более жестко в проекте зафиксированы отношения министерства с девятью субъектами ДФО. Малейшая попытка региональных властей проявить самостоятельность может быть жестко ограничена. Министерство намерено не только осуществлять контроль за органами госвласти субъектов, но и направлять им «обязательные для исполнения предписания» об отмене или изменении нормативных правовых актов «по вопросам переданных им полномочий».
Новое ведомство согласно даже исполнять часть функций правоохранительной и судебной системы, предлагая разрешить себе «принимать меры по привлечению виновных в неисполнении, ненадлежащем исполнении переданных полномочий к установленной законом ответственности» и отзывать (согласовав с Белым домом) те полномочия, с которыми субъекты РФ, по его мнению, не справляются. Впрочем, глава этого ведомства будет не только карать провинившихся (издавая предписания «о привлечении к ответственности должностных лиц»), но и награждать отличившихся: документ предусматривает учреждение специальных знаков отличия министерства.
Всего же проект положения о министерстве предлагает переписать 26 нормативных актов - от федеральных законов и указов президента до приказов отдельных федеральных ведомств. И именно необходимость согласовать и провести через Госдуму большой нормативный пакет делает предложенную конструкцию неработоспособной в ближайшее время. Придется объяснять не только сокращение полномочий отдельных ведомств, но и утрясать проблемы с Конституцией и законом «О местном самоуправлении», как минимум доказывая необходимость потери равенства девяти субъектов создаваемой «Дальневосточной конфедерации» с остальными регионами Российской Федерации.
Пока же положением предлагается определить штаб-квартиру Минвостокразвития сразу в двух центрах: в Москве и Хабаровске, причем основная штаб-квартира ведомства будет расположена в Хабаровском крае. Как пояснили «Ъ» источники в правительстве, штатная численность министерства составит 240 человек. На Дальнем Востоке разместится основной аппарат из 200 чиновников, впятеро меньший штат будет обслуживать потребности министерства в Москве. Отметим, что проектом положения Минвостокразвития уже разрешается иметь собственный флаг и вымпел; обозначены в документе и возможности установления внешних связей нового министерства. Впрочем, процедура получения визы в ДВФО (и будет ли этот процесс упрощен для граждан России) в тексте документа не описывается.
Петр Нетреба.
В какие структуры объединяли земли Дальнего Востока
История вопроса
С момента присоединения к России в середине XIX века дальневосточные территории входили в состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства. В июне 1884 года они были административно обособлены - было создано Приамурское генерал-губернаторство с центром в Хабаровке, переименованной позже в Хабаровск. В состав генерал-губернаторства входили Забайкальская, Амурская и Приморская области, Владивостокское военное губернаторство (существовало в 1880-1888 годах), а также остров Сахалин. После февральской революции 1917 года генерал-губернаторство было упразднено, территория стала называться Дальневосточным краем.
В 1920 году на территории от Байкала до Тихого океана по решению большевиков была образована формально независимая от Советской России Дальневосточная Республика. Она была создана, чтобы в условиях Гражданской войны избежать прямого столкновения с Японией и выйти из международной изоляции, используя «буферное государство». Уже в 1922 году ДВР включили в состав РСФСР как Дальневосточную область.
В 1926 году на ее месте сформирован Дальневосточный край. В 1938 году он был разделен на Хабаровский и Приморский края. В 1940-1950-х годах из Хабаровского края в самостоятельные регионы выделены Сахалинская, Амурская, Магаданская и Камчатская области. В начале 1990-х самостоятельность получили Чукотский и Корякский автономные округа (последний утратил статус субъекта в 2007 году) и Еврейская автономная область. В целях управления народным хозяйством Госплан СССР объединил эти регионы, а также географически больше относящуюся к Сибири Якутию, в Дальневосточный экономический район.
В 2000 году был образован Дальневосточный федеральный округ с административным центром в Хабаровске, повторявший границы экономического района.
В январе 2012 года на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным глава МЧС Сергей Шойгу выдвинул идею по созданию госкорпорации по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. 21 мая 2012 года было объявлено об учреждении Министерства РФ по развитию Дальнего Востока.
Иван Макаров. («Коммерсант», 4.06.2012 г.).
Согласно проекту, власть министерства по развитию Дальнего Востока (проектом предлагается новое министерство именовать просто Минвостокразвития России) должна опираться на три главных элемента: федеральное имущество, федеральные деньги и неотвратимость наказания для региональных властей. Больше всего места в документе занимает описание имущественных прав ведомства: среди первых пунктов положения указано, что министерству передается «управление федеральным имуществом, в том числе природными ресурсами» ДВФО. В этом пункте сделана оговорка: исключение составят лесной фонд, особо охраняемые природные территории федерального значения, имущественные комплексы ОАО, а также стратегические предприятия и АО. Впрочем, министерство сможет получить «полномочия собственника в отношении федерального имущества», если докажет, что оно «необходимо для обеспечения его функций».
Уже в расшифровке этого положения допускается, что Минвостокразвития будет организовывать «продажу, в том числе выступая продавцом, приватизируемого федерального имущества» - безо всяких исключений, но с дополнительными полномочиями: министерство намерено организовывать оценку продаваемого имущества и контролировать управление федеральными земельными участками. Кроме того, Минвостокразвития намерено участвовать в корректировке прогнозного плана приватизации федерального имущества, готовить предложения об изменении перечня стратегических предприятий и АО, проекты директив для голосования на собраниях ОАО с госучастием и проекты решений правительства о назначении представителей в органы управления ОАО с госучастием.
