поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Отар Иоселиани: «Я злобный человек и терпеть не могу публику»

01.10.2012
Просмотры
326
Отар Иоселиани: «Я злобный человек и терпеть не могу публику»
Отар Иоселиани в высказываниях категоричен
Легендарного режиссёра Ота­ра Иоселиани многие критики называют одним из самых ярких в современном кинематографе. А многие участники, гости и зрители десятых «Меридианов Тихого» назвали его главным героем международного кинофестиваля, сместив с этого пьедестала голливудскую диву Дэрил Ханну.

Во Владивостоке он представлял не только свой фильм «Фавориты Луны» в рамках фестивальной программы «Школа.

Мастер-классы», но также и выставку фотографий и раскадровок своих фильмов, созданную совместно с московской галереей Нащёкина, и документальный фильм Андрея Пашкевича «Мой друг Отар Иоселиани». Кроме того, он стал первым человеком, получившим один из главных призов фестиваля - «9288 км», - прямо на церемонии открытия.

Отар Иоселиани приезжает на «Меридианы» уже не первый раз. Говорит честно и остро. Интервью даёт не всем, но для «Тихоокеанской звезды» сделал исключение.

- Отар Давидович, что вы думаете о молодой школе российского кино?

- Да нет у нас никакой молодой школы и быть не может, потому что старая натворила столько бед, что оставила молодых сиротами. Поэтому выбор у них невелик: либо подражать чему-то настоящему, что сделано не у нас - наш кинематограф себя опозорил, либо делать деньги на коммерческом кино. И тогда они перестанут существовать как режиссёры и люди.

Российское кино всегда было придворным. Вообще в нашем искусстве сложилась такая ситуация. В литературе после мерзавца Горького никого не было. Хотя нет, был Булгаков - непонятно вообще, как он в той ситуации появился, но он был один. Был Пильняк, но его сгноили в тюрьме. В поэзии был Мандельштам, и его буквально размазали по стеклу...

Так что нет никакой школы - есть отдельные люди, которые разбросаны по миру, не сдаются и делают своё дело. А молодым надо решить прежде всего, хотят они становиться жуликами, предлагая зрителям то, что идёт сегодня в кинотеатрах, или нет.

- Хорошим режиссёром вообще можно быть с самого начала? Или этому нужно долго учиться?

- На самом деле, кинематограф - это очень простая штука. Я могу за три недели научить снимать кино того, кто никогда раньше этим не занимался. Не нужно долго снимать, чтобы потом (!) понять, что ты не режиссёр. Как не нужно 12 лет играть на скрипке, чтобы потом понять, что ты не музыкант.

- А что нужно молодому режиссёру для того, чтобы снимать хорошее кино?

- О! (Улыбается.) От Катулла, Петрония, Гомера, Данте через Пушкина, Достоевского, Гоголя, Толстого до наших дней проложен мост, и мы его часть. Чтобы сделать что-то стоящее, всё это надо знать - и забыть. Но нужно понимать, что на этом не заработаешь. Картины Ван Гога стали продаваться дорого, когда он уже умер. Картины Модильяни стали ценить тоже после его смерти. Не может настоящее кино приносить деньги! Если приносит и вы ещё живы, то с ним что-то не так.

- Давайте наконец поговорим о вашем кино. В одном из недавних ваших интервью читала, что вы снимаете фильм о молодых людях, которые гонятся за материальными благами, о так называемой «неправильной весне».

- Вы всё путаете! Такое кино я уже снял, когда был ещё юн (снова улыбается). И называется оно «Фавориты Луны». А сейчас я придумал совершенно новую штуку. Но пока ничего вам про неё не расскажу.

- Поделитесь хотя бы тем, где будут проходить съёмки...

- Тоже не могу сказать, потому что ещё не знаю. Да это и не важно. Главное, чтобы атмосфера и люди в том месте, куда я поеду на съёмки, были мне приятны.

- Когда на мастер-классе зал встретил вас аплодисментами, вы сказали: «Не надо аплодировать мне, я же не актриса». Почему?

- Потому что не люблю актёров. И не работаю с профессиональными актёрами. Я снимал Мишеля Пикколи и Богдана Ступку только потому, что они были прежде всего нормальные люди, с ними можно было вытворить всё, что угодно. А сегодня, когда мы говорим «актёр», подразумеваем - «дурно воспитанный человек». Хотя это совершенно не относится к Фаине Раневской. Или, например, певицы. Если меня просят: «Как вы относитесь к певицам?», я отвечу: «Если вы имеете в виду Мадонну и Аллу Пугачёву, то плохо». Однако в то же время была Эдит Пиаф. Понимаете? Профессия не определяет человека, но накладывает отпечаток. И когда про некоторых говорят: «Он актёр», я знаю, что нужно остерегаться.

- Вы производите впечатление очень независимого человека. В том числе и от реакции зрителей на свои фильмы...

- Я злобный человек. И публику терпеть не могу. Среди всех людей, которые смотрят мой фильм, может быть, найдутся двое, которые понимают, что я хотел им сказать. А остальная публика, которая не понимает, лучше пусть смотрит цирк.

Беседовала Дарья Уланова. Владивосток - Хабаровск. Фото автора.