поиск
8 февраля 2025, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

На модель и инвесторов надейся, и сам зарабатывай

24.10.2013
Просмотры
253
В Законодательную думу Хабаровского края внесен на рассмотрение проект закона о бюджете. Впервые региональный парламент будет рассматривать не бюджет одного года, построенный по «ведомственному» принципу, а трехлетний бюджет, основанный на 27 государственных программах края.

Проект закона о краевом бюджете на ближайшие три года обсудили депутаты профильного комитета.

Главный финансовый документ министр финансов Александр Кацуба представлял больше часа, впервые краевой бюджет планируется на три года. Вторая особенность нынешнего краевого бюджета - он практически полностью сформирован по 27 программам, которые приняты в крае.
Основные параметры бюджета таковы: общий объем доходов в 2014 году составит 71 169, 4 миллиона рублей, расходов - 76 648,3 миллиона рублей, дефицит - 5 478,8 миллиона рублей.

Замедление темпов роста привело к тому, что в нынешнем году край недополучил почти три миллиарда рублей налога на прибыль. Главный финансист края сказал, что ничего не предвещало такого результата, компании в свое время подтвердили свои оптимистические прогнозы, но они, увы, не сбылись. Крупные предприятия-доноры и города, которые давали солидную часть краевой казны, оказались не в лучшем положении. А потому трудно рассчитывать на солидную прибыль и в следующем году. Между тем налог на прибыль - один из основных , формирующих доходную часть бюджета, кроме налога на доходы физических лиц, на имущество и акцизы.

В сложившейся ситуации правительство предлагает провести ревизию всех расходов, сократить явно неэффективные. Повышение заработной платы должно быть обусловлено эффективностью оказания услуг, установлением прямой зависимости оплаты труда от его производительности и качества. Требование президента: привлечь не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций, на повышение заработной платы. Бюджет увеличения затрат просто не потянет. К слову, на призыв о реорганизации и сокращении расходов откликнулось только министерство социальной защиты. От представителей здравоохранения, образования предложений пока нет. Как бы ни складывалась экономическая ситуация, правительство должно исполнить все социальные обязательства. И они, по словам Александра Кацубы, не уменьшены. 68 процентов бюджета - социальные расходы. Заработная плата бюджетникам, квартиры для детей-сирот, краевой материнский капитал, возмещение затрат на погашение ипотеки при рождении третьего ребенка, доплата к пенсиям до прожиточного минимума. Самые большие статьи расходов бюджета по-прежнему - образование (25 процентов), здравоохранение - 17 процентов, социальная сфера - 22 процента.

Согласно указам президента, будет повышена заработная плата бюджетникам до средней по региону. В 2014 году она планируется в 40 тысяч 914 рублей. Бюджет рассчитан так, чтобы к 2016 году среднюю заработную плату педагогическим работникам образовательных учреждений, социальным работникам, преподавателям, мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работникам учреждений культуры, среднего и младшего медицинского персонала довести до средней заработной платы в регионе. А довольствие педагогических работников дошкольных учреждений - до средней, сложившейся в общем образовании, врачей, научных сотрудников - до двухсот процентов от средней заработной платы в регионе.

Урезанием расходов обеспокоены муниципальные районы и наши крупные города. Их и без того небольшие бюджеты сокращаются. Александр Кацуба призвал всех к спокойному диалогу, заметив, что стороны должны слышать друг друга. Да, денег станет меньше, но край освободил их от части полномочий, в частности, взяв на свое попечение все здравоохранение.

Сокращаются расходы на капитальное строительство. По словам Александра Кацубы, это связано с тем, что в этом году в крае сданы сразу несколько крупных объектов. Из того, что будет завершено в будущем году, - здание аэропорта в Николаевске-на-Амуре и восемь детских садов.

Депутат Людмила Перкулимова попросила уточнить: когда начнется строительство детских садов для детей от нуля до трех лет? Это пока обсуждается. Будет ли строиться детсад в поселке Менделеева Комсомольска-на-Амуре, поинтересовался Евгений Сидюркин. Возведение его приостановлено до выяснения вопроса, выделит ли федеральный центр деньги на строительство капитальной мылкинской дамбы. Если нет, детсад придется перенести в более безопасное место.

Дефицит краевого бюджета, естественно, придется покрывать за счет кредитов. В 2014 году заимствования составят 16 851,9 миллиона рублей, в 2015 - 25 412, 2 миллиона рублей, в 2016 - 33 071,7 миллиона рублей.

