поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Неужели на дачу поедем по платной дороге

26.04.2011
Просмотры
534
Неужели  на  дачу  поедем по  платной  дороге
Ситуация вокруг дачной дороги от Владивостокского шоссе до остановки «Мукомол» интересна новым поворотом, настолько неожиданным, что заслуживает отдельного разговора.

В прошлом году депутаты районного собрания Хабаровского района внесли в план приватизации эту злополучную дорогу. С тем, чтобы ее кто-нибудь купил. И даже дважды публиковали объявления в районной газете. Район с радостью бы отдал дорогу в предприимчивые руки по сходной цене. Но желающих обзавестись целой дорогой в 2 километра 700 метров не нашлось. Не принято у нас пока покупать дороги, даже с перспективой поставить шлагбаум и взимать деньги с проезжающих. Недвижимость, участок земли - это понятно, а насчет дороги - это, батенька, слишком. То есть Хабаровскому району так и не удалось избавиться от злополучного объекта, который ему несколько лет назад буквально насильно навязали.

Дареной дороге...в колею смотрят

В 2008 году край передавал Хабаровскому муниципальному району больше 80 километров дорог, в том числе и эту дачную дорогу. Район, как мог, сопротивлялся. Не великое благо получить разбитые вдрызг дороги, которые надо потом ремонтировать и содержать. Но руководство убедили, что не все так безнадежно. Предполагалось, что районам отдадут транспортный налог, а это 14,2 миллиона рублей в год. Дескать, на дороги хватит. Но транспортный налог в конце концов поделили совсем по-другому. Половину собираемых денег оставили поселениям, другая половина отошла краю. Словом, район остался с дорогами, но без денег.

В прошлом году дорогу разбили так, что в мае, июне и июле на дачные участки не ходил рейсовый автобус. Понятно, люди жаловались, звонили в правительство, писали гневные письма. В этом районе 35 садоводческих обществ, более четырех тысяч участков. Умножить, как минимум, на четырех членов семьи, получается приличное количество дачников. И не все они ездят на машинах, многие с кошелками и коробами рассчитывают исключительно на общественный транспорт. И если автобус не ходит, то, скажите на милость, как привезти на огород ту же картошку или рассаду. Идти пешком? Далековато! Инициативный народ бросил клич, дескать, хотим ездить на огород, давайте сбрасываться на ремонт дороги. Ямы засыпали, полотно подлатали, но ненадолго.

Дачники против частника

Поскольку одна и та же картина повторяется каждый год, решили, что вопрос с дорогой надо решать кардинально. Председатель садоводческого товарищества «Золотая осень» Вячеслав Скляров вспоминает, что в двадцатых числах сентября Хабаровский межрайонный союз садоводческих, огороднических и дачных объединений организовал собрание дачников, которые пользуются дорогой 19 километр - «Мукомол». Объявление повесили за два дня, но народу собралось много. В повестке дня значился только один вопрос, поставленный ребром: продажа дороги.

Представитель союза настаивал на том, чтобы дорогу продать. По его мнению, другого выхода просто нет. Якобы даже нашлась семья, которая ее согласна купить. Дачники онемели. То есть как продать? И как, скажите, пожалуйста, они будут ездить на свои участки? Сколько это будет стоить? А их гости, дети, внуки? И как быть с автобусом? С него тоже будут брать мзду? И какая же может быть приватизация, если губернатор пообещал-таки выделить деньги на ремонт дороги? Выходит, отремонтируем на бюджетные деньги, а потом отдадим в надежные частные руки?

Опять же частная дорога предполагает, что где-то рядом есть альтернативная. Не хочешь ехать на дачу с ветерком - поезжай по колдобинам. Говорят, на дачи можно добраться в объезд через сопку Двух братьев. Впрочем, дорогой этот проезд, утверждают автомобилисты, трудно назвать.

Союз садоводов стоял на своем. Рассказывали, будто они пытались уламывать руководство Хабаровского района: мол, смилуйтесь, ведь ваша же дорога! Районное руководство осталось непреклонным. Дорога дачная, тупиковая, кроме садоводов и огородников, то есть горожан, никто по ней не ездит. Вот пусть они ее и ремонтируют. Даже если им вдруг на голову свалятся лишние деньги, они возьмутся за дороги, которыми пользуются жители района. Но ведь не сваливаются же! Так что пусть дачники решают свои проблемы сами. Скинутся с каждого домика, соберут шесть миллионов рублей и отутюжат дорогу до блеска.