Столь же глубоко министерство войдет и в управление природными ресурсами - в частности, «осуществляя координацию подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых» и даже контролируя Минприроды в вопросах предоставления прав пользования участками недр. Отдельно в положении оговорено право Минвостокразвития управлять на территории округа всеми энергоактивами, согласовывая инвестпрограммы не только территориальных сетевых компаний, но и всех остальных «субъектов электроэнергетики» на территории ДВФО.
Разделы положения, посвященные управлению средствами федерального бюджета, не оставляют сомнений в том, что к предложениям Минвостокразвития будет вынуждено прислушиваться и федеральное правительство: министерство намеревается получить функции главного распорядителя бюджетных средств, «поступающих на территорию ДВФО», по всем госпрограммам, ФЦП и ведомственным программам. При этом Минвостокразвития рассчитывает получить право согласования этих программ и право вносить предложения по их корректировке. Поскольку сегодня финансирование ДВФО осуществляется через общие для большей части РФ программы, по возможностям согласования это ведомство может оказаться на одном уровне с Минфином и Минэкономики.
Отдельным разделом документа описана передача Минвостокразвития практически всех функций Росрыболовства по управлению водными биоресурсами в ДВФО. Поскольку основные запасы водных биоресурсов находятся именно в этом регионе (см. справку), после утверждения положения Росрыболовству (теперь подчиненному Минсельхозу) предстоит ограничиться регулированием рыбной ловли только на Черном и Балтийском морях. Всего же Минвостокразвития намерено ограничить или лишить полномочий на территории ДФО не менее десяти федеральных ведомств: кроме Росимущества и Росрыболовства, свои полномочия предстоит сокращать, в том числе Минприроды, Минсельхозу и даже Минюсту.
Впрочем, еще более жестко в проекте зафиксированы отношения министерства с девятью субъектами ДФО. Малейшая попытка региональных властей проявить самостоятельность может быть жестко ограничена. Министерство намерено не только осуществлять контроль за органами госвласти субъектов, но и направлять им «обязательные для исполнения предписания» об отмене или изменении нормативных правовых актов «по вопросам переданных им полномочий».
Новое ведомство согласно даже исполнять часть функций правоохранительной и судебной системы, предлагая разрешить себе «принимать меры по привлечению виновных в неисполнении, ненадлежащем исполнении переданных полномочий к установленной законом ответственности» и отзывать (согласовав с Белым домом) те полномочия, с которыми субъекты РФ, по его мнению, не справляются. Впрочем, глава этого ведомства будет не только карать провинившихся (издавая предписания «о привлечении к ответственности должностных лиц»), но и награждать отличившихся: документ предусматривает учреждение специальных знаков отличия министерства.
Всего же проект положения о министерстве предлагает переписать 26 нормативных актов - от федеральных законов и указов президента до приказов отдельных федеральных ведомств. И именно необходимость согласовать и провести через Госдуму большой нормативный пакет делает предложенную конструкцию неработоспособной в ближайшее время. Придется объяснять не только сокращение полномочий отдельных ведомств, но и утрясать проблемы с Конституцией и законом «О местном самоуправлении», как минимум доказывая необходимость потери равенства девяти субъектов создаваемой «Дальневосточной конфедерации» с остальными регионами Российской Федерации.
Пока же положением предлагается определить штаб-квартиру Минвостокразвития сразу в двух центрах: в Москве и Хабаровске, причем основная штаб-квартира ведомства будет расположена в Хабаровском крае. Как пояснили «Ъ» источники в правительстве, штатная численность министерства составит 240 человек. На Дальнем Востоке разместится основной аппарат из 200 чиновников, впятеро меньший штат будет обслуживать потребности министерства в Москве. Отметим, что проектом положения Минвостокразвития уже разрешается иметь собственный флаг и вымпел; обозначены в документе и возможности установления внешних связей нового министерства. Впрочем, процедура получения визы в ДВФО (и будет ли этот процесс упрощен для граждан России) в тексте документа не описывается.
Петр Нетреба.
В какие структуры объединяли земли Дальнего Востока
История вопроса
С момента присоединения к России в середине XIX века дальневосточные территории входили в состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства. В июне 1884 года они были административно обособлены - было создано Приамурское генерал-губернаторство с центром в Хабаровке, переименованной позже в Хабаровск. В состав генерал-губернаторства входили Забайкальская, Амурская и Приморская области, Владивостокское военное губернаторство (существовало в 1880-1888 годах), а также остров Сахалин. После февральской революции 1917 года генерал-губернаторство было упразднено, территория стала называться Дальневосточным краем.
В 1920 году на территории от Байкала до Тихого океана по решению большевиков была образована формально независимая от Советской России Дальневосточная Республика. Она была создана, чтобы в условиях Гражданской войны избежать прямого столкновения с Японией и выйти из международной изоляции, используя «буферное государство». Уже в 1922 году ДВР включили в состав РСФСР как Дальневосточную область.
В 1926 году на ее месте сформирован Дальневосточный край. В 1938 году он был разделен на Хабаровский и Приморский края. В 1940-1950-х годах из Хабаровского края в самостоятельные регионы выделены Сахалинская, Амурская, Магаданская и Камчатская области. В начале 1990-х самостоятельность получили Чукотский и Корякский автономные округа (последний утратил статус субъекта в 2007 году) и Еврейская автономная область. В целях управления народным хозяйством Госплан СССР объединил эти регионы, а также географически больше относящуюся к Сибири Якутию, в Дальневосточный экономический район.
В 2000 году был образован Дальневосточный федеральный округ с административным центром в Хабаровске, повторявший границы экономического района.
В январе 2012 года на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным глава МЧС Сергей Шойгу выдвинул идею по созданию госкорпорации по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. 21 мая 2012 года было объявлено об учреждении Министерства РФ по развитию Дальнего Востока.
Иван Макаров. («Коммерсант», 4.06.2012 г.).