Именно эти цифры и вызвали вопросы депутатов. Депутат Сергей Ящук считает, что мы загоняем себя в долговую яму. Как отдавать такие долги?

Первый заместитель председателя правительства Александр Левинталь сказал, что нужно искать источники пополнения бюджета. В частности, он считает, что в Комсомольске-на-Амуре, куда прилетает председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, будет обсуждаться новая модель развития Дальнего Востока. Возможно, она поможет привлечь в регион серьезные инвестиции, и значит, заложить перспективу роста.

Акцент на дисциплину и чёткие цели

О том, зачем краю трехлетние финансовые планы и при чем тут программы и целевые индикаторы, мы беседуем с начальником управления государственных программ министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края Марией Авиловой.

- Хабаровский край одним из первых среди российских регионов переходит на трехлетнее бюджетирование на основе региональных государственных программ. Напомню, что  с 1 января 2014 года в России впервые заработает трехлетний федеральный бюджет, выстроенный на основе государственных программ, и с этого же дня начнет действовать первый трехлетний бюджет Хабаровского края, полностью основанный на краевых государственных программах.

Федеральные власти оставляли региональным властям временную возможность маневра - перейти на трехлетний бюджет можно было и с 2015 года, а в 2014 году жить по привычным многостраничным и многотабличным документам с множеством цифр, - рассказывает Мария Авилова.  - Среди наших ближайших соседей-субъектов РФ мы стали первыми, кто в полном объеме перешёл на программно-целевой принцип формирования бюджета.

- Мы раньше начали или просто оказались расторопнее?

- Мы начали работу над выстраиванием единой системы стратегического управления регионом, в основе которого программный подход, в 2011 году. Почти полгода заняло только одно обучение специалистов в Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН. Создали положение о разработке государственных программ,  методом проб и ошибок искали механизмы оценки этой работы населением.

В 2012 году утвердили и впоследствии обсудили с жителями края 27 государственных программ (читатели «Тихоокеанской звезды» могли с ними познакомиться на страницах газеты и ответить на вопросы анкет,  которые публиковались вместе с текстом программ).

Все краевые государственные целевые программы разработаны в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года и Основными направлениями деятельности правительства Хабаровского края на 2011-2015 годы.

В 2011 году программные расходы в региональном бюджете достигали лишь 14,5 процента, в 2012 году с увеличением числа самих программ они выросли на 40 процентов, а в нынешнем году составляют уже 91 процент от всех расходов бюджета. Оставшиеся девять процентов расходов - это расходы, которые невозможно, а зачастую и не нужно, нецелесообразно программировать: затраты на аппараты думы, правительства, Контрольно-счетной палаты, уполномоченных по защите прав и тому подобные.

В крае приняты и реализуются 27 краевых государственных целевых программ по трем приоритетным направлениям: качество жизни населения,  развитие экономики края, эффективность государственного управления. Качество жизни и эффективность госуправления должны расти и повышаться, а развитие экономики - быть устойчивым.

Улучшение качества жизни людей в Хабаровском крае нашло своё отражение в  12 краевых госпрограммах,  развитие экономики - в 11,  эффективности управления посвящены четыре программы из 27.  

По программно-целевому принципу в краевом бюджете нынешнего года распределены без малого 62 миллиарда рублей. 49,6 миллиарда рублей на повышение  качества жизни населения (это 73 процента всех расходов), на экономическое развитие - 7,8 миллиарда рублей (11 процентов), на госуправление - 4,5 миллиарда рублей (7 процентов). По всем госудраственным программам распределяются и средства трансфертов, которые край получает из федерального бюджета.

По сути, с переходом на инновационную систему стратегического планирования мы получили еще инструмент оценки эффективности деятельности как краевой власти в целом, так и ответственных за те или иные направления и приоритеты министерств и ведомств.  

Краевые госпрограммы включают свыше 800 индикаторов социально-экономического развития края,  в которые были «встроены» и те контрольные показатели, которые предписаны указами президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2012 года. Все краевые оценочные показатели - и количественные, и временные - были отформатированы с учетом этих указов и декабрьского послания президента. Тем самым, встроив  систему реализации президентских указаний в конструкцию государственных программ края, краевые власти избавили себя от двойной работы с отчетными документами. А для координации всей этой работы в крае создана специальная правительственная комиссия по проектировкие социально-экномического развития,  отбору госпрограмм и инвестиционных проектов.

