О советской любви к красному золоту
Три кита ювелирной торговли в Хабаровске когда-то полностью удовлетворяли потребности скромного советского покупателя. «Алмаз», «Янтарь», «Агат» - эти названия магазинов драгоценностей знали все.
В пору дефицита, в начале 90-х, очереди вились даже по крыльцу, когда на прилавок неожиданно выбрасывали цепочки с сережками. Не то что нынче - и магазинов в городе стало примерно в 10 раз больше, чем 15 лет назад, и на ассортимент они щедрее. При этом новые названия ювелирных бутиков так и мелькают на «красной линии». Всех не упомнишь, в отличие от советских времен! Даже любопытно: откуда такая страсть у нашего народа к предметам роскоши?
Сами мы - местные...
- В кризис было падение объемов продаж на 30 процентов по золоту, - говорит руководитель Дальневосточной инспекции пробирного надзора Сергей Зинкин.
- Сейчас есть некий рост, но уровня 2007 года так и не достигли. Зато небольшое оживление наблюдается по серебру. Особенно стали популярны массивные, тяжелые изделия. Видимо, какая-то часть постоянных покупателей изменила желтому металлу в угоду более доступному по цене.
«Мелькание» новых названий и производимый ими эффект расцвета ювелирной торговли можно объяснить только одной причиной - в Хабаровск постоянно наведываются «неместные» торговцы. Однако, если не считать якутских ювелиров, пока все попытки «варягов» успехом не заканчивались. «Примерно год назад к нам активно зашли коллеги из Благовещенска, но быстро покинули рынок, - говорит генеральный директор торговой сети «Золотая Русь» Евгений Шевелев. - Заглядывал и владивостокский «Русский ювелир» - результат тот же, сейчас их две точки уже не работают. Действует, правда, в Хабаровске магазин компании из Комсомольска, но это же свои!».
Примечательно, что и агрессивным москвичам места в Хабаровске тоже не нашлось.
Крупнейшая в стране сеть «585», насчитывающая более 300 магазинов в 120 городах страны, позарилась было, да быстро свернулась. Удивительно, но факт: сети розничной торговли лишь в двух сегментах - продукты и драгоценности - наши бизнесмены держат цепко в своих руках! Что неплохо для местного бюджета.
Яхонтовый мой
Причудливы законы покупательского спроса. То, что в кризис многие неожиданно даже для себя полюбили серебро, объяснить можно. Но чем объясняется неиссякаемая, неподвластная временам страсть к бриллиантам? Продавцы утверждают, что именно на этот вид драгоценностей спрос годами не меняется.
Наверно, все потому, что «лучшие друзья» никогда не подводят. «Массовка» - так на профессиональном жаргоне называют ювелиры самые востребованные народом бриллианты. Их размеры - 0,1 карата и меньше. Покупка более крупных экземпляров - это большая и желанная продавцами редкость, запоминающаяся надолго, ведь бриллиант в 1 карат стоит целый миллион!
Кстати, яхонты (так в Древней Руси звались алмазы) любимы в любых обличьях. Игривый камушек может украшать поверхность панели для мобильника, флэшки, пишущей ручки и даже... детской пустышки. Да-да, есть и такое в бриллиантовом ассортименте Хабаровска! Стоят такие сувениры десятки тысяч рублей. И все равно покупают. «Это штучный товар, на прилавке может пролежать долго, - говорит Евгений Шевелев. - Но все равно найдет своего покупателя. Не так давно в одном из наших магазинов купили ручку с бриллиантом за 100 тысяч рублей, в подарок».
Изумруд в красном, сапфир в белом (золоте) любимы меньше, но постоянных поклонников тоже имеют. Четвертый камень из группы самых драгоценных - рубин - пользуется бешеным спросом у наших соседей китайцев! Вместе с гранатом этот камень разнообразных красных оттенков вызывает у жителей Поднебесной священный трепет, поскольку, согласно поверьям, приносит удачу. Как и «красное» золото, между прочим! Китайцы нынче его просто обожают, скупают крупными партиями и везут на родину - на продажу и сувениры. И кто бы мог подумать?
В «рыжье»!
Говорят, только американские гангстеры могут позволить себе носить черную рубашку с белым галстуком и только русские женщины мыть посуду, не снимая золотых колец. А «виновато» в беспечности (или смелости) наших дам знаменитое «рыжье» - красноватое золото, продукт «советской» ювелирки. Сейчас у особо пафосных персон принято от таких изделий нос воротить. Мол, золото с добавлением меди - не наш уровень! А ювелиры говорят - напрасно.
- Этот сплав из оптимального сочетания золота, серебра и меди стал одним из самых прочных и носких в свое время и до сих пор сохраняет этот статус, - говорит Сергей Зинкин. - Сегодня разрешены к изготовлению десятки, даже сотни других, самых разных сплавов. Но если вы видите перед собой «соломенное» золото, это еще не означает, что именно оно - самое крутое, самое настоящее!
Натуральный цвет золота действительно имеет светло-желтый, лимонный оттенок, но, оказывается, есть сплавы, в которых содержание драгметалла вовсе «не зашкаливает», а по цвету - очень похоже на то! Человеку малоопытному трудно разобраться в таких тонкостях, да он, наверно, и не спешит это делать. По крайней мере, красное золото по-прежнему лидирует на наших прилавках, решительно тесня все другие виды - желтое, розовое, зеленое, белое... Вот такой драгоценный патриотизм.
Розочки, дорожки...
Патриотизм отечественного покупателя проявляется даже в дизайне изделий. «Совковым» с некоторой досадой называет его Зинкин. И констатирует, что народ упорно и безнадежно консервативен в своих предпочтениях. «Большущий сектор потребления по внешнему виду почти не меняется и тиражируется десятилетиями, - вздыхает он. - Розочки, дорожки, «брюлики» или «безкаменка», камни-имитации - вот и предел массовому воображению. Эксклюзив, авторская работа - большая редкость на прилавках. Причем это общемировая тенденция...»
Попытки разнообразить ассортимент народ как будто не замечает. Не стали хитом продаж другие драгоценные металлы, кроме золота, - платина, титан, палладий, изделия из них, как правило, продаются понемногу. «Вдруг подумают, что это дешевое серебро?» - переживает наш человек. А разве для этого он раскошеливался...
Выкладывая крупные суммы за золотые колечки и браслеты, люди хотят носить их как можно дольше. А на все слишком актуальное мода проходит быстро. Может быть, именно этими прагматичными соображениями и объясняется наш консерватизм?
- Топазы бьют все рекорды популярности у массового покупателя, - говорит Андрей Левонян, владелец ювелирных отделов в ряде торговых центров Хабаровска. - Желтые, голубые, коричневые, другие. Требования к дизайну и правда нехитрые: завитушки там, цветочки, камушков разноцветных побольше. Вот, пожалуй, что-то новое - сейчас в моде перстни из серебра с огромными поделочными камнями.
...Без малого 100 тысяч золотых изделий от производителей Хабаровского края прошло регистрацию в Дальневосточной пробирной палате с начала года. Но, как говорит Сергей Зинкин, это лишь малая толика, ведь завозится с других территорий России (с запада, из Сибири) раз в десять больше. Плюс импорт.
Итого - почти миллион изделий в год! Конечно, это не означает, что именно столько и продается, но все равно цифра впечатляет, особенно с учетом кризисных поправок. Между тем, желтый металл в цене растет, за последние 4 года - вдвое. Сейчас один его грамм на рынке стоит около двух тысяч рублей. Как предрекает Сергей Зинкин, золото и дальше будет дорожать. Но уверен, любовь народная к нему не иссякнет.