Что касается цифр, то они назывались самые разные, в том числе и такая. Очевидно, с учетом средств еще и на устройство двух остановок, чтобы людям было где укрыться от дождя и ветра. Ну, а поскольку район и рубля не пообещал на дорогу, то, выходит, круг окончательно замкнулся. Дорогу надо продавать!

Дачникам идея превратить общественную дорогу в частную не кажется простой и перспективной. Они даже обратились в суд, чтобы тот раз и навсегда запретил депутатам Хабаровского района даже думать о продаже дороги, по которой они ездят на свои участки. Было уже несколько заседаний, но чиновники в суд не ходят, посылают своих представителей, которые подчас настолько не в теме, что только запутывают процесс. Впрочем, откровенно говоря, вряд ли суд при всем сочувствии к дачникам вынесет такой строгий вердикт районным депутатам. Это все равно, что запретить хозяину продавать худую корову, которая перестала давать молоко.

«Гелюй» начинает и выигрывает

Пока же ситуация складывается так. На нынешний год в бюджет края заложили 1,9 миллиона рублей на злополучную дорогу. Еще 200 тысяч рублей добавит Хабаровский район. На два с небольшим миллиона и попытаются в очередной раз подлатать дачную дорогу.

Как всякий госзаказ объемом более полумиллиона рублей, ремонт дороги был выставлен на аукцион. Правила просты: кто предложит меньшую цену, тот и побеждает. Победителем признана одна-единственная организация, которая участвовала в аукционе, - ООО «Гелюй».

Глава Хабаровского муниципального района Владимир Алешко признается, что не знает, откуда эта фирма и что собой представляет. Контракт с ней еще не заключен. Но как только она объявится, опять же по правилам, ей надо сразу заплатить аванс, треть от суммы заказа. Насколько добросовестной она окажется и сколько простоит дорога, которую «Гелюй» отремонтирует на явно небольшие деньги, дачники скоро увидят. Работы начнутся ориентировочно в июне.
Впрочем, это никого не успокаивает. В союзе садоводов понимают, что через год-два тяжелые машины разобьют дорогу опять. Председатель союза Юрий Устинов убежден, что надо бы найти еще пару миллионов рублей и отремонтировать дорогу так, чтобы не возвращаться к ней лет пятнадцать. Где взять недостающие миллионы? Пойти с шапкой по дачным участкам. Если разделить требуемую сумму на четыре тысячи дачников, выходит со двора всего-то и надо по пятьсот рублей. Но тут встает вопрос: а как быть с теми, кто живет на пенсию? Или большую часть расходов придется взять на себя владельцам машин? Согласятся ли они платить за себя и неимущего соседа?

Платить или не платить?

Дачных дорог, подобных той, что ведет к «Мукомолу», в крае много, и все они в достаточно плачевном состоянии. Что с ними делать? Клянчить деньги у своего такого же непреклонного района, содержать дороги вскладчину или и впрямь надеяться на то, что кто-то захочет сделать дорогу прибыльным бизнесом?

Похоже, жизнь, то естьчеткое разграничение полномочий, когда каждая власть имеет соответствующие ее уровню дороги, подталкивает владельцев шести соток к незатейливой мысли, что скоро за все придется платить самим. Как платим мы, владельцы городских квартир, за ремонт крыш, лифтов, а теперь будем еще и за уборку снега.

Ведь, откровенно говоря, дачная дорога еще и потому так быстро приходит в негодность, что вдоль нее почти не осталось кюветов. Дачники по большей части собственники еще те!

Они припахали кюветы к своим шести соткам, так что вода никуда не стекает. Она стоит прямо на дороге, окончательно размывая ее. И еще потому, что, несмотря на все запреты ездить в распутицу тяжелым машинам, народ все равно везет навоз, доски и прочий нужный в хозяйстве скарб. Словом, проявляет полную несознательность.

Как бы там ни было, но даже если на дачную дорогу и придет праздник, случится это лишь летом. А как быть в мае? Скляров волнуется: пойдут ли к ним автобусы? И я его понимаю. Потому что у всех нас, дачников, свои дороги да ситуация до боли типичная.