Региональные государственные программы - это основа системы стратегического планирования в нашем крае, которая формируется на базе краевой Стратегии социально-экономического развития до 2025 года и Основных направлений деятельности правительства края до 2015 года.  2015, 2018, 2020 - те же контрольные временные даты обозначены и в вертикали управления российского государства.

- Насколько программы и стратегии коррелируют с реальной практикой?

- Фактически мы получили инструмент работы над эффективностью государственных расходов и инструмент работы с наиболее проблемными «точками» в жизни края.  

К примеру, в 2011 году средняя продолжительность жизни в крае составляла 67,4 года, к 2020 году она должна достигнуть 74 лет. Это просчитанная, реальная и вполне достижимая цель, которая имеет самое прямое отношение к блоку программ, связанных с повышением качества жизни населения.

Или возьмем эффективность госуправления. До конца года в крае должны начать функционировать десять многофункциональных центров по оказанию госуслуг. В прошлом году их было два, сейчас в Хабаровске 4 МФЦ. На начало года МФЦ охватывали 6 процентов жителей края,  сейчас - почти 30 процентов, до конца года - 60 процентов. А на 2015 год записано, что цель - 90 процентов охвата населения края.  При взятых темпах это достижимый практический результат.

Целевые индикаторы и программно-целевой принцип - это не единожды оформленная конструкция, а именно механизм, с помощью которого можно выбрать наиболее проблемные «точки» и сосредоточить усилия  именно на решении этих проблем.  В числе приоритетов, которые закладываются на каждый год, - заработная плата бюджетников, обеспечение детскими садами дошкольников, дети-сироты, строительство жилья, экономическое развитие как основа выполнения социальных обязательств, поддержка малого предпринимательства, внедрение регионального инвестиционного стандарта и «дорожных» карт Агентства стратегических инициатив, 4 комплексных инвестиционных проекта в крае - Хабаровская агломерация, Комсомольск-на-Амуре-Амурск-Солнечный, Советско-Гаванско-Ванинский транспортный узел с особой портовой экономической зоной в Ванино и Верхнебуреинский топливный комплекс.

-  Что дает переход на трехлетний программный бюджет жителю края?

-  Переход на программный бюджет делает его прозрачным для каждого. Расходы краевого бюджета разбиты по трем приоритетным направлениям, включающим определенное количество госпрограмм, у каждой из которых есть набор более локальных и узких подпрограмм. В трехлетнем бюджете расписаны объемы финансирования по годам, в таком же порядке указаны целевые показатели, ответственные за них министерства и ведомства.

Фактически любой житель края получает в свои руки механизм оценивания эффективности деятельности краевой власти и эффективности расходов краевого бюджета. Ведь если финансовые средства на достижение того или иного целевого индикатора потрачены, а результат не был получен, то значит, бюджетные средства не потрачены эффективно.

Как раз вопросам эффективности бюджетных расходов 4 октября было посвящено заседание Государственного совета РФ, а государственные программы как раз и являются основным инструментом повышения эффективности и результативности расходов бюджетов всех уровней.
- Вы являлись делегатом ХII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: Выстраивая систему», который прошел в октябре в Санкт-Петербурге. Что представил Хабаровский край на форуме?

- 179-я статья Бюджетного кодекса РФ обязывает все регионы страны перейти на составление трехлетних программных бюджетов. В 2014 году многим регионам разрешили пользоваться традиционным ведомственным бюджетом. Но времени на раскачку все равно остается мало при очень большом объеме работы, который надо для этого сделать. Опыт Хабаровского края может пригодиться и существенно помочь финансистам и экономистам из регионов.

Среди организаторов форума стратегического планирования три российских министерства - Минфин, Минрегион и Мин­экономразвития РФ, а предмет обсуждения - наработки, методики и опыт действующих систем планирования. Тематика одного из круглых столов - «Государственные программы в системе стратегического планирования: опыт регионов». Хабаровский край заметно продвинулся в этом плане, и мое выступление на форуме посвящено нашей системе стратегического планирования. На форуме также обсуждался проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании».

Кстати, Хабаровский край представлен на форуме уже в шестой раз. Обычно параллельно с форумом проходил и конкурс региональных стратегий, но в этом году именно в виду задач по переходу на трехлетний бюджет от него решили отказаться.
- А ведь край мог рассчитывать на победу?

- Безусловно.

Елена ИЩЕНКО,Сергей МИНГАЗОВ.